По старообрядческому летоисчислению сегодня 7522 год от сотворения мира. Но, сохраняя древнюю веру, живут они в 2013-м, считают, что конец света близок, однако не уходят «в затвор» или в катакомбы. Казанские старообрядцы старо-поморского согласия занялись делом, до которого ещё ни у кого из нас руки не дошли.
Юрий Швец постоянно открывает новые страницы истории родного города. Совсем единицы вспомнят о небольшой деревянной церквушке, стоявшей в самом центре старого Кишинёва. Данная церковь — Покрова Пресвятой Богородице — принадлежала старообрядческой общине Кишинёва.
Русская печь совсем не сразу стала такой, как мы ее представляем по фильмам и сказкам. И совсем не быстро превращалась в тот универсальный кулинарный инструмент, который сегодня связывается с русской кухней.
В 30-е годы XX века в подмосковных Гуслицах шли коллективные процессы против «врагов народа». По многим делам были расстреляны десятки человек. В современной исторической литературе можно найти информацию об этих процессах и этих людях. Однако нигде не сказано, что по многим таким делам проходили старообрядцы. О трагической истории общины беглопоповского согласия «лушканов» рассказывает историк подмосковного старообрядчества Юрий Исаев.
Многих читателей нашего сайта интересует жизнь и традиции старообрядцев, проживающих за пределами России. Мы стараемся регулярно публиковать статьи, посвященные этой теме. Так, например, не так давно были опубликованы материалы о жизни староверов в США, странах Латинской Америки и Австралии. Сегодня мы публикуем выступление латвийского старовера Д. А. Жилко, посвященное современной жизни старообрядцев Латвии.
На губернском телеканале Екатеринбурга стартовал показ многосерийного документально-игрового фильма «Новости. Документы. Екатеринбург». Впервые в нём будет рассказано о роли старообрядчества в истории края. По мнению экспертов, этот фильм в определенной степени является информационным прорывом. До этого тема исторического влияния старообрядчества на становление уральского региона тщательно замалчивалась…
Сегодня мы продолжаем разговор о непростой судьбе христианских духовных стихов и публикуем статью авторитетного в этой области специалиста Александра Емельянова.
Среди русских эмигрантов Австралии старообрядцы занимают особое место. Это заметно, прежде всего, в области, по тому, как они оценивают свое место в австралийском обществе и, конечно, по тому, как они ходят по воскресеньям молиться. Русская иммиграция в Австралии делится на несколько слоев в зависимости от волны, в которой прибыли мигранты.
Считается, что важнейшей особенностью традиционной русской кухни является использование русской печи — с ее медленным многочасовым томлением пищи, особым температурным режимом и т.п. В принципе, это мнение верно. Действительно, приготовление в печи придает блюдам удивительную индивидуальность, свойственную нашей исторической кулинарии. Но не все так просто. И сводить русскую кухню к русской печи — наивное заблуждение.
Печально закончилась попытка екатеринбургской поморской общины построить долгожданный храм. Фирма-подрядчик, взявшая на себя обязательства помочь в строительстве, отказалась передать храм верующим.
О духовных стихах, народной музыкальной культуре и её современной деградации мы продолжаем беседу с одной из выдающихся исполнительниц духовных стихов, специалистом в области народной и старинной церковной музыки Полиной Терентьевой.
12 ноября 2013 года святая Церковь отмечает день памяти иже во святых отца нашего святителя Амвросия, митрополита Белокриницкого и всех Древлеправославных христиан. В этом году также отмечается 150 лет со дня его упокоения.
Судьбы старообрядческих икон, как и судьбы людей, очень разные, но чаще — трагические. До 1905 года во время святотатственных актов в старообрядческих храмах и моленных многие иконы изымались полицией и представителями господствующей Церкви. Часть икон уничтожалась, другие попадали в бедные новообрядческие храмы и монастыри, где нередко «исправлялись» и зарисовывались. Однако были и парадоксальные случаи, когда сами старообрядцы перерисовывали именословное перстосложение на двуперстие. Об этом и многом другом читайте в статье Татьяны Игнатовой, написанной на основе лекции, состоявшейся 13 октября в музее имени Андрея Рублева.
