Как популяризовать историю и культуру? На Урале ответили на этот вопрос по-своему и провели байк-пробег по самым значимым историческим местам региона, после чего доверили известному российскому певцу рассказать о наследии предков в эфире государственного телеканала. Что из этого вышло и почему благодаря уникальной, в том числе и богатой старообрядческой истории, Свердловская область получит из государственного бюджета в ближайшие годы немало средств?
Утром 14 сентября на улице моросил дождь, москвичи спешили на выборы, а в Музее имени преподобного Андрея Рублева шли последние приготовления к открытию второго сезона сразу двух музейных программ, посвященных истории русского старообрядчества. В прошлом году портал «Русская вера» подробно рассказывал об этой программе. Продолжая эту традицию в этом году, публикуем репортаж, посвященный этому знаменательному событию.
Политики часто живут одним днём. Они всегда говорят, что имеют рецепты будущих успехов, однако стараются быстро забыть о своих словах в случае неудач. Писатели же стараются жить не только настоящим, но также прошлым и будущим, а потому чаще и точнее чувствуют ткань нынешнего дня и уже ушедшей истории. Их наблюдения, мысли, литературные переживания остаются в веках и дают потомкам хорошую пищу для размышлений. Сегодня в гостях портала «Русская вера» один из самых известных писателей современности Захар Прилепин.
В начале сентября в Москве, на Рогожском, состоялся Совет Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви. Помимо прочего, на нём было принято решение о восстановлении старой формы ектении (священнической молитвы) о милости Божией на укрепление воинства и одоление врагов. Это решение широко комментируется в электронных СМИ и интернете.
Известную пословицу можно вполне поставить под сомнение, когда речь идет о поисках общин староверов или телефонов священников. Старообрядческая Церковь, готовая, казалось бы, к проповеди «вовне», на деле остается все такой же закрытой от общества и… от самих себя. Многие, посмотрев фильм «Раскол», неожиданно заинтересовались старообрядчеством, захотели ощутить сопричастность к русской старине. Но как найти старообрядческий храм или хотя бы общину?
В последние годы вопрос границы и рамок Церкви становится вновь актуальным. Тесные экуменические контакты, с одной стороны, и радикализация ортодоксальных сил — с другой, заставляет пристальней задумываться о степени дозволенного и недозволенного в межконфессиональных отношениях. Интересно, что разные христианские конфессии очень по-разному оценивают саму возможность взаимодействия. Иные готовы к совместным служениям Литургии, молитве. Другие считают недопустимыми даже социальные контакты. Сегодня на эту тему размышляет настоятель храма свт. Николы на Берсеневской набережной о. Кирилл (Сахаров) (РПЦ МП).
В августе 2014 года в Российском центре науки и культуры в Кишинёве прошёл круглый стол, посвящённый итогам 2-й полевой археографической экспедиции по старообрядчеству в Молдавии, которую поддержал фонд «Русский мир». Встречу организовал Координационный совет русских общин при содействии посольства России и Российского центра науки и культуры.
Сегодня книжные магазины переполнены самой разной литературой. В советское время, чтобы достать редкое издание, нужно было получить особый талон. А он выдавался только усердным сборщикам макулатуры. Однако и при наличии талона далеко не все книги были доступны простому читателю. Особенно же недоставало книг по религии, искусству, дефицитом считалась зарубежная классика. В наши дни книг много, а ассортимент, на первый взгляд, может угодить самому взыскательному читателю. Так это или нет, нам рассказывает известный уральский журналист Максим Гусев.
По многочисленным просьбам читателей наш постоянный автор, сотрудник музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Т. Игнатова продолжает рассказывать о педагогических методах, позволяющих рассказывать детям о древнерусской культуре.
С 3 по 7 августа 2014 года состоялась туристическая паломническая поездка староверов Литвы в Эстонию, которую организовала Каунасская староверческая община во главе с духовным наставником о. Сергием Ивановичем Краснопёровым. Около 60 человек собралось из Каунасской, Вильнюсской, Данилишкской, Юргялишкской, Паневежской, Паскутишкской общин.
В сентябре 2014 года в Музее имени Андрея Рублева возобновляется цикл лекций и встреч с известными учёными, посвященных культуре старообрядчества. На этот раз программа носит название «Знакомство с Москвой старообрядческой» и, соответственно, посвящена истории, культуре и современному дню старообрядческих общин российской столицы и её окрестностей. Сайт «Русская вера» продолжает рассказывать читателям о наиболее интересных событиях этого уникального лектория.
Какие последствия ожидают российское правительство а также обычных людей от введения антисанкций? Что ждет сельхозпроизводителей уже этой осенью? Почему Россия должна сменить экономическую модель? Доктрина продовольственной безопасности — красивые слова или реальность? На эти и другие вопросы отвечает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
История старообрядчества, этого самого мощного духовного движения русского народа, переполнена неординарными личностями разного уровня и масштаба. Отдельная строка такой истории может быть посвящена деятелям Старого обряда в лоне синодальной Церкви. Сегодня на страницах сайта «Русская вера» мы беседуем с одним из самых интересных и загадочных представителей старообрядного крыла в новообрядчестве — священником Сергием Мацневым. О. Сергий, принадлежащий к юрисдикции РПЦЗ В-В (Русская православная церковь Заграницей под омофором митр. Виталия (Устинова) и архиепископа Владимира (Целищева)), широко известен как один из самых авторитетных собирателей аудиозаписей старообрядческих богослужений, песнопений и духовных стихов.
