Посещение уголков нашей страны, хранящих память о святых подвижниках, выдающихся людях, наполненных чудесными рассказами и захватывающими легендами, не просто интересно, но дает некий душевный заряд и великую радость познания своей Родины. Сегодня наша прогулка проходит по старинному городу Мурому, в котором, между прочим, родился изобретатель современного телевидения.
7 декабря в Музее имени Андрея Рублёва на очередном занятии лектория «Знакомство с Москвой старообрядческой» Елена Александровна Агеева расскажет о судьбе иконописца Якова Алексеевича Богатенко.
19 ноября/2 декабря Церковь вспоминает святых Варлаама и Иоасафа. Их история нашла своеобразное преломление в русских духовных стихах. Рассказ о юном царевиче, принявшем христианство и отрекшемся от земных радостей, отказавшемся от царства и ушедшем жить в пустыню, был одним из самых любимых христианских произведений средних веков. Возникшая в VII-VIII столетиях, эта повесть была переведена более чем на тридцать языков и в XIV веке достигла Руси.
Нижегородская губерния с самого начала раскола в середине XVII столетия являлась одним из важнейших центров русского старообрядчества. Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах, на реке Керженец, скит Смольяны (по преданию, в 1656 г.). В Нижегородской губернии находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий России. В начале XX столетия на территории губернии проживало более 140 тысяч старообрядцев тринадцати согласий.
В Рогожской слободе, московском духовном центре РПСЦ, с 11 по 13 ноября 2014 года состоялась научная конференция «Старообрядчество: история, культура, современность». Заведующий архивом Московской митрополии Виктор Вячеславович Боченков, выступая на пленарном заседании, предложил новую концепцию изучения истории старообрядчества. В докладе «Что такое старообрядчество и как нам его изучать?» он рассказал о темах, пока мало затронутых современными исследователями. Сегодня мы публикуем этот доклад.
Екатеринбург, окрестности озера Шарташ. Место знаковое — тут когда-то поселились первые уральские старообрядцы, основали скиты. Тот, кто нашел этот погост, может считать — повезло! Типичное старообрядческое кладбище, которое удалось обнаружить случайно. О нем мало где написано, и можно подумать, что и вовсе оно не существует…
Конфликты на территориях бывшего СССР — от конфликта в Нагорном Карабахе и до войны между Украиной и Луганским и Донецким регионами — показали всю пагубность административно-территориальной политики, проводимой большевиками. Однако не только огромные, собиравшиеся веками территории были отчуждены. Немалое число движимого и недвижимого имущества было экспроприировано. Пашни, храмы, фабрики, жилые дома — все, что создавалось столетиями, вдруг оказалось в чужих руках.. Сегодня сотрудник организации «Московское Купеческое Общество» Татьяна Моисеевна Власова рассуждает о важности и необходимости возвращения собственности её законным владельцам.
В прошлый раз мы побывали в центре филипповского согласия — таинственном Братском дворе, сегодня продолжим прогулку по Дурному переулку в направлении Спасо-Андроникова монастыря.
Со 2 по 6 ноября состоялась паломническая поездка старшей группы Ржевской Воскресной школы в Санкт-Петербург. Вашему вниманию предоставляется летопись этого краткого, но очень насыщенного путешествия.
Еще пару лет назад старообрядцы сетовали, что в России чрезмерно широко отмечается 400 лет воцарения династии Романовых. Мол, более древние династии Рюриковичей и Гедиминовичей, правившие Россией еще большее время, никогда не были удостоены подобных юбилейных торжеств. Вот если бы мы, старообрядцы, захотели, то почтили бы православных князей и царей, как следует. Возможно, подобная критика, а скорее всего постепенное возвращение исторического самосознания в нашем обществе, стали хорошей почвой для уникальной, первой в современной истории выставки «Моя история. Рюриковичи».
В ноябре 2014 года отмечается 25 лет со дня падения берлинской стены и воссоединения немецкого народа, проживающего в ФРГ и ГДД, в единое государство. Это событие было тесно связано с итогами Второй Мировой войны и изменениями в послевоенном устройстве Европы. Сегодня на страницах сайта «Русская вера» на эти темы размышляет кандидат исторических наук, автор ряда трудов по военной истории — Сергей Геннадьевич Нелипович.
Детективная история со зданием бывшего старообрядческого храма в Екатеринбурге подходит к своему логическому завершению. Туберкулезный диспансер, некогда находившийся тут, наконец, переезжает в новое помещение. Казалось бы, старообрядцы должны радоваться такому обороту дела, однако и на финишной прямой к возвращению Церкви её собственности появляются всё новые препоны.
В кулуарах ХI Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» её участники отчаянно спорят, каким обобщающим термином можно назвать исследователей, авторов и издателей, занимающихся темой старообрядчества. Кто они: старообрядоведы, старообрядофилы или старообрядоманы?
