Духовные стихи являются одним из мало изученных и даже загадочных видов народного искусства. В старину на Руси духовные стихи играли больше значение в обрядовой, праздничной, музыкальной и поэтической жизни русского народа. По сути, они заполняли культурную нишу, свободную от непосредственно церковной христианской музыки и являлись антиподом протоязыческого, скоморошьего музыкально-танцевального творчества. Сегодня наш сайт публикует беседу с одной из выдающихся исполнительниц духовных стихов, специалистом в области народной и старинной церковной музыки Полиной Терентьевой.
Степан Бахтияров, живущий в уральской тайге и принадлежащий к древней народности вогулов, недавно крещен в старообрядчестве и вошел в ивдельскую общину Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Хотел бы кратко поделиться своими впечатлениями от участия в нескольких собраниях, посвященных обсуждению проектов решений грядущего Архиерейского Собора, главным образом, на тему: «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века».
Можно ли россиянам вернуть бывшие у них до октябрьской революции права, обсуждали 31 октября на II съезде движения «Право на оружие». Как выяснилось, в Российской империи и древнерусском государстве права граждан на ношение оружия были гораздо более широкими, нежели во времена Советского Союза и в наши дни.
С незапамятных времён среди мужчин на Руси было принято носить окладистые густые бороды. И все знают, что первым против этой традиции выступил Петр I, издавший в 1698 году знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший ношение бород. Таким образом, в 2013 году исполнилось 315 лет налогу на бороду.
Каток сталинских репрессий прошел по старообрядчеству как ни по одной другой конфессии России. Были уничтожены целые социальные классы, религиозные группы, выкорчеваны роды и фамилии. При изучении документов 30-40-х годов современного исследователя и читателя поражает хладнокровная и последовательная методичность, с которой истреблялись лучшие представители русского народа. Сайт «Русская вера» продолжает публикацию цикла статей историка подмосковного старообрядчества Юрия Исаева, в которых он рассказывает о драматических судьбах старообрядцев и пытается осмыслить уроки, которые должно вынести общество из этой трагедии XX века.
Присоединение общины угандийских христиан подтвердило факт, что основы старообрядчества, по своей сути, являются вселенскими и универсалистскими. Вместе с тем нельзя не признать невысокую активность самих старообрядческих согласий в проповеди. Об этом явлении немало говорилось на состоявшемся соборе РПСЦ. Известный старообрядческий священник о. Михаил Родин предложил ряд мер, призванных укрепить миссионерское направление деятельности Церкви. Сегодня мы публикуем беседу с ним.
Что такое суп, знают все. По крайней мере, в России без супа невозможен никакой обед. И поэтому недаром суп называют у нас первым блюдом, первым и по порядку, и по смыслу. Обычно супы готовят повара более высокой квалификации, чем те, что готовят вторые блюда, пусть даже и порционные. Выше по кулинарному рангу стоят только творцы соусов.
Одним из важных тем состоявшегося Освященного Собора РПСЦ стала современная проповедническая деятельности Церкви и, в частности, духовное окормление недавно присоединившейся христианской общины Уганды. В пункте четвертом своих решений Собор постановил: «Создать фонд содействия православной миссии в Уганде. Организацию фонда поручить иерею Николе Бобкову». Сегодня мы публикуем фрагменты выступления о. Николы Бобокова на Соборе, посвященные его впечатлениям от поездки в старообрядческую общину Уганды.
Очамчира, равно как и соседний Ткварчели (теперь — Ткуарчал, по-абхазски) — памятники эпохи освоения Абхазии, память о которой хранится некоторыми людьми, среди которых Виктор Иванович Онипко.
Не так давно нижегородский педагог Анна Сырцова подготовила и издала учебное пособие для желающих научиться древнерусскому церковному пению. Можно сказать, что это не только личный авторский дебют, но и на самом деле первая попытка создать учебное пособие, повествующее об азах знаменного пения и крюковой нотации. Сегодня на страницах нашего сайта Анна Сырцова размышляет о возможных путях обучения детей певческому церковному искусству.
Автор этого очерка, блогер Дмитрий Строганов, до недавнего времени, как и большинство жителей нашей страны, считал старообрядцев сродни динозаврам, вымершими. Оказалось, что приверженцев разнообразных старообрядческих течений в России около двух миллионов, а один из их духовных центров и вовсе до сих пор существует на своем историческом месте, на Рогожском.
Мы продолжаем публиковать фоторепортажи известных путешественников. Сегодня предлагаем вниманию наших читателей страничку фотографа и блогера Олега Смолия, посвященную староверам Тувы.
Секретариат Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви разослал постановления Освященного Собора РПСЦ (состоявшегося в граде Москве 16–17 октября 2013 г. по н. ст.).
Обращение к Президенту Российской Федерации В. В. Путину. Об отношении Русской Православной Старообрядческой Церквик пропаганде содомского греха. Принято Освященным Собором Русской Православной Старообрядческой Церкви 17 октября 2013 г.
Одним из увлечений игумена Кирилла Сахарова являются путешествия по старообрядческим общинам. И хотя сам игумен Кирилл является чадом Московской Патриархии, старообрядцы охотно рассказывают ему о своих традициях и церковной жизни. Благодаря его очеркам, мы имеем возможность узнавать о бытии самых отдаленных старообрядческих общин, приходов и монастырей. Сегодня о. Кирилл рассказывает о своем путешествии в штат Орегон, где находятся общины христиан-старообрядцев разных упований.
Вот уже более 30 лет судьба семьи Лыковых занимает умы всех интересующихся бытом и особенностями жизни таежных отшельников, некогда бежавших от царских, а потом и большевистских гонений на Старую Веру в бескрайние леса Сибири и Забайкалья. Фотограф-натуралист Игорь Шпиленок, недавно побывавший на заимке Агафьи Лыковой, сегодня публикует свой репортаж.
Сайт «Русская вера» продолжает публикацию цикла статей историка подмосковного старообрядчества Юрия Исаева, в которых он размышляет о судьбах старообрядческих начетчиков и рассказывает нам о трагической истории начетчиков Богородской общины.
Имя уральского предпринимателя и общественного деятеля Евгения Ройзмана хорошо известно в России. Прежде всего, его связывают с основанным им фондом «Город без наркотиков» и политической деятельностью в Екатеринбурге. Гораздо меньше известно о его главном увлечении — коллекционировании старообрядческих икон. Евгений Ройзман не только создал первый в России частный музей икон, спас сотни произведений церковного искусства от хищения или гибели, но также способствовал распространению и научному признанию самого термина «невьянская икона».
Нередко в храмах и музеях можно встретить иконы с переделанным перстосложением. Некоторые горе-изографы умудрялись нарисовать Спасителю все шесть пальцев. Об этом и многом другом будет рассказано на лектории, который состоится 13 октября в Музее имени преподобного Андрея Рублева.
История Спасо-Андроникова монастыря связана с именами великих русских святых, чтимых как новообрядческой, так и старообрядческой Церквями, — это святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Андрей Рублев. Однако стены этого монастыря помнят и собственно старообрядческих святых.