Писать о деревне Трека и радостно, и горестно. По счастью, она не была стерта с лица земли и продолжает существовать, но, увы, здесь теперь ничего не напоминает о былой значимости местечка для многотысячного уральского старообрядчества прошлых веков. Сюда приходили пешком, приплывали на плотах и лодках, приезжали на лошадях, чтобы пообщаться и обсудить насущные проблемы…
Окраина поселка Большое Исаково. Здесь, на пустыре, в сорока метрах от дороги стоит первая и пока единственная в Калининградской области старообрядческая часовня (РПСЦ). Своими силами старообрядцам удалось собрать средства в размере около 400 тысяч рублей. Возводили строение несколько лет, и только недавно настоятель храма иерей Виталий Норкин совершил чин освящения креста и купола. Корреспондент «Русской планеты» пообщался со старообрядцами, живущими в Калининградской области.
В многосерийном телевизионном фильме Николая Досталя «Раскол» (2011) роль патриарха Никона исполнил Валерий Гришко, в последние годы достаточно востребованный для создания на экране образов людей власти. Был удостоен Гришко приглашения и в номинированную на «Оскара» кинокартину Звягинцева «Левиафан» (2014), в которой сыграл одну из самых значительных ролей второго плана — роль «Архиерея», духовного наставника и покровителя «Мэра города». Присутствие актера в этих фильмах — о современности и расколе XVII века — позволяет провести формальную параллель между созданием портретов иерархов русской церкви в прошлом и настоящем, параллель между различным прочтением режиссеров роли духовных лидеров в обществе допетровском и обществе наших дней.Об этом сегодня размышляет известный блоггер, ученый, специалист по истории русской культуры Алексей Миноровский.
Особенный период наступил в истории известного детского христианского лагеря «Ржевская обитель». Минувшей осенью начаты масштабные работы по благоустройству и расширению жилых помещений, начато строительство часовни. Значительная часть работ по благоустроению в Ржевской общине и «Ржевской обители» в последний год проходит на средства предпринимателя, мецената и благотворителя Романа Стабблбайна.
Как со стороны современного человека выглядит старообрядчество, что в нем привлекает, а что настораживает, что общество ждет от старообрядцев? Об этом мы сегодня беседуем с главным редактором популярного регионального журнала «Бизнес-Территория» и шеф-редактором Тверской областной газеты «Караван +Я» Марией Орловой.
После трагических событий во Франции вновь особенно актуальными становятся вопросы религиозной терпимости и свободы слова. Сайт «Русская вера» продолжает публиковать мнения общественных и религиозных деятелей России о том, как верующим следует реагировать на кощунственные карикатуры, появляющиеся в СМИ.
В 30-е годы борьба со старообрядчеством приравнивалась борьбе с кулачеством. И это был не случайный зигзаг политики большевиков. Действительно, подавляющее большинство старообрядцев на селе имели зажиточные хозяйства, а работящие члены их семей составляли костяк трудовых ресурсов сельского производства дореволюционной России. Поэтому они и стали одними из жертв политики раскулачивания, жертвами которой становились не только простые миряне, но и старообрядческие священники, такие как о. Григорий Подкин.
Сайт «Русская вера» продолжает публиковать мнения видных общественных и политических деятелей современной России об актуальных вопросах современности. Сегодня на вопросы корреспондента сайта, посвященные темам религиозной терпимости и террористическим атакам во Франции, отвечает российский журналист, создатель приложения «НГ-религия», ведущий «Первого канала», главный редактор портала «Кавполит» Максим Леонардович Шевченко.
Сегодня христианам Европы и США все труднее становится отмечать традиционные религиозные праздники и даты. В эпоху толерантности и политкорректности, подменивших религию, вместо традиционного «Merry Christmas» (аналог нашего «С Рожеством Христовым») они говорят теперь: «Happy holidays» («Веселых выходных») и «Merry Xmas». На этом фоне даже более выгодно выглядят мусульмане, которые своим обликом и одеждой стараются заявить свои религиозные взгляды. Об этих явлениях размышляет настоятель калужского храма Знамения Пресвятыя Богородицы о. Иоанн Курбацкий.
Ставший уже традиционным, фестиваль детских воскресных школ Московского благочиния «Гуслицкие рождественские встречи» несколько лет подряд проходил в поселке Шувое. Теперь эстафету подхватили и другие подмосковные приходы. В этом году гостей принимала община г. Орехово-Зуево, куда после утренней службы празднику Собора Пресвятой Богородицы 8 января съехались многочисленные гости из Москвы, Московской и Нижегородской областей.
