Не могу сравнивать эту замечательную конференцию с тремя предыдущими — я очутилась здесь впервые и ни разу не пожалела, хотя от души скажу: мне было тяжело, как бывает не во всякой экспедиции. С 9 по 12 октября в Риге (Международной Балтийской академии) и Дагде состоялись «Заволокинские чтения», приуроченные к 30-летней годовщине смерти И.Н. Заволоко — выдающегося деятеля старообрядчества, просветителя, собирателя русских древностей.
Облик человека издавна был предметом нормативных усилий со стороны общественных институтов. Одежда, прическа, обувь становились периодически в категорию определяемого нормами. Однако именно борода была предметом специальных законов и вызывала порой бурные споры и разногласия. Представляем интереснейшее исследование об истории брадоношения двух известных старообрядческих публицистов.
Казалось бы, место, облюбованное отдыхающими из разных стран мира, вряд ли может таить в себе что-то непорочное и святое, помимо уникальной природы. Но как же отрадно было ошибиться, зайдя в знойный день в местный кафедральный собор на Майорке, мимо которого не проходит ни один турист. Представляем рассказ нашего постоянного автора Максима Гусева о святынях, найденных им во время летнего путешествия в Испанию.
Оказавшись в предельно сложных исторических условиях, старообрядцы выработали уникальную и исторически дотоле неизвестную форму неотмирного существования, в центре которой лежала книжная культура. Однако в ХХ веке, в советскую эпоху, этой культуре был нанесен серьезный удар. В цикле своих новых статей историк подмосковного старообрядчества Юрий Исаев описывает судьбы последних гуслицких начетчиков из сельца Богородское и размышляет о причинах разрушения старообрядческой общины и уникальной книжной культуры, лежащей в ее основе.
Первая историко-краеведческая конференция «Преображенские Ковылинские чтения», посвященная истории и культуре безпоповцев, состоялась в здании Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ) в Москве.
10 октября в Историко-архивном институте РГГУ состоялась презентация новинки «Молодой гвардии» — книги Кирилла Кожурина «Повседневная жизнь старообрядцев». Книга известного историка старообрядчества, ставшая первым за много лет фундаментальным исследованием жизни староверов Русского Севера, вызвала большой интерес. Предлагаем рецензию на этот труд, написанную игуменом Кириллом (Сахаровым) (РПЦ МП).
Часто говорят, что история пишется делами монархов, законами государств и итогами войн. В результате исторический процесс представляется многим чередой политических карьер, военных побед и поражений. Однако, на самом деле, человеческая история состоит из миллионов судеб обычных людей. Мы продолжаем публикацию статьи А. Г. Вишнякова, посвященную истории одной семьи, в которой отразились исторические потрясения эпохи — историю старообрядческого рода поморцев Беляевых.
Говорят, одно слово правды весь мир перетянет. А если перефразировать, то один человек — былое возродит. Так и получается в одном провинциальном уральском городке. Всего несколько лет назад о Старой Вере тут не знали ничего. Вернее, знали, но прочно все позабыли. А он — один! — напомнил. И теперь здесь готова организоваться еще одна община РПСЦ, сохранено и облагорожено кладбище староверов, люди готовы выбирать проект часовни или даже храма, а местная светская газета почти еженедельно рассказывает о «древлей веры ревнителях»…
Сайт «Русская вера» продолжает публикацию материалов, посвященных судьбам старообрядческих священнослужителей, пострадавших в годы сталинских репрессий и гонений на религию. Дело священника Зотика Любимова вошло в общий процесс так называемого старообрядческого фашистско-монархического центра, якобы замышлявшего свергнуть Советскую власть и вернуть на престол династию Романовых. По этому обвинению были арестованы сотни священников и епископов, взорваны старообрядческие храмы, включая знаменитую церковь Громовского кладбища Санкт-Петербурга.
Как жить русской интеллигенции в стремительно меняющемся современном мире, какова её миссия в государстве Российском? Нужна ли интеллигенция сегодня или ей пора завершить своё существование? Об этом и многом другом говорили ведущие представители российской интеллигенции на круглом столе, состоявшемся в редакции «Русского журнала». В этой встрече также приняли участие и представители старообрядческой интеллигенции.
Мы уже неоднократно рассказывали о ситуации на Украине, сложившейся после известных событий на Майдане Незалежности, свержения президента Виктора Януковича, массовых демонстраций на Востоке и Юге Украины, требовавших право на самостоятельность, русский язык и русскую культуру. Сегодня сайт «Русская вера» публикует путевые заметки одного из московских старообрядцев, посетившего Донецкую и Луганскую Народные Республики и поделившегося своими впечатлениями.
Часто говорят, что история пишется делами монархов, законами государств и итогами войн. В результате исторический процесс представляется многим чередой политических карьер, военных побед и поражений. Однако, на самом деле, человеческая история состоит из миллионов судеб обычных людей. Эта статья посвящена истории одной семьи, в которой отразились все исторические потрясения эпохи — истории старинного старообрядческого рода Беляевых (старообрядцев-поморцев).