Старообрядческие ярмарки в последние годы стали своеобразной формой общения для людей, интересующихся русской традицией и культурой. На них можно встретить не только собственно староверов, но и не менее заинтересованных этой темой людей, не принадлежащих к старообрядческой Церкви. Среди них немало увлеченных разными направлениями народного творчества, промыслами и коллекционированием. Галина Горюнова, архитектор по профессии, уже много лет занимается коллекционированием старинной русской одежды.
Парная баня (мыльня, мовня, мовь, влазня), которую любили и князья, и знатные люди, и простой народ, была известна у славян ещё в V–VI веках. Помимо своего чисто функционального назначения баня играла большую роль в различных обрядах. Например, посещения бани считались необходимыми накануне венчания и на другой день свадьбы и сопровождались особым церемониалом.
Духовные стихи являются одним из мало изученных и даже загадочных видов народного искусства. В старину на Руси духовные стихи играли больше значение в обрядовой, праздничной, музыкальной и поэтической жизни русского народа. По сути, они заполняли культурную нишу, свободную от непосредственно церковной христианской музыки и являлись антиподом протоязыческого, скоморошьего музыкально-танцевального творчества. Сегодня наш сайт публикует беседу с одной из выдающихся исполнительниц духовных стихов, специалистом в области народной и старинной церковной музыки Полиной Терентьевой.
Степан Бахтияров, живущий в уральской тайге и принадлежащий к древней народности вогулов, недавно крещен в старообрядчестве и вошел в ивдельскую общину Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Хотел бы кратко поделиться своими впечатлениями от участия в нескольких собраниях, посвященных обсуждению проектов решений грядущего Архиерейского Собора, главным образом, на тему: «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века».
Можно ли россиянам вернуть бывшие у них до октябрьской революции права, обсуждали 31 октября на II съезде движения «Право на оружие». Как выяснилось, в Российской империи и древнерусском государстве права граждан на ношение оружия были гораздо более широкими, нежели во времена Советского Союза и в наши дни.
С незапамятных времён среди мужчин на Руси было принято носить окладистые густые бороды. И все знают, что первым против этой традиции выступил Петр I, издавший в 1698 году знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший ношение бород. Таким образом, в 2013 году исполнилось 315 лет налогу на бороду.
Каток сталинских репрессий прошел по старообрядчеству как ни по одной другой конфессии России. Были уничтожены целые социальные классы, религиозные группы, выкорчеваны роды и фамилии. При изучении документов 30-40-х годов современного исследователя и читателя поражает хладнокровная и последовательная методичность, с которой истреблялись лучшие представители русского народа. Сайт «Русская вера» продолжает публикацию цикла статей историка подмосковного старообрядчества Юрия Исаева, в которых он рассказывает о драматических судьбах старообрядцев и пытается осмыслить уроки, которые должно вынести общество из этой трагедии XX века.
Присоединение общины угандийских христиан подтвердило факт, что основы старообрядчества, по своей сути, являются вселенскими и универсалистскими. Вместе с тем нельзя не признать невысокую активность самих старообрядческих согласий в проповеди. Об этом явлении немало говорилось на состоявшемся соборе РПСЦ. Известный старообрядческий священник о. Михаил Родин предложил ряд мер, призванных укрепить миссионерское направление деятельности Церкви. Сегодня мы публикуем беседу с ним.
Что такое суп, знают все. По крайней мере, в России без супа невозможен никакой обед. И поэтому недаром суп называют у нас первым блюдом, первым и по порядку, и по смыслу. Обычно супы готовят повара более высокой квалификации, чем те, что готовят вторые блюда, пусть даже и порционные. Выше по кулинарному рангу стоят только творцы соусов.