Во Франции случилась страшная трагедия. Исламисты расстреляли членов редакции одного журнала. Страшная трагедия, погубленные жизни, кровь, скорбь, горе и несчастье. Однако никак язык не поворачивается сказать, что во Франции сошлись в своем противостоянии добро и зло, закон и беззаконие. На самом деле столкнулись два зла, и одно зло пожрало другое. Такой вывод делает иерей Иоанн Севастьянов, размышляя о случившемся. Представляем вам его отзыв на это событие.
Вдумчивым читателям хорошо известна книга клирика РПЦ МП о. Андрея Кураева «Протестантам о Православии» — здесь россыпь чётко подмеченных нюансов на заявленную тему. Интересно было послушать свидетельство о том же о. Михаила Родина — старообрядческого священника, в прошлом протестанта с десятилетним стажем, а ныне настоятеля старообрядческого храма в г. Балаково.
О паломнической поездке в старинный монастырь, новогодней ночи в иноческой келье, удивительных кабачках и тыквах, чудотворной иконе Пресвятыя Богородицы Боголюбской, а также о непростых судьбах старообрядческой обители на реке Улейма читайте в репортаже на нашем сайте.
Рождество Христово является одним из великих праздников христианства и относится к двунадесятым. Рождественский служебный устав окончательно сформировался в IV веке. На Руси праздновать Рождение Христа начали ещё в X веке.
Архипастырское Рождественское Послание Первоиерарха Древлеправославной Церкви Белокриницкой Иерархии Леонтия Архиепископа Белокриницкого и Бухарестского и всех древлеправославных христиан Митрополита. Благоревностным и Боголюбивым архипастырям и пастырям, священническому и иноческому чину и всем верным чадам Святой Древпеправославной Христовой Церкви Белокриницкой иерархии. 2014/2015, град Брэила
Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым (2014-2015 г.) всем верным и благоговейным чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви от Предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия.
Рождественское послание Преосвященным архипастырям, благоговейным иереям и диаконам, усердным инокам и благочестивым мирянам, чадам Русской Древлеправославной Церкви от Предстоятеля РДЦ Патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина).
Термин «реституция» чаще всего в наших СМИ ассоциируется с возвращением произведений так называемого «трофейного искусства» — культурного достояния одной страны, которое присвоило себе другое государство. Однако в последние десятилетия под реституцией также стало пониматься возвращение незаконно изъятой частной, личной и общественной собственности.
Выставка древних книг и икон в Гурьевском краеведческом музее стала одним из наиболее ярких событий культурной жизни уходящего года. Как в век космических скоростей и высоких технологий древлеправославные христиане сумели сохранить древнерусскую духовную культуру, остается лишь удивляться. Причем сохранили ее не в засушенном виде, не в историческом гербарии, а в повседневной жизни.
Современные последователи староверов уже привыкли вместе со всеми отмечать праздник в ночь на 1 января, но вера до сих пор не позволяет им ждать подарков от язычника — Мороза. О том, как традиции и современность уживаются в общине причудских староверов, «МК» в Питере» узнал, побывав в гостях у этих «наших людей в Эстонии».
23-25 декабря 2014 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Епископов Древлеправославной Церкви, приняли участие отцы благочинные, сотрудники различных отделов и комиссий. Публикуем Деяния Собора.
25 декабря, в день памяти епископа Иеросалимского Александра, Предстоятель Древлеправославной Церкви патриарх Александр (Калинин) отметил день своего Ангела. На Богослужении в Покровском кафедральном соборе (РДЦ) присутствовал настоятель храма Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) (РПЦ МП). Представляем его рассказ, описывающий ход древлеправославного Богослужения.
На опушке Старогородского леса стоит необычная церковь. Простые деревянные стены, скромные купола, никакого сусального золота, дорогостоящей фасадной подсветки и прочих привычных изысков. Это надвратный храм тольяттинской общины Русской православной старообрядческой церкви – первый и пока единственный в городе. Какой ценой далось старообрядцам его строительство и каковы их планы на будущее, расскажем ниже.
Когда говорят о церковном расколе, то обычно вспоминают личности патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Однако не случайно в сочинениях старообрядческих начетчиков церковная реформа нередко называется «никоно-петровской». О разрушительной роли личности Петра I в духовной жизни русского общества размышляет настоятель храма Николы на Берсеневке игумен Кирилл Сахаров.
Старший научный сотрудник Института русского языка РАН Ольга Ровнова недавно вернулась из очередной, уже девятой по счету экспедиции в Южную Америку. На этот раз она побывала в Боливии, в деревне Тоборочи, основанной староверами в 1980-х годах. Лингвист рассказала порталу «Русская планета» о жизни русского языка на другом конце земли. Представляем вам очень интересный репортаж.