Сегодня христианам Европы и США все труднее становится отмечать традиционные религиозные праздники и даты. В эпоху толерантности и политкорректности, подменивших религию, вместо традиционного «Merry Christmas» (аналог нашего «С Рожеством Христовым») они говорят теперь: «Happy holidays» («Веселых выходных») и «Merry Xmas». На этом фоне даже более выгодно выглядят мусульмане, которые своим обликом и одеждой стараются заявить свои религиозные взгляды. Об этих явлениях размышляет настоятель калужского храма Знамения Пресвятыя Богородицы о. Иоанн Курбацкий.
Ставший уже традиционным, фестиваль детских воскресных школ Московского благочиния «Гуслицкие рождественские встречи» несколько лет подряд проходил в поселке Шувое. Теперь эстафету подхватили и другие подмосковные приходы. В этом году гостей принимала община г. Орехово-Зуево, куда после утренней службы празднику Собора Пресвятой Богородицы 8 января съехались многочисленные гости из Москвы, Московской и Нижегородской областей.
Во Франции случилась страшная трагедия. Исламисты расстреляли членов редакции одного журнала. Страшная трагедия, погубленные жизни, кровь, скорбь, горе и несчастье. Однако никак язык не поворачивается сказать, что во Франции сошлись в своем противостоянии добро и зло, закон и беззаконие. На самом деле столкнулись два зла, и одно зло пожрало другое. Такой вывод делает иерей Иоанн Севастьянов, размышляя о случившемся. Представляем вам его отзыв на это событие.
Вдумчивым читателям хорошо известна книга клирика РПЦ МП о. Андрея Кураева «Протестантам о Православии» — здесь россыпь чётко подмеченных нюансов на заявленную тему. Интересно было послушать свидетельство о том же о. Михаила Родина — старообрядческого священника, в прошлом протестанта с десятилетним стажем, а ныне настоятеля старообрядческого храма в г. Балаково.
О паломнической поездке в старинный монастырь, новогодней ночи в иноческой келье, удивительных кабачках и тыквах, чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы Боголюбской, а также о непростых судьбах старообрядческой обители на реке Улейма читайте в репортаже на нашем сайте.
Рождество Христово является одним из великих праздников христианства и относится к двунадесятым. Рождественский служебный устав окончательно сформировался в IV веке. На Руси праздновать Рождение Христа начали ещё в X веке.
Архипастырское Рождественское Послание Первоиерарха Древлеправославной Церкви Белокриницкой Иерархии Леонтия Архиепископа Белокриницкого и Бухарестского и всех древлеправославных христиан Митрополита. Благоревностным и Боголюбивым архипастырям и пастырям, священническому и иноческому чину и всем верным чадам Святой Древпеправославной Христовой Церкви Белокриницкой иерархии. 2014/2015, град Брэила
Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым (2014-2015 г.) всем верным и благоговейным чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви от Предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия.
Рождественское послание Преосвященным архипастырям, благоговейным иереям и диаконам, усердным инокам и благочестивым мирянам, чадам Русской Древлеправославной Церкви от Предстоятеля РДЦ Патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина).
Выставка древних книг и икон в Гурьевском краеведческом музее стала одним из наиболее ярких событий культурной жизни уходящего года. Как в век космических скоростей и высоких технологий древлеправославные христиане сумели сохранить древнерусскую духовную культуру, остается лишь удивляться. Причем сохранили ее не в засушенном виде, не в историческом гербарии, а в повседневной жизни.
Современные последователи староверов уже привыкли вместе со всеми отмечать праздник в ночь на 1 января, но вера до сих пор не позволяет им ждать подарков от язычника — Мороза. О том, как традиции и современность уживаются в общине причудских староверов, «МК» в Питере» узнал, побывав в гостях у этих «наших людей в Эстонии».
23-25 декабря 2014 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Епископов Древлеправославной Церкви, приняли участие отцы благочинные, сотрудники различных отделов и комиссий. Публикуем Деяния Собора.
25 декабря, в день памяти епископа Иеросалимского Александра, Предстоятель Древлеправославной Церкви патриарх Александр (Калинин) отметил день своего Ангела. На Богослужении в Покровском кафедральном соборе (РДЦ) присутствовал настоятель храма Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) (РПЦ МП). Представляем его рассказ, описывающий ход древлеправославного Богослужения.
На опушке Старогородского леса стоит необычная церковь. Простые деревянные стены, скромные купола, никакого сусального золота, дорогостоящей фасадной подсветки и прочих привычных изысков. Это надвратный храм тольяттинской общины Русской православной старообрядческой церкви – первый и пока единственный в городе. Какой ценой далось старообрядцам его строительство и каковы их планы на будущее, расскажем ниже.
