Статьи
М.М. Пришвин. «У стен града невидимого» (Светлое озеро). Часть 4
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с повестью «У стен града невидимого», написанной известным русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным в 1908 году, после путешествия в Заволжье по традиционно старообрядческим местам. Повесть посвящена впечатлениям писателя от знакомства со старообрядцами и их святынями. Текст публикуется впервые после советского издания 1982 года.
Игумен Кирилл (Сахаров): «Делайте со мной что хотите, но как любил вас всегда, так буду любить и дальше!»
Деятельность игумена Кирилла (Сахарова) особо ценна потому, что он, являясь наблюдателем со стороны, с особой жаждой запечатлевает на страницах своих статей и зарисовок историю текущей старообрядческой жизни, которой сами старообрядцы часто не придают особого значения. Сегодня на страницах нашего сайт о. Кирилл рассуждает о сложностях, которые возникают при общении со старообрядцами.
Михаил Веллер: «Ножом и вилкой человек роет себе могилу»
На состоявшемся 25-26 марта третьем Московском Экономическом форуме политики, экономисты и общественные деятели обсудили кризис мировой экономической системы и перспективы экономики России. Оригинальное мнение о судьбе мировой экономики высказал известный российский писатель Михаил Веллер. По его мнению, современное общество создало самопожирающую экономику, существование которой может привести к краху, подобному гибели древних империй и цивилизаций.
М.М. Пришвин. «У стен града невидимого» (Светлое озеро). Часть 3
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с повестью «У стен града невидимого», написанной известным русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным в 1908 году, после путешествия в Заволжье по традиционно старообрядческим местам. Повесть посвящена впечатлениям писателя от знакомства со старообрядцами и их святынями. Текст публикуется впервые после советского издания 1982 года.
«Вечности не хватит, чтобы показать все красоты нашей Родины» (заметки с выставки «Первозданная Россия»)
Недавно в Центральном Доме Художника на Крымском валу был представлен масштабный проект, организованный Русским географическим обществом и Советом Федерации Федерального Собрания РФ — Фестиваль природы «Первозданная Россия». В рамках этого проекта в ЦДХ в течение месяца была открыта грандиозная фотовыставка, на которой было представлено около 500 лучших фотографий природы России.
У старообрядцев на многострадальной Луганщине
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель московского храма святителя Николы на Берсеневке (РПЦ), недавно вернулся из Луганской области. Как признаётся игумен Кирилл, старообрядческий храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Городище является одним из самых любимых и дорогих для него храмов, ведь уже полвека он связан с Городищем. Представляем впечатления после посещения села Городище и его окрестностей, где не так давно летали пули…
Бросить Москву — принципы дауншифтинга по-русски
Способны ли вы бросить Москву с ее фалафелями, митболами, безлимитным интернетом, смузи, 3D кинотеатрами, сытой и пьяной жизнью ради независимости от сиюминутных трендов и чужих интересов, противоречащих вашим ценностям? Скорее всего — нет. Однако автор сайта «Русская вера» Юрий Исаев на собственном опыте пережил опыт гражданской диверсификации и, будучи преуспевающим, урбанизированным жителем мегаполиса, встал на путь пасторального персонажа средневековой Руси.
Валентин Распутин: «Нельзя мне дурно поступать, ибо я русский»
Писателям-деревенщикам выпала куда большая честь, чем просто переоткрыть русскую культуру. Они своим словом остановили фактический геноцид русского этноса. 14 марта ушел из жизни один из выдающихся писателей этого направления Валентин Григорьевич Распутин. Главной темой его литературного творчества и общественной деятельности было переосмысление бытия русского народа и особенно крестьянской его части. Распутин решительно выступил против насильственной урбанизации населения в советское время и шельмования русского народа в годы либеральных реформ. Интересные мысли он высказывал и о русском старообрядчестве. Как сообщает РИА «Новости», на отпевании В. Распутина в храме Христа Спасителя (РПЦ) сегодня, 18 марта, присутствует также предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий.
Как приверженцы старой веры живут среди современных людей
Двуперстный крест, борода и длинный кафтан — это первое, что приходит в голову в разговоре о старообрядцах. Но так ли это? Кто такие старообрядцы, какому богу молятся и что думают о современном мире? Своими жизненными историями поделились два человека, которые с молоком матери впитали в себя староверские духовные ценности и бытовой уклад.
Почему в Саратовской области может исчезнуть центр старообрядчества
Воссоздать традиционную модель уклада в небольшом селе оказалось сложно. Хотя три столетия назад именно здесь обосновалась большая община, и поселение стало негласным центром старообрядчества Саратовской области. Но местные мужчины давно не соблюдают завета «да не коснется бритва бороды твоей», женщины же носят запрещенные по уставу брюки и красятся. Уже двадцать лет старожилы пытаются вернуть сельчанам веру предков. Корреспондент ИА «Взгляд-инфо» побывала в селе Сосновая Маза Хвалынского района и увидела, с чем приходится сталкиваться активистам и священнику.
