В Россию прибыли так называемые «Дары Волхвов». Эта ранее неизвестная в России святыня, возраст которой составляет якобы около 2000 лет, хранилась в одном из Афонских монастырей. На поклонение этим дарам выстроились очереди в десятки тысяч человек. Вместе с тем многие верующие, в том числе и христиане старообрядцы, недоумевают о происхождении этих «даров», а также о богословском смысле факта поклонения им. Сегодня наш сайт публикует комментарии старообрядческих священников на эту тему.
Гуслицы не отыскать на карте. Село переименовано, разве только речка Гуслица выдаст названием эти места. А вместе с тем эта обширная местность на востоке Подмосковья широко известна и за пределами области. В прошлом Гуслицкий край по праву именовали «Старообрядческой Палестиной». Край этот и сегодня населён преимущественно старообрядцами.
В музее преподобного Андрея Рублёва, что в Москве, продолжаются уникальные занятия научно-просветительского лектория, посвященного культуре и искусству старообрядчества. 12 января 2014 года в рамках курса «Старообрядческая иконопись» пройдет лекция, посвящённая истории медного литья подмосковного центра старообрядческих промыслов — района Гуслиц.
Исаевы, Федосеевы, Хахаевы, Хазовы, Бариновы, Степановы… Почти все потомки многочисленных ветвей нашего гуслицкого рода рассеяны и не знают о существовании друг друга. И даже те, на кого изредка удается наткнуться, далеко не всегда идут на контакт. Следствием сложных и травматичных процессов в нашем обществе в XX веке стало то, что сейчас наши фамилии — срезаны под корень.
Культура Руси всегда отличалась большим разнообразием национального костюма. Особенности кроя сарафанов, узоры платков и поясов, формы шапок и колпаков отображали национальные и местные традиции, воплощали не только утилитарный, но и мировоззренческий, философский характер костюма. Страшный удар по бытованию русского костюма был нанесен реформами Петра I, а спустя двести лет — большевистской «культурной революцией». Возможно ли возрождение русского костюма в повседневной жизни нашей страны, размышляет в своём творческом проекте «Против течения» фотохудожник Алла Соловская.
В последние годы историки часто обращаются к взаимоотношениям между святителем Филиппом, митрополитом Московским, и царём Иоанном IV Васильевичем. Появляются новые исторические версии этих событий. Сквозь призму противостояния светской и духовной власти второй половины XVI века исследователи пытаются понять и более поздние события русской истории. Свой взгляд на эти события изложил известный режиссер Павел Лунгин.
Преосвященным архиереям, благоревностным священнослужителям и всем верным и благоговейным чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым.
Пока на лужайке у храма бегали козы, выискивая, чем бы травянистым полакомиться во время затянувшейся декабрьской оттепели, к храму степенно пришел настоятель — сегодня суббота и пора готовиться к вечернему богослужению. Калитка уже открыта — внутри трудятся две старушки: моют пол, чистят подсвечники и протирают стеклянные оклады икон.
Мы предлагаем вниманию читательниц выкройку косоклинного распашнго сарафана. За основу взят крой сарафана Богородского района Нижегородской области начала XX века.
22-25 декабря 2013 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Собор Епископов Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Епископов Древлеправославной Церкви, приняли участие благочинные отцы, сотрудники различных отделов и комиссий.
О непростой жизни, быте и традициях старообрядческих общин Аляски рассказывают журналисты западноамериканского издания «The Atlantic» Венди Йонассен (Wendi Jonassen) и Райан Лафлин (Ryan Laughlin).
На совещании редакторов старообрядческих СМИ было отмечено, что в современной ситуации широкого распространения аудиовизуальной продукции всё большую популярность приобретают аудиокниги. Не имея возможности, как в старину, посидеть с обычной книгой, многие готовы слушать часами аудиоверсии мировой классики. Настало время оцифровывать в виде аудиофайлов и старообрядческую литературу. Назначению и особенностям аудиокниг посвящена статья старообрядческого священника, настоятеля калужской общины РПСЦ о. Иоанна Курбацкого.
Почему после церковного Раскола XVII века десятки русских святых оказались вычеркнутыми из святцев, а могилы некоторых из них были преданы поруганию и забвению, можно было узнать во время лектория, состоявшегося в музее преп. Андрея Рублёва в г. Москве. Сегодня мы публикуем часть лекции, посвященной деканонизации святых в синодальной церкви.
Первое упоминание о сарафане относится к 1376 году. Создатель Никоновской летописи так называет длинную распашную (то есть расстёгивающуюся) мужскую одежду. До начала XVII века это слово в письменных источниках встречалось нечасто, и действительно обозначало предмет мужского костюма.
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей рассказ Евгении Полежаевой, потомка известных местных предпринимателей, об истории рода Полежаевых, внесших большой вклад в развитие Боровска.
Сайта Ruvera.ru уже не раз рассказывал о старообрядцах, живущих в общинах за рубежами нашей страны. Сегодня мы публикуем очерк американской журналистки Maeve McDermott «The Hidden Village of Alaska’s», посвященный старообрядцам старинного городка Николаевска, а также фрагмент фильма о них, снятого компанией National Geographic.
Мы продолжаем публиковать серию фоторепортажей известного путешественника, фотографа и блогера Антона «cheger» Афанасьева, посвященных истории нижегородских старообрядческих скитов.
Так исстари повелось у верующих — приезжать на престольный праздник в тот или иной храм, чтобы поздравить прихожан, разделить с ними радость совместной молитвы, пообщаться. И такие поездки, пожалуй, большая часть информационной повестки в старообрядческой среде. Торжество ценно само по себе, но, когда к тебе приезжают гости, его значимость возрастает многократно. Однако бывают случаи, когда гости, особенно священники, приехать ну никак не могут!
Почему на «загнивающем» западе растет интерес к старинной музыке, а в России о знаменном пении знают только старообрядцы и специалисты? Есть ли выход из этой ситуации? Мы продолжаем беседу с исполнительницей духовных стихов, музыковедом Полиной Терентьевой.
«Как появился наш храм в Омске? Можно сказать, что чудом, — продолжила свой рассказ Марина Калистратовна, — Общины-то не было в Омске, в Новосибирск ездили причащаться к батюшке Михаилу».
На Урале — бум интереса жителей к собственной генеалогии. Люди все активнее интересуются жизнью своего рода, особо старательные в этих поисках «уходят» вглубь веков, «вспахивая» почву аж в XVII или XVIII веке.
На прошлой неделе вышла в свет книга «Иконы старообрядцев Причудья» — итог многолетних изысканий активиста объединения «Русская школа Эстонии», бывшего инженера, а ныне исследователя художественного творчества староверов Эстонии Юрия Мануйлова.