В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Федора Евфимьевича Мельникова. Имя Ф.Е. Мельникова, писателя и религиозного деятеля, в СССР было под запретом. Заочно приговоренный революционным трибуналом к расстрелу, он и в подполье, и в эмиграции еще долго продолжал считаться врагом страны, хотя вся его вина заключалась лишь в том, что не мог он смириться с гонениями на святую церковь, служению которой посвятил всю свою жизнь, не мог принять власть, боровшуюся с верой.
Президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому религиозные организации могут претендовать на финансовую поддержку субъектов РФ «по сохранению находящихся в их собственности объектов культурного наследия». Какие бюджеты ведут к храму, рассматривал корреспондент газеты «КОММЕРСАНТЪ».
Исследователи и церковные писатели редко задерживаются на подробностях провинциальной церковной жизни и обычно, обронив несколько слов, вновь устремляются к описанию великого и значимого. Однако истории христианских общин — это вовсе не малозначительные крупицы на церковном небосклоне. Каждая из этих маленьких историй складывается из судеб десятков и сотен людей. Сегодня мы продолжаем публиковать увлекательную историю общины г. Лыскова, написанную её очевидцем, нижегородским христианином, редактором журнала «Общий Дом» — Михаилом Барминым.
Несколько дней назад в России отмечался день политических репрессий. Социологические службы в эти дни провели опрос, который показал, что 48% россиян допускают повторение при их жизни массовых политических репрессий, аналогичных тем, что были в СССР в 1930-40-х годах. При этом 53% респондентов заявили, что оправдать массовые репрессии нельзя ничем. Сегодня многие историки и обычные граждане продолжают заниматься исследованием этого непростого периода истории. На страницах сайта «Русская вера» мы сегодня беседуем с Сергеем Борисовичем Прудовским, человеком, который посвящает значительную часть своего времени исследованию эпохи политических репрессий.
Пять лет назад в Приморье и другие российские регионы, под гарантии государственной программы по добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа, начали возвращаться на свою историческую Родину староверы из Южной Америки — Бразилии, Боливии, Уругвая. Они приехали большими многодетными семьями и отправились подальше от нашего любопытства — в глушь, в брошенные дальние села, куда и не каждый джип доберется. Одно из таких — село Дерсу, расположилось в глубине Уссурийской тайги в Красноармейском районе Приморья.
30 октября в нашей стране отмечается скорбная памятная дата — день памяти жертв репрессий и политического террора. За день до этого, 29 октября, в Москве у Соловецкого камня на Лубянской площади вспоминают жертв репрессий и политического террора. Верующие в эти дни вспоминают советскую эпоху гонений на религию, отдают дань памяти репрессированным священнослужителям и всем пострадавшим за свои религиозные убеждения. Подвиг некоторых из них можно приравнивать к подвигам христиан-первомучеников. Однако осмысление этого периода дается сегодня очень непросто.
Минувший собор Русской Православной старообрядческой Церкви оставил больше вопросов, чем ответов. И прежде всего это касается самой соборности. Насколько она отвечает реальным задачам Церкви, исполнена ли она духом Евангелия и канонических правил, реагирует ли на актуальные запросы времени, чувствует ли живое течение Божественной благодати? Или старообрядческая соборность стала видимостью церковного деяния, переродившись в некое гражданское, почти светское право? Об этом размышляет настоятель кафедрального собора РПСЦ в г. Ростове-на-Дону о. Иоанн Севастьянов.
Сегодня на страницах сайта «Русская вера» главный Редактор ИАЦ «Кассад» и информационного проекта «Голос Севастополя», популярный блоггер, известный как «Colonelcassad», публицист — Борис Александрович Рожин размышляет о ситуации на Украине, Крыме и перспективах дальнейшего развития событий в мировой политике.
Секретариат Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви разослал постановления Освященного Собора РПСЦ (состоявшегося в граде Москве 21–23 октября 2014 г. по н. ст.).
Не могу сравнивать эту замечательную конференцию с тремя предыдущими — я очутилась здесь впервые и ни разу не пожалела, хотя от души скажу: мне было тяжело, как бывает не во всякой экспедиции. С 9 по 12 октября в Риге (Международной Балтийской академии) и Дагде состоялись «Заволокинские чтения», приуроченные к 30-летней годовщине смерти И.Н. Заволоко — выдающегося деятеля старообрядчества, просветителя, собирателя русских древностей.
Облик человека издавна был предметом нормативных усилий со стороны общественных институтов. Одежда, прическа, обувь становились периодически в категорию определяемого нормами. Однако именно борода была предметом специальных законов и вызывала порой бурные споры и разногласия. Представляем интереснейшее исследование об истории брадоношения двух известных старообрядческих публицистов.
Казалось бы, место, облюбованное отдыхающими из разных стран мира, вряд ли может таить в себе что-то непорочное и святое, помимо уникальной природы. Но как же отрадно было ошибиться, зайдя в знойный день в местный кафедральный собор на Майорке, мимо которого не проходит ни один турист. Представляем рассказ нашего постоянного автора Максима Гусева о святынях, найденных им во время летнего путешествия в Испанию.