С 3 по 4 ноября в Даугавпилсе состоялась религиозно-научная конференция «320-летие Выговского общежительства и современные проблемы Староверия». Предлагаем итоги этого мероприятия.
Спасо-Андроников монастырь вошел в историю церковного раскола благодаря имени протопопа Аввакума. С течением времени столичные улочки и переулки вокруг Андроникова оказались плотно заселены староверами разных согласий. С конца XVIII века и до начала ХХ столетия знаковые места старообрядчества плотно окружали Спасо-Андроников монастырь.
В конце октября в Москве завершился ежегодный Освященный Собор Русской православной старообрядческой церкви. Видимо, в связи с этим в некоторых общественно-политических СМИ возникла волна интереса к старообрядчеству. Корреспондент известного журнала «Огонек» провела очень интересное исследование, в результате которого выяснила, как сегодня староверам удается сохранить свою веру и обычаи.
В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Федора Евфимьевича Мельникова. Имя Ф.Е. Мельникова, писателя и религиозного деятеля, в СССР было под запретом. Заочно приговоренный революционным трибуналом к расстрелу, он и в подполье, и в эмиграции еще долго продолжал считаться врагом страны, хотя вся его вина заключалась лишь в том, что не мог он смириться с гонениями на святую церковь, служению которой посвятил всю свою жизнь, не мог принять власть, боровшуюся с верой.
Президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому религиозные организации могут претендовать на финансовую поддержку субъектов РФ «по сохранению находящихся в их собственности объектов культурного наследия». Какие бюджеты ведут к храму, рассматривал корреспондент газеты «КОММЕРСАНТЪ».
Исследователи и церковные писатели редко задерживаются на подробностях провинциальной церковной жизни и обычно, обронив несколько слов, вновь устремляются к описанию великого и значимого. Однако истории христианских общин — это вовсе не малозначительные крупицы на церковном небосклоне. Каждая из этих маленьких историй складывается из судеб десятков и сотен людей. Сегодня мы продолжаем публиковать увлекательную историю общины г. Лыскова, написанную её очевидцем, нижегородским христианином, редактором журнала «Общий Дом» — Михаилом Барминым.
Несколько дней назад в России отмечался день политических репрессий. Социологические службы в эти дни провели опрос, который показал, что 48% россиян допускают повторение при их жизни массовых политических репрессий, аналогичных тем, что были в СССР в 1930-40-х годах. При этом 53% респондентов заявили, что оправдать массовые репрессии нельзя ничем. Сегодня многие историки и обычные граждане продолжают заниматься исследованием этого непростого периода истории. На страницах сайта «Русская вера» мы сегодня беседуем с Сергеем Борисовичем Прудовским, человеком, который посвящает значительную часть своего времени исследованию эпохи политических репрессий.
Пять лет назад в Приморье и другие российские регионы, под гарантии государственной программы по добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа, начали возвращаться на свою историческую Родину староверы из Южной Америки — Бразилии, Боливии, Уругвая. Они приехали большими многодетными семьями и отправились подальше от нашего любопытства — в глушь, в брошенные дальние села, куда и не каждый джип доберется. Одно из таких — село Дерсу, расположилось в глубине Уссурийской тайги в Красноармейском районе Приморья.
30 октября в нашей стране отмечается скорбная памятная дата — день памяти жертв репрессий и политического террора. За день до этого, 29 октября, в Москве у Соловецкого камня на Лубянской площади вспоминают жертв репрессий и политического террора. Верующие в эти дни вспоминают советскую эпоху гонений на религию, отдают дань памяти репрессированным священнослужителям и всем пострадавшим за свои религиозные убеждения. Подвиг некоторых из них можно приравнивать к подвигам христиан-первомучеников. Однако осмысление этого периода дается сегодня очень непросто.
Минувший собор Русской Православной старообрядческой Церкви оставил больше вопросов, чем ответов. И прежде всего это касается самой соборности. Насколько она отвечает реальным задачам Церкви, исполнена ли она духом Евангелия и канонических правил, реагирует ли на актуальные запросы времени, чувствует ли живое течение Божественной благодати? Или старообрядческая соборность стала видимостью церковного деяния, переродившись в некое гражданское, почти светское право? Об этом размышляет настоятель кафедрального собора РПСЦ в г. Ростове-на-Дону о. Иоанн Севастьянов.
Сегодня на страницах сайта «Русская вера» главный Редактор ИАЦ «Кассад» и информационного проекта «Голос Севастополя», популярный блоггер, известный как «Colonelcassad», публицист — Борис Александрович Рожин размышляет о ситуации на Украине, Крыме и перспективах дальнейшего развития событий в мировой политике.
Секретариат Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви разослал постановления Освященного Собора РПСЦ (состоявшегося в граде Москве 21–23 октября 2014 г. по н. ст.).