После Октябрьской революции уникальная старообрядческая общинная культура, построенная на разветвленных связях по всей стране и за ее границами, гарантировавшая выживание во время гонений в царской России и формировавшая яркие и сильные характеры, в новых условиях тотальной индустриализации страны, «находящейся во враждебном окружении», стала основным фактором риска для старообрядцев.
Агафья Лыкова давно стала символом русского человека в экстремальных условиях, наедине с суровой природой. В воскресенье, 26 января, состоялась встреча бывшей послушницы Агафьи Лыковой Надежды Усик с прихожанами старообрядческого храма Николы чудотворца у Тверской заставы в Москве. Надежда рассказала о своем духовном пути, о том, как она пришла к Старой вере и как жизнь в тайге повлияла на ее судьбу.
Федор Афанасов — председатель Палаты по экономическому и культурному сотрудничеству между Румынией и Россией. Это независимая некоммерческая, неправительственная, неполитическая организация, которая стремится содействовать сотрудничеству между Румынией и Россией в экономической, культурной и социальной сфере. Федор, молодой активный человек с бородкой, объясняет, почему он решил заняться этой деятельностью.
Сейчас очень многие люди не знают своих «корней», как и чем жили их предки. Некоторые начинают задумываться об этом только тогда, когда тех, кто располагает нужной информацией, уже нет в живых. Пытаются что-то узнать, кто-то даже приступает к архивным изысканиям, но порой бывает поздно. Автор сайта «Русская вера» Марина Волоскова пытается восстановить трагическую биографию ржевского краеведа и писателя Василия Иголкина.
К написанию этой небольшой заметки автора подтолкнули те события, которые происходят на Украине, и о которых, не умолкая, говорят средства массовой информации последние несколько месяцев. Как мне, христианину, относиться к этим событиям? Должны ли они меня волновать? Должен ли я не обращать внимания на то, что в центре Киева, этой колыбели Святой Руси и православия, происходят ужасные столкновения? Или мне нужно бороться за правду и самому выйти на Майдан?
Епископ РПСЦ Силуян, Новосибирский и всея Сибири, в интервью корреспонденту интернет-журнала о жизни в Сибири Сиб.фм рассказал об условиях воссоединения старообрядцев с «официальной» Русской православной церковью (РПЦ), врагах православия и о том, почему мужчина без бороды не получит Божью помощь.
Значительную долю в новостных лентах информационных агентств сегодня занимают революционные потрясения, происходящие на Украине. Однако в пылу этих событий многие забывают об исторической близости братских народов. Одной из интересных страниц истории, связывающих русских и украинцев, является бытование старообрядческих общин на территории Малороссии и Украины в XVIII-XX веках. Об этом и многом другом мы сегодня беседуем с историком, автором монументального двухтомного труда «Старообрядчество в Российской империи», старшим научным сотрудником Института украинской археографии и источниковедения Сергеем Васильевичем Таранцом.
В музее преп. Андрея Рублева состоялась премьера документального фильма «Кадушка», посвященного жизни и быту староверов-часовенных поселка Килинск Таштагольского района Кемеровской области.
Фамилия Мараевых стала известна в Серпухове со второй половины XIX века. Четыре брата — Фрол, Василий, Константин и Родион — были крепостными крестьянами графини М.В. Орловой-Давыдовой, но занимались отхожими промыслами. К моменту, когда в 1839 году они были отпущены в вольные хлебопашцы, братья имели значительные капиталы и свою мануфактуру, оставаясь при этом приписанными к крестьянскому сословию.
Жития святых были одним из излюбленных чтений в древней Руси. Ими зачитывались и старые, и малые, и бедные, и богатые, и простолюдины, и великие князья. Современные историки культуры уделяют немалое внимание этому жанру, исследуя не только сами жития, но и историю их возникновения, и личности авторов. Сегодня мы беседуем с исследовательницей древнерусских житий, написанных Епифанием Премудрым —Александрой Владимировной Духаниной.
Святыня «Дары волхвов», привезенная из далёкого афонского монастыря, побывала уже в Москве, Санкт-Петербурге, Минске и готова к отправке на Украину. Вместе с тем, участившиеся случаи привоза зарубежных святынь и ажиотаж вокруг них вызывают закономерный вопрос у россиян: почему не уделяется соответствующее внимание отечественным, российским святыням, древностям и прочим духовно-историческим ценностям? На этот вопрос отвечают представители старообрядческой интеллектуальной элиты.