Оказавшись в предельно сложных исторических условиях, старообрядцы выработали уникальную и исторически дотоле неизвестную форму неотмирного существования, в центре которой лежала книжная культура. Однако в ХХ веке, в советскую эпоху, этой культуре был нанесен серьезный удар. В цикле своих новых статей историк подмосковного старообрядчества Юрий Исаев описывает судьбы последних гуслицких начетчиков из сельца Богородское и размышляет о причинах разрушения старообрядческой общины и уникальной книжной культуры, лежащей в ее основе.
Первая историко-краеведческая конференция «Преображенские Ковылинские чтения», посвященная истории и культуре безпоповцев, состоялась в здании Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ) в Москве.
10 октября в Историко-архивном институте РГГУ состоялась презентация новинки «Молодой гвардии» — книги Кирилла Кожурина «Повседневная жизнь старообрядцев». Книга известного историка старообрядчества, ставшая первым за много лет фундаментальным исследованием жизни староверов Русского Севера, вызвала большой интерес. Предлагаем рецензию на этот труд, написанную игуменом Кириллом (Сахаровым) (РПЦ МП).
Часто говорят, что история пишется делами монархов, законами государств и итогами войн. В результате исторический процесс представляется многим чередой политических карьер, военных побед и поражений. Однако, на самом деле, человеческая история состоит из миллионов судеб обычных людей. Мы продолжаем публикацию статьи А. Г. Вишнякова, посвященную истории одной семьи, в которой отразились исторические потрясения эпохи — историю старообрядческого рода поморцев Беляевых.
Говорят, одно слово правды весь мир перетянет. А если перефразировать, то один человек — былое возродит. Так и получается в одном провинциальном уральском городке. Всего несколько лет назад о Старой Вере тут не знали ничего. Вернее, знали, но прочно все позабыли. А он — один! — напомнил. И теперь здесь готова организоваться еще одна община РПСЦ, сохранено и облагорожено кладбище староверов, люди готовы выбирать проект часовни или даже храма, а местная светская газета почти еженедельно рассказывает о «древлей веры ревнителях»…
Сайт «Русская вера» продолжает публикацию материалов, посвященных судьбам старообрядческих священнослужителей, пострадавших в годы сталинских репрессий и гонений на религию. Дело священника Зотика Любимова вошло в общий процесс так называемого старообрядческого фашистско-монархического центра, якобы замышлявшего свергнуть Советскую власть и вернуть на престол династию Романовых. По этому обвинению были арестованы сотни священников и епископов, взорваны старообрядческие храмы, включая знаменитую церковь Громовского кладбища Санкт-Петербурга.
Как жить русской интеллигенции в стремительно меняющемся современном мире, какова её миссия в государстве Российском? Нужна ли интеллигенция сегодня или ей пора завершить своё существование? Об этом и многом другом говорили ведущие представители российской интеллигенции на круглом столе, состоявшемся в редакции «Русского журнала». В этой встрече также приняли участие и представители старообрядческой интеллигенции.
Мы уже неоднократно рассказывали о ситуации на Украине, сложившейся после известных событий на Майдане Незалежности, свержения президента Виктора Януковича, массовых демонстраций на Востоке и Юге Украины, требовавших право на самостоятельность, русский язык и русскую культуру. Сегодня сайт «Русская вера» публикует путевые заметки одного из московских старообрядцев, посетившего Донецкую и Луганскую Народные Республики и поделившегося своими впечатлениями.
Часто говорят, что история пишется делами монархов, законами государств и итогами войн. В результате исторический процесс представляется многим чередой политических карьер, военных побед и поражений. Однако, на самом деле, человеческая история состоит из миллионов судеб обычных людей. Эта статья посвящена истории одной семьи, в которой отразились все исторические потрясения эпохи — истории старинного старообрядческого рода Беляевых (старообрядцев-поморцев).
Фильм «Великие реки Сибири. Бирюса», рассказывающий о сибирской общине староверов-беспоповцев, уже завоевал несколько наград в области кино и телеискусства. Ради этого фильма режиссёр П. М. Фаттахутдинов вместе со своей командой совершил большое путешествие за 3 тысячи км от Екатеринбурга, где «потерпел поражение» от людей, которые должны были стать главными героями его картины. Предлагаем замечательное интервью о том, как режиссеру удалось выкрутиться из этой непростой ситуации и в результате снять «документальную комедию».
Игумен Кирилл Сахаров (РПЦ МП), настоятель Никольского храма на Берсеневской набережной в Москве, — личность, известная в старообрядчестве. Его можно встретить на научных конференциях, посвященных старообрядчеству, на церковно-общественных мероприятиях, организуемых как поповцами, так и безпоповцами. Он и сам не раз выступал организатором таких мероприятий, включая знаменитые диспуты старообрядцев РПСЦ с миссионером РПЦ о. Даниилом Сысоевым. Находятся, однако, люди, подозревающие его в «шпионской деятельности». В сегодняшней беседе о. Кирилл, наконец, решил рассказать всё о своих секретах, связях и знакомствах в старообрядческой среде.
В Музее имени преподобного Андрея Рублева открывается второй сезон кинолектория, посвященного жизни современных староверов России. Цикл кинолекций в этом году называется «Свидетели истории: портретная галерея старообрядчества». На занятия Вас приглашают специалисты Центра визуальной антропологии МГУ — Евгений Васильевич Александров и Елена Сергеевна Данилко.