От редакции:
Сам Господь установил таинство евхаристии (причащения) и велел святым апостолам, а в лице их и всем верующим, всегда совершать это таинство в Его воспоминание и вместе с тем всегда вкушать Его Тела и Крови. Действительно, вплоть до конца IV века существовала традиция общего причащения за каждой Литургией. Св. Иоанн Златоуст говорит:
Кто не приобщается, присутствуя на литургии, тот этим самым обнаруживает свою принадлежность к разряду кающихся, ибо не причащающиеся — суть кающиеся (Бес. 3 на посл. к Ефес.).
Св. Василий Великий пишет:
Приобщаться каждый день и воспринимать Тело святое и Кровь Христову добро есть и полезно (Письмо к Кесарии).
Но уже к концу IV века практика частого причащения кардинально меняется: на Востоке начинают причащаться только 1-2 раза в год, на Пасху и на Богоявление. Иоанн Златоуст с горечью восклицает:
Напрасно приносится ежедневная жертва! Напрасно предстоим мы перед алтарем Господа! Никто не приобщается! (III беседа на Послание ап. Павла к Эфесянам).
Уже у Иустина Философа мы читаем, что особенным днем, когда все верующие собирались для причащения, был день воскресный или, как называет его св. Иустин, «день солнца» (Аполог., 1–92 стр.). Еженедельное причащение в воскресные дни стало обычаем на многие последующие века. С другой стороны, вопрос о достойном и недостойном принятии св. Тайн появился уже в те далекие времена, так как и во времена Иоанна Златоуста христиане уклонялись от причащения под предлогом недостоинства. Св. ап. Павел писал:
Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Из этого наставления апостола, по всей вероятности, постепенно развилась в сознании верующих мысль, что не во всяком состоянии можно приступать к божественной трапезе — грех есть препятствие к этому. При развитии жизни Церкви и Церковной дисциплины появились правила, запрещающие верующим в тех или других случаях приступать к причащению. За различные грехи полагались различные сроки отлучения от причащения — 2, 3, 6, 7, 10 и более лет. Только умирающих никогда не лишали св. причастия, хотя бы они были величайшие грешники (см. пр. 13 Первого Вселенского собора, 7 пр. Карфагенского, 2 и 5 пр. Григория Нисского).
В наше время вопрос о частоте и практике причащения волнует очень многих и является весьма спорным. По сложившейся традиции, взрослые старообрядцы приступают к принятию Святых Таин в периоды многодневных постов: Великого, Петровского, Успенского и Рождественского, то есть максимум 4 раза в год. При этом исповедь и причащение, являясь самостоятельными таинствами, по времени оказываются здесь соединенными вместе, а промежутки между постами, по сути, становятся недоступными для желающих причаститься. Однако Апостольские и Соборные правила четко указывают об осуждении непричащающихся.
Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного (9-ое Апостольское правило).
Ему вторит 2-ое правило Антиохийского Собора:
Все входящие в церковь, и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святые евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное.
Еще один интересный момент. Во многих старообрядческих приходах не принято причащать за пасхальным богослужением. Как будто забывается о том, что Пасха состоит не в куличах и яйцах — Сам Христос является Пасхой. И вот этой-то Пасхи лишают верных вопреки всем церковным законам. Вот, например, свидетельство из Зонара:
На великий четверток и великую субботу и на пасху, да причащаются вси, точию аще не в покаянии некоем грех (Лист 27, об.).
На сайт «Русская вера» в рубрику «Вопрос священнику» поступает множество вопросов, связанных с практикой и частотой причащения и подготовки к этому Таинству:
- Почему староверы причащаются Святых Христовых Таин максимум 4 раза в год (в период постов)?
- Чем подтверждается практика столь редкого причащения, если Святые Отцы пишут о традиции частого причащения?
- Почему тем, кто хочет причаститься чаще (каждое воскресение), нужно, по сути, говеть целый год, в то время как священству вообще не установлено никакого говения?
- Для кого выносится Чаша в непостное время?
- Чем может определяться достоинство и готовность к Причастию?