М.М. Пришвин. «У стен града невидимого» (Светлое озеро). Часть 2
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с повестью «У стен града невидимого», написанной известным русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным в 1908 году, после путешествия в Заволжье по традиционно старообрядческим местам. Повесть посвящена впечатлениям писателя от знакомства со старообрядцами и их святынями. Текст публикуется впервые после советского издания 1982 года.
Н. Г. Денисов: «Уважаемые головщики и певцы, занимаясь богоугодным певческим делом, помните, что целью всего этого должно быть не выступление на концертной эстраде, а идеальное пение за службой»
В настоящее время уже не редкость выступление старообрядческих хоров не только в своей среде, на вечерах духовных песнопений, но и на фестивальных площадках, перед учеными-музыковедами и любителями древнерусской музыки. В мае 2014 года концерт «Распевы Святой Руси», в котором приняли участие семь ведущих хоровых коллективов, проходил в Московском международном Доме музыки. Наш сайт рассказывал и о выступлении Московского хора на фестивале в Гродно. Продолжаем начатую ранее беседу с Николаем Григорьевичем Денисовым. Мы говорим о том, как концертная деятельность отражается на общем уровне пения.
Молитва за иноверных
На прошедшем Совете Митрополии РПСЦ (4-5 февраля 2015 г.) было принято постановление о церковной молитве за инославных и отлученных, которое вызвало множество споров и неоднозначных реакций. В связи с этим наш сайт начинает серию публикаций старообрядческих авторов, посвященных этому непростому вопросу. Сегодня публикуем статью из журнала «Церковь» за 1913 год, представляющую собой подборку из Священного Писания на данную тему, а также рассуждения автора.
Липоване в Румынии: сохранившие русский дух
12 февраля Община русских-липован Румынии отметила своё 25-летие. Вообще-то русские старообрядцы бежали на территорию Молдавии и Валахии, теперь являющихся частью Румынии, ещё в конце XVII века. При Николае Чаушеску их старались ассимилировать, многие забыли родной язык. Однако в последние десятилетия, с обретением официального статуса, в среде липован происходит национально-культурное возрождение. Об этом корреспондент портала «Русский мир» побеседовал с председателем общины, депутатом парламента Румынии Мироном Игнатом.
Портрет великорусского народа
Благодаря творчеству русских художников ХIХ века, неравнодушных к культуре простого русского народа, мы сегодня имеем удивительную галерею портретов старообрядцев, лицезреем архетипы старозаветного великорусского народа. Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают Михаила Нестерова. Однако, кроме него, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Одним из таких был муромский художник Иван Куликов.
Н.Г.Денисов: «Культура знаменного роспева в Древней Руси была высокой, элитной, профессиональной»
Узнав о том, что готовится интервью с Николаем Григорьевичем Денисовым, читатели нашего сайта прислали множество вопросов. Темой сегодняшней беседы будет пение «по напевке», соотношение современной старообрядческой и древнерусской певческой традиций, появление печатных певческих книг Л.Ф.Калашникова и т. д.
М.М. Пришвин. «У стен града невидимого» (Светлое озеро). Часть 1
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с повестью «У стен града невидимого», написанной известным русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным в 1908 году, после путешествия в Заволжье по традиционно старообрядческим местам. Повесть посвящена впечатлениям писателя от знакомства со старообрядцами и их святынями. Текст публикуется впервые после советского издания 1982 года.
Кулинарный урок № 6. Блюда Великого поста
Как известно, Великий пост — время молитв, покаяния и воздержания. В том числе и воздержания в трапезе. «Во дни печальные Великого поста» православные люди не едят ничего мясного, рыбного и даже молочного. Тем не менее неправильно думать, что это время скудной, невкусной пищи, когда русские люди либо голодают, либо питаются кое-как. Многие кушанья, приготовленные из овощей, фруктов и грибов не только питательны, но и изысканны. И в этой статье мы вам это покажем.
Н.Г.Денисов: «Пребывание Стрельниковского хора в Москве — это историческое событие. Это единственное официальное выступление старообрядческих певцов перед научной общественностью за все годы советской власти»
Знаменное пение было в Древней Руси элитарной культурой. Профессиональных певцов было очень мало. Царский певец назывался дьяком, что эквивалентно современному званию «сотрудник министерства». После раскола Русской православной церкви высокая, профессиональная культура перешла к старообрядцам — людям, не приемлющим нового партесного пения, нотной системы записи. Сторонники древних обрядов были преимущественно из представителей социальных слоев общества. О том, как развивалось и изменялось богослужебное старообрядческое пение, о том, как его открыли светские ученые-музыковеды, о единственном в советские годы выступлении церковного певческого коллектива — Стрельниковского хора перед научной общественностью мы беседуем с известным исследователем знаменного пения, доктором искусствоведения Николаем Григорьевичем Денисовым.