Фильм «Великие реки Сибири. Бирюса», рассказывающий о сибирской общине староверов-беспоповцев, уже завоевал несколько наград в области кино и телеискусства. Ради этого фильма режиссёр П. М. Фаттахутдинов вместе со своей командой совершил большое путешествие за 3 тысячи км от Екатеринбурга, где «потерпел поражение» от людей, которые должны были стать главными героями его картины. Предлагаем замечательное интервью о том, как режиссеру удалось выкрутиться из этой непростой ситуации и в результате снять «документальную комедию».
Игумен Кирилл Сахаров (РПЦ МП), настоятель Никольского храма на Берсеневской набережной в Москве, — личность, известная в старообрядчестве. Его можно встретить на научных конференциях, посвященных старообрядчеству, на церковно-общественных мероприятиях, организуемых как поповцами, так и безпоповцами. Он и сам не раз выступал организатором таких мероприятий, включая знаменитые диспуты старообрядцев РПСЦ с миссионером РПЦ о. Даниилом Сысоевым. Находятся, однако, люди, подозревающие его в «шпионской деятельности». В сегодняшней беседе о. Кирилл, наконец, решил рассказать всё о своих секретах, связях и знакомствах в старообрядческой среде.
В Музее имени преподобного Андрея Рублева открывается второй сезон кинолектория, посвященного жизни современных староверов России. Цикл кинолекций в этом году называется «Свидетели истории: портретная галерея старообрядчества». На занятия Вас приглашают специалисты Центра визуальной антропологии МГУ — Евгений Васильевич Александров и Елена Сергеевна Данилко.
Как популяризовать историю и культуру? На Урале ответили на этот вопрос по-своему и провели байк-пробег по самым значимым историческим местам региона, после чего доверили известному российскому певцу рассказать о наследии предков в эфире государственного телеканала. Что из этого вышло и почему благодаря уникальной, в том числе и богатой старообрядческой истории, Свердловская область получит из государственного бюджета в ближайшие годы немало средств?
Утром 14 сентября на улице моросил дождь, москвичи спешили на выборы, а в Музее имени преподобного Андрея Рублева шли последние приготовления к открытию второго сезона сразу двух музейных программ, посвященных истории русского старообрядчества. В прошлом году портал «Русская вера» подробно рассказывал об этой программе. Продолжая эту традицию в этом году, публикуем репортаж, посвященный этому знаменательному событию.
Политики часто живут одним днём. Они всегда говорят, что имеют рецепты будущих успехов, однако стараются быстро забыть о своих словах в случае неудач. Писатели же стараются жить не только настоящим, но также прошлым и будущим, а потому чаще и точнее чувствуют ткань нынешнего дня и уже ушедшей истории. Их наблюдения, мысли, литературные переживания остаются в веках и дают потомкам хорошую пищу для размышлений. Сегодня в гостях портала «Русская вера» один из самых известных писателей современности Захар Прилепин.
В начале сентября в Москве, на Рогожском, состоялся Совет Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви. Помимо прочего, на нём было принято решение о восстановлении старой формы ектении (священнической молитвы) о милости Божией на укрепление воинства и одоление врагов. Это решение широко комментируется в электронных СМИ и интернете.
Известную пословицу можно вполне поставить под сомнение, когда речь идет о поисках общин староверов или телефонов священников. Старообрядческая Церковь, готовая, казалось бы, к проповеди «вовне», на деле остается все такой же закрытой от общества и… от самих себя. Многие, посмотрев фильм «Раскол», неожиданно заинтересовались старообрядчеством, захотели ощутить сопричастность к русской старине. Но как найти старообрядческий храм или хотя бы общину?
В последние годы вопрос границы и рамок Церкви становится вновь актуальным. Тесные экуменические контакты, с одной стороны, и радикализация ортодоксальных сил — с другой, заставляет пристальней задумываться о степени дозволенного и недозволенного в межконфессиональных отношениях. Интересно, что разные христианские конфессии очень по-разному оценивают саму возможность взаимодействия. Иные готовы к совместным служениям Литургии, молитве. Другие считают недопустимыми даже социальные контакты. Сегодня на эту тему размышляет настоятель храма свт. Николы на Берсеневской набережной о. Кирилл (Сахаров) (РПЦ МП).
В августе 2014 года в Российском центре науки и культуры в Кишинёве прошёл круглый стол, посвящённый итогам 2-й полевой археографической экспедиции по старообрядчеству в Молдавии, которую поддержал фонд «Русский мир». Встречу организовал Координационный совет русских общин при содействии посольства России и Российского центра науки и культуры.
Сегодня книжные магазины переполнены самой разной литературой. В советское время, чтобы достать редкое издание, нужно было получить особый талон. А он выдавался только усердным сборщикам макулатуры. Однако и при наличии талона далеко не все книги были доступны простому читателю. Особенно же недоставало книг по религии, искусству, дефицитом считалась зарубежная классика. В наши дни книг много, а ассортимент, на первый взгляд, может угодить самому взыскательному читателю. Так это или нет, нам рассказывает известный уральский журналист Максим Гусев.