Мы собрали мнения нескольких старообрядческих священнослужителей по вопросу практики причащения Святых Таин и подготовки к нему.
***
Протоиерей Андрей Марченко, настоятель храма Архангела Михаила г. Урска Кемеровской области, Русская Древлеправославная Церковь
В вопросе частоты причащений не должно быть каких-то рамок, ибо человек грешит круглогодично, а христианин, заботящийся о своем спасении, желает скорее освободиться от греха через исповедь и примириться с Богом через причащение, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Регламентировать же, квотировать количество причащений, как редких, так и частых, — плохо, ибо в обоих случаях человек утрачивает благоговение к таинству, в первом — через отвыкание, во втором — через привыкание. Об этом сказал Иоанн Златоуст:
Многие причащаются этой жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, потому что они причащаются однажды в год, а иногда и через два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие — ни однажды.
Нужно, чтобы человек понимал, что причастие необходимо, но не само по себе, а как средство примирения, соединения с Богом. Св. Марье Египетской хватило пары раз за 47 лет, а св. Василий Великий причащался четыре раза в неделю, считая, что это необходимо делать каждый день. Нельзя просто рамки ставить. И однозначного обычая, указывающего на количество причащений, до раскола тоже не было, ибо в Номоканоне написано о причащении лишь в конце постов — на Пасху, Рожество, св. апостолов Петра и Павла, Успение Богородицы (правило 225), а в Кормчей — о необходимости частого причащения (гл. 24, л. 253). В настоящее же время нет ни того, ни другого обычая. Причащающиеся часто вообще, как видим, не желают говеть, а причащающиеся редко спешат к причастию, поговев лишь первую неделю, хотя Номоканон говорит, что причастие — венец поста. В этом отношении более хорош Типикон (л. 65 об.), который указывает, что причащаться можно в любое время — поговеть неделю или по нужде 3-4 дня с сухоядением и коленопреклонениями и причащаться.
Иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону, Русская Православная старообрядческая Церковь
Старообрядцы относятся к вопросу частоты причащения исходя из сложившихся реалий церковной жизни. Для нас частота причащения не является вопросом нумерическим, количественным. Для нас это вопрос качественный. Наша традиция подготовки к Причастию предполагает определенный алгоритм поста и молитвенного правила. По традиции мы всей Общиной причащаемся 4 раза в год, в каждый из годовых постов. При желании каждый христианин может причащаться и чаще, но соблюдая вменяемую практику подготовки к Причащению.
У нас не стоит вопрос о том, что чаще, чем 4 раза в год, причащаться нельзя. Это не так. Но мы и не приветствуем некое обновленческое движение к упразднению всякой особенной подготовки к каждому Причастию. Дело в том, что в Церкви не существует понятия «частое» причащение. В Церкви раньше было постоянное причащение. Понятие «частое» — нумерическое, субъективное. Кто и как меряет — часто или не часто? 4 раза в год — это часто? А 12 раз в год? А 30 раз? Кто решает, когда и сколько раз нужно причащаться? Сам христианин? Его духовный отец? Епископ? Мы не приемлем понятия Частое причащение. Мы принимаем или же постоянное общее причастие, или же общее во время поста. Раньше в Церкви было постоянное причащение. Это так. Все члены Общины причащались при каждой Литургии. На Литургии нельзя было присутствовать, если человек не причащался. Об этом принципе говорится и в Св. Писании и в святоотеческий литературе. Христианин в принципе не мог не причащаться. Каждый, кто не причащался, как говорил св. Иоанн Златоуст, «скотски живет». И именно оттуда в Церкви существует правило, что если человек пропустил три воскресных Литургии, то он отлучался от Церкви. Т. е. образ церковной и литургической жизни был совершенно другой.
