Свой день православный человек начинает с молитвы. С утреннего молитвенного правила. Некоторая часть этого правила посвящена молитвам за близких: родственников, друзей, знакомых, «начальников, наставников, благодетелей». Следуя заповеди о любви к ближнему, мы молимся за них, за живых и за умерших. Молитва — это и есть первейшее выражение и дело любви. Надеясь приклонить милосердие Божие к тем, кто дорог нам, мы произносим одно за другим их имена. И чем богаче любовью сердце, тем длиннее бывает и список этих имен.
Особенно нужны наши молитвы умершим. Ведь окончившие свой земной путь, сами они уже не могут ни прибавить благих дел, ни покаяться в грехах, ни упросить Господа. Зато мы можем просить для них милости, просить упокоить их, «яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедание дерзнут принести Тебе: но мы живые благословим Тя и молим и жертвы приносим Тебе о душах их» (Псалом 113, стихи 25-26).
Почему субботы родительские?
В каждый субботний день, преимущественно перед другими днями, совершается в Православной Церкви поминовение умерших в православной вере. В этом отличие субботней службы. При этом некоторые из суббот имеют особый статус. Их называют родительскими субботами. Родительскими потому, что первая наша обязанность поминать тех, кто дал нам жизнь — наших родителей, а также родителей наших родителей и других предков. Поминать умерших родных, друзей, знакомых. В эти особые субботы мы молимся за всех, кто умер в надежде воскресения и жизни вечной. Надо заметить, что в родительские субботы в храмах бывает как никогда многолюдно. И еще на службе в такой день особенно ясно понимаешь ту истину, что Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32), что разделение на живых и мертвых лишь временно и условно. В особенности отрадно в эти дни бывает тем, кто с трудом переживает разлуку. Молитвами об упокоении «стеночка» между нашими мирами истончается, и мы становимся ближе. Но вернемся к родительским субботам. Две из них называют Вселенскими, так как в эти дни поминают всех умерших православных христиан. Это предпоследняя перед Великим постом суббота, которая называется мясопустной родительской субботой, так как она бывает накануне мясопустной недели, и Троицкая родительская суббота накануне праздника Пресвятой Троицы.
Мясопустная Вселенская родительская суббота бывает накануне воскресного дня, посвященного воспоминанию о Страшном Суде, и естественно, что Церковь как бы в день, предшествующий Суду, умоляет праведного Судию о всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере — праотец, отец и братии наших, от всякого рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев», а также о всех утонувших, погибших в бою, от землетрясения, от рук убийцы, от молнии, засыпанных землей, растерзанных зверями и другой смертью «внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения».
К тому же, приближаясь к подвигу поста, верующие стараются примириться со всеми: с близкими и дальними, с живыми и умершими. Прощению обид и примирению с живыми будет посвящена следующая за мясопустной неделя, которую завершит Прощеное воскресенье. В родительскую же субботу мы особо молимся о тех, для кого уже закончилась земная жизнь, отдавая тем священный долг любви.
Собственно назначение родительских суббот — объединение Церкви. Родительские субботы дают нам возможность ощутить реальность объединения всех ее членов — и ее святых, и живущих ныне, и умерших. День же Пресвятой Троицы, в который Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, называют днем рождения Церкви. Поэтому так понятно установление родительской субботы накануне этого дня.
Родительские субботы Великого поста
Вы, вероятно, замечали, что Великий пост особенно объединяет верующих. Духовная жизнь постом становится активнее, молящихся в храмах — больше. Все мы живем в одном ритме, и внутренний наш духовный компас указывает нам одну цель. Три родительские субботы Великого поста, на второй, третьей и четвертой неделе, соединяют нас со «своими» из другого мира и напоминают о загробной жизни.
Суббота поминовения воинов
Говоря о родительских субботах, нельзя не упомянуть о субботе, посвященной воинам. Еще в ветхозаветные времена было принято совершать поминовение воинов, «за веру и Отечество во брани убиенных». В православной Церкви тоже есть такая традиция. Поминовение православных воинов, «за веру и Отечество во брани убиенных», совершается в Дмитриевскую родительскую субботу, ближайшую перед 8 ноября — днем памяти святого Димитрия Солунского.
Начало Дмитриевской родительской субботе положила торжественная панихида по павшим на Куликовом поле воинам, отслуженная в обители Живоначальной Троицы преподобного Сергия в 1380 году. Тогда же князь Димитрий Иоаннович Донской предложил творить поминовение убитых воинов каждую Дмитриевскую субботу.
—————
По материалам журнала «Славянка»
Комментариев пока нет