Где ставить запятую в этой фразе? Старообрядцы и бизнесмены отвечают по-разному…Уральские старообрядцы выражают обеспокоенность ситуацией, которая складывается в Екатеринбурге вокруг территории бывшей Свято-Троицкой церкви, ныне оказавшейся в буквальном смысле окруженной активным застройщиком.
Визит митрополита Корнилия, предстоятеля РПСЦ, на Средний Урал летом 2013 года получил широкий общественный резонанс — о нем несколько дней рассказывали местные общественно-политические СМИ. Накануне своего отъезда владыка ответил на вопросы читателей уральской старообрядческой газеты «Община».
20 января на телеканале «Россия–1» в рамках программы Бориса Корчевникова «Прямой эфир» состоялась передача, посвященная известной сибирской отшельнице Агафье Лыковой. Посмотреть эту вызвавшую неоднозначные мнения передачу вы можете прямо на нашем сайте.
Парадоксальная ситуация, которая так и осталось бы местечковой, если бы не получила широкой огласки, сложилась в одной из старообрядческих общин Свердловской области. Речь о городке Ревда, где несколько лет назад верующие приняли решение зарегистрировать собственную общину во имя Святителя Николы, просить у местных властей землю и строить храм.
Имеретинская долина, расположенная неподалеку от города Сочи, издревле являлась местом расселения старообрядцев-некрасовцев. Теперь этот край застроен спортивными объектами, но в память о проживавших тут еще несколько лет назад старообрядцах сохранено старинное кладбище. Как оказалось, увидеть его можно только со спутника или самолета.
В декабре в один из приемных дней к мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману, который, как известно, был избран в сентябре 2013 года на высокий пост, а до этого занимавшийся борьбой с наркоманией и коллекционированием икон невьянского старообрядческого письма, пришли люди с искренней просьбой, о которой при прежнем руководстве города услышать бы явно не пришлось. Переживают они о важном и значимом для большинства жителей городов, имеющих собственную историю.
В Россию прибыли так называемые «Дары Волхвов». Эта ранее неизвестная в России святыня, возраст которой составляет якобы около 2000 лет, хранилась в одном из Афонских монастырей. На поклонение этим дарам выстроились очереди в десятки тысяч человек. Вместе с тем многие верующие, в том числе и христиане старообрядцы, недоумевают о происхождении этих «даров», а также о богословском смысле факта поклонения им. Сегодня наш сайт публикует комментарии старообрядческих священников на эту тему.
Гуслицы не отыскать на карте. Село переименовано, разве только речка Гуслица выдаст названием эти места. А вместе с тем эта обширная местность на востоке Подмосковья широко известна и за пределами области. В прошлом Гуслицкий край по праву именовали «Старообрядческой Палестиной». Край этот и сегодня населён преимущественно старообрядцами.
В музее преподобного Андрея Рублёва, что в Москве, продолжаются уникальные занятия научно-просветительского лектория, посвященного культуре и искусству старообрядчества. 12 января 2014 года в рамках курса «Старообрядческая иконопись» пройдет лекция, посвящённая истории медного литья подмосковного центра старообрядческих промыслов — района Гуслиц.
Исаевы, Федосеевы, Хахаевы, Хазовы, Бариновы, Степановы… Почти все потомки многочисленных ветвей нашего гуслицкого рода рассеяны и не знают о существовании друг друга. И даже те, на кого изредка удается наткнуться, далеко не всегда идут на контакт. Следствием сложных и травматичных процессов в нашем обществе в XX веке стало то, что сейчас наши фамилии — срезаны под корень.
Культура Руси всегда отличалась большим разнообразием национального костюма. Особенности кроя сарафанов, узоры платков и поясов, формы шапок и колпаков отображали национальные и местные традиции, воплощали не только утилитарный, но и мировоззренческий, философский характер костюма. Страшный удар по бытованию русского костюма был нанесен реформами Петра I, а спустя двести лет — большевистской «культурной революцией». Возможно ли возрождение русского костюма в повседневной жизни нашей страны, размышляет в своём творческом проекте «Против течения» фотохудожник Алла Соловская.
В последние годы историки часто обращаются к взаимоотношениям между святителем Филиппом, митрополитом Московским, и царём Иоанном IV Васильевичем. Появляются новые исторические версии этих событий. Сквозь призму противостояния светской и духовной власти второй половины XVI века исследователи пытаются понять и более поздние события русской истории. Свой взгляд на эти события изложил известный режиссер Павел Лунгин.
Преосвященным архиереям, благоревностным священнослужителям и всем верным и благоговейным чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым.