На съезде интеллектуалов, который состоялся в этом году в лагере «Ржевская обитель», прозвучали доклады и на исторические темы. Кандидат исторических наук Р.А. Майоров выступил с докладом «Возникновение старообрядческих согласий, их развитие, взаимоотношения между ними». Сайт «Русская вера» публикует интереснейший отрывок из сообщения ученого — рассказ о таких безпоповских согласиях, как странники, они же бегуны и часовенные.
Представляем новую статью Марины Волосковой о старообрядческом священнике Василии Георгиевиче Беспалове, осужденном и невинно убиенном в годы сталинского террора.
Продолжая тему сравнения старого и нового чина Литургии, игумен Кирилл (Сахаров) описывает, как различается она при архиерейском служении. Автор, побывавший на праздничной службе в Покровском соборе на Рогожском поселке, отмечает простоту и строгость торжественного старообрядческого богослужения.
Великие потрясения XX века сильно подорвали значение семьи: оказались утраченными имена предков, знание истории своего рода. Наши современники в лучшем случае знают имена прадедов, редко кто может проследить историю своей семьи «до седьмого колена». К счастью, увлечение генеалогией получает в наше время все большее распространение. Как начать восстановление своей семейной истории, рассказывает наш новый автор Дмитрий Мелков.
2–3 сентября 2015 года в духовном центре Русской Православной Старообрядческой Церкви, что на Рогожском в Москве, состоялся традиционный сентябрьский Совет Митрополии.
18 августа на заимку Агафьи Лыковой вертолетом забросили 10 волонтеров. 10 дней они помогали отшельнице по хозяйству — кололи дрова, косили сено, помогали с уборкой урожая, а также строили запруду для ловли рыбы. Чуть больше часа побывала в гостях у Агафьи Карповны и корреспондент «Газеты Кемерова». За столь короткое время постарались узнать, как живет отшельница в свои 70 лет и почему к ней так стремятся попасть люди с большой земли.
Поводом к сегодняшней беседе стал необычайный резонанс интервью главы благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова Л. М. Севастьянова сайту «Портал-кредо.ру». В последние годы интервью, выступления и высказывания Леонида Севастьянова вызывают большой, если не гипертрофированный интерес в старообрядческой среде. И это притом, что сам Леонид не облечен какими-либо церковными полномочиями в старообрядческих согласиях, не вхож в залы старообрядческих Соборов и кабинеты старообрядческих иерархов, не занимается вопросами внутри- или внешнестарообрядческой политики. Этот феномен заинтересовал и наших читателей, поэтому сегодня мы имеем возможность задать Леониду Михайловичу некоторые из вопросов, пришедших к нам в редакцию.
К презентации аудиодиска духовных стихов «О святых и праведниках», которая состоится 6 сентября, Полина Терентьева подготовила статью — вступление к диску, в котором подробно и красочно рассказывает о духовных стихах, размещенных на диске.
Уходящим летом настоятель старообрядческого храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону о. Иоанн Севастьянов организовал весьма необычное мероприятие: лагерь для детей-старообрядцев. 10 незабываемых дней в горах Адыгеи. К сожалению, фотографии не могут передать тех сказочных красот, но мы все равно постараемся вам показать и рассказать о них в нашем фоторепортаже.
Современный рынок переполнен разного рода марками продуктов и товаров. Особую нишу занимают так называемые «конфессиональные» или «религиозные» бренды, которые завлекают потребителя какими-либо церковно-историческими наименованиями, стилизацией оформления под старину или определенную церковную традицию. Нередко подобная реклама находится на грани кощунства и богохульства.
Образовательные чтения, прошедшие во Ржеве, стали своеобразной отправной точкой для широкой дискуссии не только о судьбах российского старообрядчества, но и об отношении самих старообрядцев к самым разным социальным, общественным и политическим вопросам. На острые вопросы корреспондентов сайта «Русская вера» ответил ведущий докладчик чтений, старший преподаватель Высшей школы экономики, сотрудник Академии Наук Алексей Муравьев.
В деревне Кублищино Миорского района Республики Беларусь живут почти одни староверы поморского согласия. Чтобы увидеть старинные печатные книги и уникальные иконы в домашних интерьерах, услышать о быте, местных обычаях, обрядах из первых уст сюда приехали корреспонденты «СБ Беларусь Сегодня».
Мы продолжаем публикацию отрывков из «дневника настоятеля» игумена Кирилла (Сахарова). Сегодня представляем воспоминания из беседы с председателем поморской общины Хвальковским Петром Николаевичем.