Когда говорят о церковном расколе, то обычно вспоминают личности патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Однако не случайно в сочинениях старообрядческих начетчиков церковная реформа нередко называется «никоно-петровской». О разрушительной роли личности Петра I в духовной жизни русского общества размышляет настоятель храма Николы на Берсеневке игумен Кирилл Сахаров.
Старший научный сотрудник Института русского языка РАН Ольга Ровнова недавно вернулась из очередной, уже девятой по счету экспедиции в Южную Америку. На этот раз она побывала в Боливии, в деревне Тоборочи, основанной староверами в 1980-х годах. Лингвист рассказала порталу «Русская планета» о жизни русского языка на другом конце земли. Представляем вам очень интересный репортаж.
В дни Рождественского поста и вплоть до начала марта на просторах парка-музея Коломенское открыта обширная экспозиция «Невьянское чудо». Богатая коллекция предметов старообрядческого искусства, помимо восхищения, вызывает и некоторые неоднозначные впечатления. Об этом читайте в нашем репортаже.
Так вот ты какое, старинное кладбище староверов у подножия Веселых гор! На территории метров 50 на 50 вытоптаны тропы между могилами, иные из которых практически ушли в землю. Но явственно чувствуется — место, хотя и глухое, не заброшено.
Непростая экономическая ситуация, которая, по сути, уже превратилась в кризис, отразившийся на благосостоянии простого населения, беспокоит многих наших читателей. Мы обратились к известным политикам и экономистам, которые прокомментировали события, происходящие на российском рынке, и дали прогноз возможных сценариев событий.
Для советских активистов крепкие старообрядцы из Гуслиц были как кость в горле, являя всей своей жизнью яркий пример духовной и хозяйственной альтернативы советскому муравейнику и экстенсивному колхозному крепостничеству. Они подавали пример социальной самоорганизации в деревне на основах духовности, взаимопомощи и трудолюбия. О том, как вместе с семьями коренных староверов был уничтожен целый культурный и духовный пласт подмосковных Гуслиц, размышляет историк подмосковного старообрядчества Юрий Исаев в третьей части своего исторического эссе.
По мнению профессора МГУ им. М. Ломоносова Ирины Васильевны Поздеевой, история старообрядчества — это настоящая история личностей. Она указывает, что в современном старообрядчестве этому вопросу уделяется недостаточное внимание. Многие личности, которым старообрядчество должно быть благодарно, сегодня практически забыты, а память о них истерта. К счастью, особое место на конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» занимают доклады, посвященные известным и неизвестным деятелям старообрядчества. Сегодня мы публикуем выступление протоиерея Евгения Чунина (г. Ржев), посвященное 70-ти годам священнического служения легендарного священника о. Илии Ближникова.
Возрождение старообрядческой общины началось в Карелии на месте древнего Выгорецкого общежительства, которое в ХVII-ХVIII веках было центром российского старообрядческого движения. Этой теме посвящен репортаж из деревни Данилово Медвежьегорского района, где обосновались переселенцы.
В последние годы, когда появилась возможность путешествовать по миру, многие старообрядцы стараются посетить святые места, связанные с событиями Нового и Ветхого завета, реликвиями, связанными с жизнью апостолов и святых. Для этого многие едут в Израиль, Турцию, Рим и другие страны. Однако на этом фоне как-то забывается, что многочисленные святыни и почитаемые места имеются на нашей русской земле. Сегодня мы публикуем очерк, посвященный путешествию или, лучше сказать, паломничеству в такие места.
К работе над темой старообрядчества Михаил Евстафьев приступил еще в конце 90-х. Поначалу он изучал литературу и исторические материалы, знакомился с обрядовой частью, встречался с представителями различных согласий, переписывался с людьми из академических кругов. После этого начались поездки, от общины к общине. Представлям отрывки из заметок о поездке в штат Орегон, США и фотографии разных лет, рассказывающие о быте старообрядцев России, Румынии, Америки.
Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных судьбе церковной и иной собственности, изъятой на территории СССР и других странах социалистического лагеря. Сегодня на страницах сайта «Русская вера» кандидат исторических наук, преподаватель РГГУ, эксперт Всемирного русского народного собора, журналист-международник, специалист по истории стран Центральной Европы и проблемам Евросоюза, Вадим Вадимович Трухачёв рассказывает о национализации имущества в годы ЧССР и реституции в Чехии.