С течением времени церковная жизнь оскудела. Не старообрядцы, а еще Симеон Солунский писал о том, что, мол, в древности все причащались, и те, кто не причащался, не мог стоять в храме на богослужении. А теперь, т. е. во времена Симеона Солунского, уже не так. На Литургии присутствуют и те, кто не причащается. Т. е. уже в то время литургическая жизнь изменилась. Поэтому современный принцип причащения только в посту вытекает из того, что Община не может сохранять принцип постоянного причащения. Вы можете себе представить в современной церковной жизни, чтобы на Литургии причащались все, а те, кто не причащается, не имели доступа в храм? Кто-то из нас может сказать себе, что он будет готов причащаться каждый раз? Мы готовы выпроводить из храма всех христиан, кто не готов причащаться на каждой Литургии? Именно из этого человеколюбия и вытекает наш принцип причащения только в посты. Именно поэтому сейчас забыт принцип постоянного причащения. Помните, как апостол Павел говорил: «Если мой брат соблазняется тем, что я ем мясо, то я не буду есть мясо вовек». Так же и мы. Если в нашей Общине есть немощные братья, которые не способны к постоянному причащению, то, по любви к ним, мы ограничим и свое причащение, чтобы не оторвать их от Церкви. Или мы причащаемся все каждое воскресение, или же, если мы так не можем, то причащаемся раз в пост, но все. Отсюда и сформировалась современная практика 4-х разового причастия в год.
Для кого выносится Чаша в непостное время? Опять-таки вопрос нумерический. Чисто теоретически, Вы можете представить себе маленькую Общину из нескольких человек, в которой, по объективным причинам, нельзя никому причащаться, кроме священника? И что, там не служить Литургию вообще? Вы же не забывайте, что сама Литургия совершается в «воспоминание» Исуса Христа. Поэтому современную старообрядческую практику нельзя воспринимать как какое-то ограничение. Это не ограничение, а упорядочение общинной литургической жизни. Каждый вменяемый христианин, адекватно оценивающий свое духовное состояние и имеющий определенный покаянный настрой, конечно же, должен понимать свое недостоинство для Причастия. Воспринимать Причастие как дар Божий, который подается не по каким-то достижениям, а исключительно вопреки им и абсолютно даром. И более того, если кто-то может сказать о себе, что он достоин Причастия, то это самая первая проблема и самое главное препятствие к принятию Св. Таин.
С другой, объективной, стороны, в Церкви Самим Господом уставлен принцип христианского взаимного контроля и взаимной духовной оценки друг друга. Принцип исповеди на чем строится? На оценке поведения христианина другим христианином. Почему Господь и дал власть связывать или разрешать именно апостолам, а не ангелам или самому человеку. Почему апостол Иаков рекомендует исповедывать друг другу согрешения свои? Потому что в оценке нашей духовной жизни очень важен взгляд со стороны. И именно этот взгляд и может нам подсказать, полезно ли будет нам причащаться или крайне вредно в нашем состоянии. Определить наше объективное достоинство. О том, что можно быть недостойным причастия, что причастие может принести смертельный вред, однозначно говорит апостол Павел:
Кто будет есть Хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 12, 27–29).
Принцип достоинства ввел сам апостол, это не чья-то выдумка. Поэтому духовник решает, достоин человек причастия или нет. И это вполне православный подход.
Иерей Иоанн Курбацкий, настоятель храма Знамения Пресвятой Богородицы в г. Калуге, Русская Православная старообрядческая Церковь
На каждой Литургии мы слышим призыв священника или дьякона: «Со страхом Божиим и верою приступите!». Это призыв ко всем, а приступают чаще всего только дети. Это не может не тревожить и не смущать. Но надо отдавать себе отчет в том, что редкое причащение Святых Христовых Таин — многовековая традиция русской Церкви. Так было и до раскола. Наши предки руководствовались предостережениями апостола Павла и многих святых о том, что недостойно приступающий ко Святой Чаше «в суд себе яст и пиет» и «повинен будет Телу и Крови Христовой» (1 Кор. 11:27 и 29). Практику редкого причащения в одночасье не изменишь. И как менять, если она усвоена поколениями с молоком матери? Редкое причащение было и в греческой церкви. В XVIII в. с этим явлением стали бороться видные подвижники, в том числе широко известный в России старец Никодим Святогорец, который написал целую книгу с цитатами святых отцов о необходимости частого причащения.