Уральцы, день за днем, месяц за месяцем и год за годом открывающие для себя историю старообрядчества на родных местах, и сами далеки от того, чтобы знать все. А каково гостю этим мест — оказаться там, куда тысячами бежали староверы от гонений?! В августе на Средний Урал приехал блогер-тысячник из Нижнего Новгорода, чтобы познакомиться с этими местами. Думается, подобного ранее видеть ему еще не приходилось…
Наверное, нет более уникального материала, использовавшегося на Руси, который можно было бы сравнить с берестой. Что только не делали из этого чрезвычайно податливого инструмента — верхнего слоя коры березы. Это и обувь (лапти), и лодки, и самые разнообразные сундуки, корзины и туеса. В старину береста могла служить крышей дома, из неё же делались летние, защищающие от зноя шапки. Ну и, конечно, всем памятны берестяные грамоты, найденные археологами в Великом Новгороде и Пскове и ставшие настоящей энциклопедией жизни древнерусского народа. В последние времена береста оказалась вытесненной другими материалами, однако берестяной промысл не забыт в народе. Мы беседует с Анной Николаевной Николаевой, мастерицей изделий из бересты, традиционным участником Рогожской старообрядческой ярмарки.
«Я хочу исправиться…», «А как жить? Ведь есть же какие-то правила, по которым жить надо?» — подобные вопросы приходится слышать всё чаще, особенно в современном крайне нестабильном мире со стремительно меняющимися ценностными ориентирами. Автор предлагает довольно интересный материал в стиле рассуждения, дающего некоторые советы, а также уместные цитаты из Священного Писания.
Доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Л. В. Столярова рассказывает об истории происхождения древнерусских кодексов, о положении кодикологии в России в XX веке и в настоящее время. Также автор приводит интереснейшую историю переписчика книг попа Саввы, которая может стать основой бытописательного рассказа.
Лицевой свод Ивана Грозного, который публикуется на сайте «Русская вера», дает широчайший исторический материал разных эпох. Среди знаковых трудов, находящихся в этой древней рукописи — сочинения знаменитого еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия. Он известен, прежде всего, дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» (о восстании 66-71 годов), «Иудейские древности», «О древности иудейского народа» или «Против Апиона».
Мы уже рассказывали о том, что несколько лет назад два брата — Иосиф и Терентий Мурачёвы — променяли солнечную Бразилию на суровую Россию. О нашей стране они знали только по рассказам. Недавно братья оформились как частные предприниматели. Как им живется в калужской глубинке? Чтобы выяснить это, корреспондент КП-Калуга отправилась в село Огорь Жиздринского района.
В последние годы российские кинодокументалисты все чаще обращаются к теме старообрядчества. Фильмы на исторические, культурно-бытовые и духовные темы приобретают немалый интерес у зрителей. Большой резонанс вызвали фильмы телеканала «Москва -24», посвященные истории и современному дню духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви Рогожской слободе. Сегодня в гостях у редакции сайта «Русская Вера» автор этих фильмов Александра Лукьянова.
С 21 по 26 июля 2014 года на берегу Чудского озера прошли очередные Летние детские староверческие дни в Эстонии. Представляем вашему вниманию фоторепортаж о жизни лагеря.
Книга — это универсальное хранилище всего того, что составляет нашу культуру и самую жизнь. Как говорил академик Д. С. Лихачев, даже если все на Земле погибнет, но останутся библиотеки и книги, останется и надежда на вечность, потому что книги сохранят жизнь. История изготовления книг сложна и извилиста. О том, как создавались книги, стили рукописания, шрифты, виды пергамента и бумаги на страницах сайта «Русская вера» рассказывает доктор исторических наук Л. В. Столярова.
Сайт «Русская вера» продолжает рассказ о забытых страницах русской воинской истории, связанных с Первой мировой войной. Сегодня в гостях редакции кандидат исторических наук, автор ряда трудов, посвященных Первой Мировой войне, член Ассоциации историков Первой Мировой войны С. Г. Нелипович. Он расскажет о достижениях военных технологий этой войны, о тайных геополитических альянсах и событиях, послуживших причинами передела мирового господства в начале ХХ века.
До изобретения книгопечатания богослужебные книги, творения святых отцов, житийная, богословская и иная духовная литература ценились на вес золота. Вклад книги в монастырь или храм нередко приравнивался к стоимости земельного надела. Высокое мастерство древней рукописи, необычно уважительное отношение к книге в народе делали ее изготовление крайне почетным занятием. Перепиской книг стремились заниматься даже князья. Доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Л. В. Столярова рассказывает о роли Церкви и княжеской власти в организации древнерусского книгописания.