26 августа 1912 года в Никольском единоверческом монастыре в Москве состоялась беседа «Рассмотрение упрека современных старообрядцев православной церкви за строгие меры, какие применялись к их церкви в прежние времена».
Со стороны господствующей церкви выступил миссионер о. Валентин Цветков. Резким визгливым тоном начал он свою речь в защиту гонений.
Гонение на еретиков узаконил, по словам миссионера, царь Алексей Михайлович в книге «Уложение», а господствующая церковь была только исполнительницей этого узаконения. Из отцов церкви в защиту гонений высказывались Св. Иоан Златоуст и пр. Иосиф Волоколамский. И Стоглавый собор, по словам миссионера, проповедовал гонения. Бывали и такие случаи: Св. Лев Катанский сжег волхва Иллиодора, ап. Петр убил Анания и Сапфиру. В толковании на 27 прав. «Кормчей», Аристин допускает возможность физического воздействия. Господствующая церковь, — продолжал миссионер, руководствуясь подобными примерами и узаконила гонение на раскольников, как на хулителей церкви и ее таинств.
Со стороны старообрядцев оппонентом выступил А. В. Зайцев. В первых же словах он сказал, что частными случаями, которые были в истории Церкви, мы руководствоваться в данном вопросе не должны. И Христос в св. Евангелии не велел их брать в образец. Например, когда св. апостолы Иаков и Иоанн, пылая ревностью Илииною, хотели вызвать огонь с неба, для истребления нечестивых самарян, Христос запретил им, сказав: «не знаете, какого вы духа. Ибо Сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». (Луки гл. 9, стр. 51-56). В другом разе, когда апостол Петр вынул меч из ножен и отсек Малху ухо, Христос опять осудил этот поступок апостола. «Неужели, — сказал Христос, — я не мог умолить бы Отца Моего, и Он послал бы легионы ангел, но так надлежит быть, а потому вложи меч твой в его место, ибо взявшие меч, мечом погибнут». Этими двумя примерами Христос решительно осудил насилия в делах веры. Так неужели возможно, ссылаться на апостольские примеры, в защиту гонений, когда они осуждены самим Христом.
Апостолы послушались Христа и насилием к церкви никого не обращали, но господствующая иерархия не только не послушала Господа, но еще в лице присяжных миссионеров старается оправдывать гонения и ввели его даже в догмат веры. (См. книгу «Камень веры»).
Св. Церковь на IV-м вселенском соборе единогласно определила: «по принуждению нет веры». Но господствующая церковь, вопреки св. Евангелию и IV вселенскому собору, на своем соборе 1666 года узаконила гонения. Всякого ослушника ее постановлениям, она приказала сперва увещевать, а потом истязать и казнить (лис. 48). И, как рассказывают историки, с этого времени полилась невинная кровь старообрядцев. Загорелись костры, утвердились застенки и прочие зверства языческого мира. И кровожадные палачи, стали резать и убивать крестящихся двоеперстно.
«Уложение, — доказывал г. Зайцев, — Алексея Михайловича, есть не соборный акт, а гражданский. Церковь древняя нигде и никогда не утверждала его. И Стоглавый же собор нигде не узаконил гонения. Миссионер неправильно сослался на 71 правило Юстиана царя, которое помещено в Стоглаве. Рядом здесь приведено другое правило, которое гласит совершенно противное. Там сказано, что хулители Бога и бесчинники в огне вечном мучимы будут».
В Четьи-Минеи 20 февраля рассказывается, что Лев Катанский служил литургию. Волхов Иллиодор вошел в церковь и учинил при помощи волхования бесчиния. Народ начал в церкви творить разные безобразия, так что пришлось прекратить Божественную службу. Тогда св. Лев Катанский предложил волхву войти с ним на костер. Оба они вошли. Волхв сгорел, а св. Лев чудесным образом остался жив. Таким образом не Лев Катанский сжег волхва, а сила Божия.
Апостол Петр также не убил Анания и Сапфиру, а только пророчески предсказал им наказание Божие; об этом пишет блаженный Иероним (ч. III, стр. 338–339). Наказал же их, как мы видим из Деяний Апостольских, святой Дух.
Толкование на 27 правило св. апостол, как и 67-е правило Карфагенского собора, не проповедуют гонение, а только находят возможным обращаться к власти с просьбой защиты, когда еретики врываются в православный храм и бесчинствуют. Например, когда миссионеры безобразники ворвались в сектантское молитвенное собрание и стали бесчинствовать, то сектанты согласно сих правил обратились к власти с просьбой защитить их, и власть бесчинников выгнала.
Св. Иоанн Златоуст также решительно восставал против гонений. Так в томе II, на стр. 747–48, Златоуст говорит: «Я гоню, но не насилием, а словом, не еретики, но ереси». «Церковь та истинная, которая гонения претерпевает, а не та, которая гонит». («Книга о вере», л. 21 об.).
Иосиф Волоколамский, правда, оправдывал гонения, но против него восстала за это почти вся русская церковь, например, митрополит Даниил, преподобный Нил сорский, преп. Максим Грек и др., следовательно голос Иосифа был не голосом церкви, а частным. А о частных мнениях св. Викентий лиринский сказал, что кем бы они не были высказаны, святым ли, мучеником ли, ученым ли, относит их к ним лично и в закон не ставит, за них они лично будут давать ответ перед Богом. Кто же эти частные ошибочные мнения введет в закон, тот подлежит проклятию. Например, св. Киприан карфагенский перекрещивал еретиков. Церковь не осудила его за это.
Когда донатисты это частное действие ввели в закон, они подпали под проклятие. Подобно донатистам поступила и господствующая иерархия, она частное мнение Иосифа Волоколамского ввела в закон. Даже больше. Иосиф Волоколамский велел гнать еретиков, а господствующая церковь постановила гнать православных христиан-старообрядцев за соблюдение ими православного учения.
Учение Иосифа Волоколамского к тому же и неисполнимо. В послании его к князю Василию Иоанновичу о защищении православной веры против жидовствующих (в Синод. Списке, Макар. Четьи-Минеи, Август, № 183, л. 808; житие Иос. Вол., списанное Саввою Крутицким, стр. 137), он говорит, что можно убивать не только еретиков, но и грешников. Если бы мы стали исполнять это, то перебили бы весь род человеческий, ибо мы все родились во грехах, и все грешим.
В заключение А. В. Зайцев сослался на длинный ряд свв. отцов. Вселенские учители Григорий Богослов, Ириней Лионский, Феодор Студит, Афанасий Великий и др., вместе с Церковью Христовой учили, что насилия в делах веры не должно быть.
В заключительной речи о. В. Цветков, вместо ответа на речь Зайцева, начал изрыгать брань на старообрядцев и на своего собеседника и этим подтвердил, что его верование не может стоять на церковном учении, и оправдывается только хулою, да насилием.
Слушатель
Церковь 1912 № 37 стр. 892-893
Комментариев пока нет