И в Греции, а потом и в Российской новообрядческой церкви действительно произошло так называемое «литургическое обновление» — стали причащаться часто. Суждение об этом вопросе имело место на совете митрополии при владыке Андриане (Четвергове) в 2004 году. Доклад, легший в основу последующего решения, был даже опубликован в «Вестнике митрополии». Тогда было принято решение, подтвержденное решением Освященного собора 2014 г.:
«Призвать мирян причащаться не реже одного раза в год при соответствующей подготовке, после личной исповеди и благословения духовным отцом перед каждым причащением» (п. 2.2).
Смысл этой формулировки в том, что причащаться можно и чаще одного раза при регулярной исповеди, благословении духовного отца на каждое причащение и молитвенной подготовке к принятию Таинства. Да, действительно, священники причащаются на каждой службе. Действительно, нет правил, устанавливающих особые правила причащения священников и мирян. Но все же жизнь священника отличается от жизни мирянина, ему вверено совершение Литургии и других Таинств. И спрос с него также несоизмеримо больше, чем с простеца.
Духовное состояние современного человека таково, что порой мы не в состоянии даже 2–3 раза в году хорошо подготовиться к Причастию. Это большой труд, и, слава Богу, мы еще хорошо осознаем эту ответственность. Если понижать планку, тогда то, что вчера было нормой, станет вышеестественным подвигом. И в итоге произойдет то, что случилось с католиками: теперь в Великий пост они постятся один день, а перед причастием им надо не есть 3 часа.
Иерей Вадим Коровин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Саратове, Русская Православная старообрядческая Церковь
Несомненно, каждый христианин, не отлученный от святого причастия, может причащаться на каждой Литургии. Это установлено святыми правилами, которые отлучают от Церкви мирян, не причащавшихся без причины более 3 воскресных дней, а также и клириков, если они без греховной вины отлучают от причащения верных, желающих причаститься. Это подтвердил и Совет митрополии РПсЦ, приняв решение о том, что по совету с духовным отцом христианин может причащаться и вне постов. При этом он должен готовиться к причастию так же, как это делают пред Литургией епископы, священники и диаконы, то есть читая соответствующее Правило. С другой стороны, на Руси, вероятно, со времен ее крещения не прижился обычай частого причащения мирян. Древние святители уговаривали христиан хотя бы 1 раз в год приступать к Телу и Крови Христовым, и то не все это исполняли. Думаю, вопрос о частом причащении каждому нужно решать совместно с духовным отцом.
Интересно, в какой момент образовалась традиция практически совмещения двух абсолютно разных Таинств — Исповеди и Причащения? Стало принято исповедоваться обязательно накануне Причастия, и многие считают зазорным нарушением, например, если кто-то исповедовался в начале поста, и еще решил причаститься в Великий Четверг, или по женским причинам не смог на след. день, а только через неделю.
Я знаю как минимум один приход, где еще сохранились традиции Древней Церкви хоть в каком-то виде. Основывается это на очень глубоком доверии настоятеля своим чадам. Под некоторые Великие праздники (Пасха, Рождество, храмовой праздник, День Ангела) батюшка благословляет к принятию Св. Таин тех чад, которые в течение года были на исповеди и не чувствуют за собой таких погрешений, которые бы не дозволили им подойти к Чаше. Это удивительный случай доверия. Очень редкий, но при этом все-таки находящий подтверждение в апостольских правилах.
""""" Иерей Иоанн ишет: Если в нашей Общине есть немощные братья, которые не способны к постоянному причащению, то, по любви к ним, мы ограничим и свое причащение, чтобы не оторвать их от Церкви. Или мы причащаемся все каждое воскресение, или же, если мы так не можем, то причащаемся раз в пост, но все. Отсюда и сформировалась современная практика 4-х разового причастия в год.""""
—————
Мне непонятно, с чем связаны такие ограничения — или причащаемся все, или никто? А если в общине большинство не захотят и раз в год причащаться , то и остальным не причащаться? Я не считаю, что причастие — это какое-то хождение строем.
