Сайт «Русская вера» продолжает беседы с видными общественными и политическими деятелями современной России. Как представить русский мир на международной сцене? Куда делась православная интеллигенция? Могут ли христианские общины стать значимым элементом гражданского общества? Что такое социальная революция в современном мире? Какую роль в украинском кризисе играет днепропетровская мафия? Сегодня мы продолжаем беседу с российским журналистом, создателем приложения «НГ-религии», ведущим «Первого канала», главным редактором портала «Кавполит» Максимом Шевченко.
Одной из основ русского старообрядчества была глобальная книжная культура, созданная на Руси до раскола Русской Церкви. Историк старообрядчества Сенатов отмечает, что проникновение книги в толщу народной массы было уникальным явлением в мировой истории. Благодаря ему старообрядчество и выстояло в годы жесточайших гонений и западных соблазнов. Мы предлагаем нашим читателям серию уникальных очерков по истории русской книжности. Их автор — доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Любовь Викторовна Столярова.
Сайт «Русская вера» продолжает беседы с видными общественными и политическими деятелями современной России. В центре нашего разговора — проблемы укрепления русской цивилизации, возвращения к духовным корням и традициям, актуальные вопросы современной жизни нашего общества, а также, конечно, размышления об уроках истории нашей страны. Сегодня мы беседуем с российским журналистом, создателем приложения «НГ-религии», ведущим «Первого канала», главным редактором портала «Кавполит» Максимом Шевченко.
Мы продолжаем разговор о том, что современным детям, воспитанным на мультфильмах и компьютерных играх, сложно познавать древнерусскую культуру, традиционные религиозные и духовные ценности. Однако опыт ряда современных педагогов показывает, что подобрать ключик к сердцу даже совсем невоцерковленного ребенка всё же возможно. Этой публикацией мы продолжаем серию эссе Татьяны Игнатовой на тему популяризации древнерусской культуры через музейно-образовательные программы. Выполняя просьбу одного из читателей, Татьяна сделала большую подборку фотографий детских работ.
Представляем вашему вниманию уникальный фоторепортаж из жизни одного дня (8 июля 2014 года) общины РПСЦ храма Рожества Богородицы подмосковного села Селиваниха.
За последние годы по фактам осквернения могил в России возбуждены десятки тысяч уголовных дел, однако в основном вандалы отделываются штрафом, а большинство из них даже не удается найти. Проблема вандализма на кладбищах не нова, как и не ново разрушение человеческого сознания, утрата традиционных ценностей и серьезные проблемы в современном воспитании детей.
Всё большее развитие в последние годы приобретают отношения между Белокриницкой и Московской Митрополиями РПСЦ. В прошлом 2013 году Россию посетил архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Леонтий (Изот). Он принял участие в торжествах, посвященных празднику иконы Пресвятыя Богородицы Казанской. В этом году Москву посетила делегация Белокриницкой митрополии во главе со старообрядческим архиепископом Флавианом Славским. О традициях румынских старообрядцев, особенностях их церковной жизни и личных впечатлениях о России читайте в эксклюзивном интервью владыки Флавиана на сайте «Русская вера».
8 июля в селе Шамары (Свердловская область) состоялся традиционный крестный ход к могилам местночтимых святых Константина и Аркадия, мощи которых были обретены в 1996 году. Рано утром верующие отправились в 30-километровый путь по берегу реки Сылва в окрестности села Платоново, где похоронены святые. Предлагаем фоторепортаж одной из участниц Крестного хода, Анны Немешиной.
Сайт «Русская вера» открывает серию бесед с общественными и политическими деятелями современной России. В центре нашего разговора проблемы укрепления русской цивилизации, возвращения к духовным корням и традициям, актуальные вопросы современной жизни нашего общества, а также, конечно, размышления об уроках истории нашей страны. Мы также постараемся выяснить, что известно видным политикам и общественным деятелям России о старообрядчестве, о русской церковной традиции. Разумеется, в первую очередь, нас интересуют представители патриотического крыла российской элиты. Люди, для которых понятие «русская цивилизация» не является пустым звуком. Сегодня мы беседуем с главным редактором телеканала «День», заместителем редактора газеты «Завтра» Андреем Фефеловым.
Сайт «Русская вера» продолжает публикацию доклада, посвященного старообрядчеству Молдовы и представленного Петром Артемовичем Донцовым на III научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». На этот раз авторы рассказывают об уникальных исследованиях, публикациях и новейших открытиях по теме старообрядчества, сделанных молдавскими и российскими учеными.
Эка невидаль — каша! — вдруг воскликнет какой-нибудь читатель. — Тоже мне, серьёзное блюдо! Наполнение для бедного стола. И будет совершенно не прав. Любой мало-мальски грамотный историк расскажет вам, что испокон веков каша на русском столе была не только любимым, лакомым, но и обрядовым блюдом. Сегодня мы представим вашему вниманию несколько старинных рецептов приготовления различных каш.
Сайт «Русская вера» продолжает публикацию доклада, посвященного старообрядчеству Молдовы и представленного Петром Артемовичем Донцовым на III научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». На этот раз авторы рассказывают о сотрудничестве старообрядцев Молдовы и ученых.