90 лет назад, в 1925 году, в Клинцах Брянской области было образовано Централизованное кустарное общество, а к осени 1928 года в нем состояла 201 артель. Клинчане издревле славились умелостью в ручном труде и технической сноровкой. Краевед Г. Калашников замечательно описал традиционные промыслы Клинцовского района.
Христиане были гонимы и презираемы с первых веков. Каждый день церковного календаря вспоминается память одного или многих мучеников. Большинство из них пострадали во времена гонений в Римской империи, в I–IV вв. Только при императоре Константине была объявлена свобода вероисповедания: гонения прекратились после Миланского эдикта 313 года. Но и сегодня христианство — самая гонимая религия. По словам статистиков, каждые пять минут в мире гибнет один христианин.
В советское время старообрядческие мастера продолжали переписывать книги. Мир традиционной каллиграфии и книжной живописи существовал потаенно и незаметно. Именно так жили герои нашего повествования, жили и творили замечательные по красоте вещи. Подавляющее большинство современников не только ничего не знало о творчестве этих людей, но даже не слышало их имен, хотя именно они явились продолжателями наиболее фундаментальных художественных традиций, с которых когда-то все и началось.
В начале августа в Бурятии прошли торжества, посвященные 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. О значении этого события рассуждает Фирс Федосович Болонев — известный исследователь истории и культуры семейских, сотрудник института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, заслуженный деятель науки Республики Бурятия и Российской Федерации, заслуженный деятель культуры Республики Бурятия.
Молодежная образовательная смена детского христианского лагеря «Ржевская обитель», больше известная в прессе как слет старообрядческих интеллектуалов, открылась в понедельник 27 июля. На него прибыли главным образом представители Русской Православной старообрядческой Церкви, чтобы обсудить вопросы философии, обществознания, истории Церкви и судеб Православия с точки зрения старообрядческой традиции.
Когда государственный, общественный или церковный деятель уходит из жизни в расцвете сил, то обычно говорят: «Как много он не успел еще сделать». В эти дни, когда мы вспоминаем предстоятеля старообрядческой Церкви митрополита Андриана (Четвергова), в голову приходят совсем иные мысли. То, что владыке удалось сделать за полтора года своей архипастырской деятельности, можно сравнить с десятилетиями церковного бытия иных исторических эпох.
В августе этого года в Бурятии проходят торжества, посвященные 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. В рамках этих мероприятий 8 августа состоялся фестиваль-конкурс фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!».
Сегодня исполнилось10 лет со дня упокоения митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова). Несмотря на небольшой, полуторагодичный срок предстоятельства, митрополит Андриан сделал несколько важных шагов в церковном развитии, повлиявших на новейшую историю старообрядчества. Среди них — выход старообрядчества из информационного заточения, открытие духовного училища РПсЦ, начало глобальной реконструкции крупнейшего духовного центра старообрядчества — Московского Рогожского кладбища. Многие помнят, как проходило празднование 100-летия распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. Мы продолжаем публикацию серии материалов, посвященных памяти владыки Андриана.
10 лет назад скончался Митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов). Краткое время его предстоятельства было очень насыщенным, Русская Православная старообрядческая Церковь вышла из информационного заточения. О том, насколько владыка Андриан был открыт и доступен для журналистов, о его последнем визите в Уральскую епархию и о посещении Екатеринбурга вспоминает наш постоянный автор, уральский журналист Максим Гусев.
С чем связано такое забвение этих и некоторых других русских святых? Почему в старообрядчестве русские святые оказались на заднем плане? Можно ли как то исправлять этот перекос? – на эти вопросы отвечает настоятель храма Русской Православной старообрядческой Церкви в Калуге иерей Иоанн Курбацкий.
Тысячу лет назад мученически скончались первые русские святые, князья Борис и Глеб. Долгое время они были самыми почитаемыми святыми Древней Руси. В их честь воздвигались многочисленные храмы и монастыри, с особой торжественностью несколько раз в году отмечалась их память.По какой причине в настоящее время ни в одном согласии старообрядчества нет ни одного храма, часовни или моленной, посвященной первым русским святым? Как переломить ситуацию? Как вернуть святых русских страстотерпцев в сердца русских староверов? Об этом размышляет благочинный Западносибирского благочинья (Сибирская епархия РДЦ) протоиерей Андрей Марченко.