Интересная логика у иерея Иоанна! По аналогии, если в моей компании некоторые воруют, все воровать будем! :) По любви к ним!
Ну в общем-то так и было в Древней Церкви, исходя из апостольских правил, что, как пишет Катя, "причастие — это какое-то хождение строем". То есть если присутствуешь на Литургии, значит, причащаешься. Неповиновение "строю" наказанием грозило, извержением.
А в наше время кто-то знает такие приходы, где вполне обычно и постоянная практика индивидуального причащения взрослых в любое время года (с соответствующей недельной подготовкой), а не только в посты?
""""То есть если присутствуешь на Литургии, значит, причащаешься. Неповиновение "строю" наказанием грозило, извержением.""""
——————
Эти правила относились к тем, кто мог приобщаться, но не делал этого. А где правила, что тем кто хочет причащаться более 4-х раз в год, надо отказать и загнать в строй из "любви", вот только к кому? Такая установка идет вопреки соборным решениям.
Вот именно, я тоже не знаю правила, "что тем кто хочет причащаться более 4-х раз в год, надо отказать и загнать в строй (имеется в виду непричащающихся?) из "любви". Однако, насколько знаю на практике, единичные старообрядческие приходы практикуют более частое "массовое" причащение, чем 4 раза в год. Потому и спрашиваю. может кто знает, где еще сохранился такой добрый обычай, чтоб причащались чаще?
Соборное решение из современности только такое у нас, от 2014 года: «Призвать мирян причащаться не реже одного раза в год при соответствующей подготовке, после личной исповеди и благословения духовным отцом перед каждым причащением» (п. 2.2). Не реже 1-го раза — это еще грустнее, чем 4 обычно принятых на приходах.
"Призвать мирян причащаться не реже одного раза в год"
Не реже 1 раза в год не означает, что не чаще 4-х раз))) Знаю, что священник не имеет права отказывать в Исповеди и Причастии, если человек достоин, хоть каждый день пусть причащается — такое от многих наших священников слышала.
По правилам-то да, не имеет права отказывать в исповеди в любой день. А вот по факту (исходящему из устоявшейся традиции) говорят: "Исповедь будет постом, тогда и приходите".
Но, с другой стороны, и желающих готовиться много раз в год немного. То ли люди свое недостоинство ощущают, то ли готовиться трудно, то ли просто "по течению" 4 раза в год — это максимум и все. Так везде, или почти везде. Получается странная вещь. Я болен, и мне нужно лекарство — Причастие. Но его мне не положено, потому что я болен. Вот такие размышления.
Без Причастия болезни не вылечить, считаю, что задача как раз пастырей объяснять эту истину и всячески напоминать, что жизнь коротка, и надо заботится о спасении души. К сожалению, у нас часто бывает, что достаточным считается один раз причаститься в год, а если 4 раза — так это уж геройство, для некоторых вообще непонятное. Встречалась с тем, что некоторые весьма неодобрительно относились к ежепостному причащению других, оправдываясь, что все недостойны, не надо дерзить.
Вот каким-то образом сложилось так во всех почти приходах массово, что не принято "выделяться" отдельным людям для более частого причащения, не приветствуется это, осуждается. На теории вроде никто не запрещает, но на практике такие условия созданы, что решимости не хватит ни у кого против "строя" идти. Хотя издревле совсем другое отношение к Таинству этому было.
"подобаетъ убо всякому христiянину трижды в лето причащатися пречистыхъ тайнъ христовыхъ, и каятися греховъ своихъ : а по нашей слабости хотя единожды в лето в великiй постъ, и то велико очищенiе есть" — поучение святаго иоанна златоустаго, о страсе божiи, в пяток 4-й недели поста.
А вот если взглянуть с другой стороны: Зачем служить каждую Неделю и порой на седмице Литургию, если община причащается раз в год? Т.е. если нет младенцев, то и Литургия кроме поста не нужна? Или она для попа? Но тогда чье это "общее дело"?