Все слегка читающие люди слышали, что экономический скачок России конца XIX-начала XX веков связан с фамилиями Рябушинских, Рахмановых, Кузнецовых, Морозовых. В несколько раз меньше тех, кто знает, что это все — кланы старообрядцев. И уж совсем мало кто готов осознать, что старообрядцы — не фрики, которые отрицают прогресс ради пути к Царствию Небесному. Старообрядец, профессор истории, заместитель директора Московского духовного училища Русской православной старообрядческой церкви Алексей Муравьев определил основные преимущества модели управления старообрядцев.
Еще на соборе 2004 года митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) предложил собрать разрозненную информацию об истории и современном дне старообрядческих общин, создать своеобразную летопись епархий Русской Православной старообрядческой Церкви. За прошедшие годы появилось немало публикаций, посвященных этой теме. Однако обобщающих материалов подготовлено не так много. Один из них, посвященный старообрядчеству Молдовы, был представлен Петром Артемовичем Донцовым на III научной конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе».
Около двух лет назад, размышляя об очередном общественном расколе, мы обнаружили, что его исторический источник — движок непрекращающейся «гражданской войны» — находится в Расколе XVII в. Не преодолев его, невозможно преодолеть раскол сегодняшний. И мы обратились к живой половине и задали вопрос: Зачем нам старообрядчество и что нам до него?
Известно, что монастыри имели непреходящее значение в становлении и жизни древней Руси. Немалое значение играли монастыри и в старообрядчестве. Вместе с тем приходится констатировать непростое состояние нынешнего монашества в старообрядчестве. Количество иноков и самих обителей весьма невелико. Тем не менее интерес к истории русского монашества и русских монастырей не ослабевает. Об исторических особенностях становления и развития монастырской культуры Древней Руси рассказывает научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, автор ряда публикаций по истории древнерусской церкви, письменности и культуры, кандидат исторических наук Артамонов Юрий Александрович.
Корреспондент «Комсомольской правды» побывал в гостях у русских старообрядцев, живущих в Бразилии, и узнал, в частности, об их отношении к проходящему сейчас в этой стране чемпионату мира по футболу. Оказалось, билетов на матчи в самой Бразилии никак не достать, даже по интернету…
Бритье бороды издревле осуждалось христианской Церковью. Искажение облика, данного Богом, в угоду внешней красоты и мнимой молодости считалось делом весьма греховным. Во времена никоно-петровских церковных реформ государство поменяло политику. Власти стали бороться с бородоношением как символом старой Руси, которую нужно было во что бы то ни стало искоренить.Однако времена меняются. Меняется мода, меняется и отношение к бороде. Светская культура, еще недавно резко выступавшая против ношения бороды, сегодня не только смирилась с бородой, но и активно соглашается с её высоким статусом. О том, что думают обычные, нецерковные люди о ношении бороды, рассказывается в публикации на нашем сайте. Также в материале дается комментарий настоятеля старообрядческого храма г. Ржева протоиерея Евгения Чунина.
Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж из села Тарбагатай (р-ка Бурятия) известного путешественника и блоггера, в котором он познакомит вас с самобытной культурой староверов Забайкалья и расскажет о местном музее, в котором собраны различные предметы, отражающие культуру «семейских».
На минувшей неделе завершился цикл лекций Homo religiosus, организованный Фондом Егора Гайдара, Российской экономической школой и фондом «Династия». В рамках лекции «Экономика и православие» Данила Расков, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и кафедры проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета, рассказал о том, как формировались экономические отношения у староверов и почему они оказались настолько эффективны как предприниматели. Представляем вашему вниманию ту часть лекции, которая непосредственно посвящена анализу экономической активности староверов в России.
Русские и древнерусские духовные стихи получают всё большую популярность среди российских слушателей современных музыкальных коллективов и отдельных исполнителей. Неслучайно поэтому в последние годы всё чаще стали проходить мероприятия, посвящённые духовным стихам как отдельному жанру. Фестиваль традиционной русской музыки в селе Воздвиженском — одно из таких. Сайт «Русская вера» публикует репортаж об этом интересном событии и документальный фильм.
В конце мая 2014 г. на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошла III Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». Секция «Современное старообрядчество» проходила в помещении Археографической лаборатории, больше похожей на музей старины. Представляем интересный рассказ руководителя издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке (РПЦ МП) после знакомства с экспонатами музея.
Сегодня, 20 июня, Всемирный день беженцев. Этот день как констатация факта, что войны на земле не прекращаются. Самое страшное, что одна из таких войн происходит не где-нибудь на другом континенте или части материка, а у наших соседей, братьев-славян. На вопрос о том, сможет ли Россия достойно принять беженцев из Украины, отвечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Муравлевка — одно из живописных поселений дунайских старообрядцев на берегу Китая. В основном оно повторяет общую историю всех ревнителей «древлего благочестия» в регионе. Представляем вам историю старообрядцев этого села, от возникновения до настоящего времени, подробно представленную исследователем Александром Пригариным.
На территории восточной Украины имеется немало старообрядческих общин разных согласий. Об истории староверов Донецкого края, проживающих в селе Ольховатке, пишет известный старообрядческий блоггер, прихожанин Никольского храма РПСЦ г. Москвы Михаил Панкратов.