После распада СССР прошло уже 24 года. Выросло целое поколение людей, которые не знают, что такое Советская власть. За эти годы в нашей стране всё кардинально поменялось. Не является исключением и религиозная жизнь. О том, как строились церковно-государственные отношения в 1970-1980-е годы, нам рассказал старший инспектор (1977–1991 гг.) Совета по делам религий при Совете министров СССР Вячеслав Георгиевич Подшибякин. Именно он в эти десятилетия курировал все старообрядческие согласия в СССР.
Видели ли вы дома старообрядцев? А ведь дома уральских городов и городков, поселков и деревень, где жили целые поколения хранителей Старой Веры, имеют как минимум одну отличительную особенность. Про эту особенность крайне редко рассуждают ученые, но даже сами старообрядцы в наши дни редко придают ей значение, поскольку или не запомнили или же не слышали ничего о ней.
С 28 ноября (15 ноября по старому стилю) начинается Рождественский пост. Воздерживаясь от мясных и молочных продуктов, а в конце поста и от рыбы, православные христиане готовятся к великому празднику Рожества Христова. Пост и молитва — два крыла, которые возносят душу от земли на небо. В статье говорится также и о значении целомудрия, приводится в качестве образца житие преподобного Моисея Угрина.
Вчера, 25 ноября 2015 года, исполнилось 30 лет со дня трагической гибели известного старообрядческого церковного деятеля — протоиерея Евгения Алексеевича Бобкова. Сегодня воспоминаниями об отце делится иерей Никола Бобков.
Наш сайт продолжает начатую ранее тему памятных воспоминаний, посвященную трагической гибели известного старообрядческого церковного деятеля — протоиерея Евгения Алексеевича Бобкова. Сегодня с нами любезно согласились поделиться своими воспоминаниями Георгий Андреевич и Варвара Даниловна Андреевы. Георгий Андреевич входил в круг знакомой интеллигенции о. Евгения и постоянно присутствовал на молодежных собраниях в Москве, а его супруга была уставщицей в Гомеле в годы служения там о. Евгения.
Случайно найденный Антоном Афанасьевым керженский синодик подвигнул его к необычному путешествию в край старинных могил. Известный блогер, фотограф и путешественник открывает заново для себя и читателей сайта «Русская вера» места погребения старообрядческих подвижников: иноков, схимников, священноиереев и скитоначальников. К сожалению, современному читателю мало известны имена этих керженских старцев, однако были времена, когда у святых могил ревнителей благочестия собирались сотни и тысячи паломников. Ныне древние захоронения скрываются от любопытных глаз в глубоких лесных чащах Нижегородчины.
25 ноября 2015 года исполняется 30 лет со дня трагической гибели известного старообрядческого церковного деятеля — протоиерея Евгения Алексеевича Бобкова. Публикуем воспоминания протоиерея Николы Косырева, настоятеля храма в честь св. пророка Илии Фезвитянина в г. Гомеле (Республика Беларусь).
Барельеф на часовне «Царская голгофа» в Костроме изображает членов императорской семьи, крестящихся и благословляющих двуперстно. Что это — ошибка художника или особый идеологический замысел?
В новой статье инокиня Ливия напоминает нам об исполнении первых христианских заповедей. Часто бывает, что люди исполняют все «внешние» религиозные предписания — молятся и постятся, но при этом забывают о самом главном: о любви и милосердии. Святые отцы учат нас, что благотворительность — это наша драгоценная копилка. Оказывая милость нуждающимся, мы приобретаем для себя нетленное и вечное сокровище в лучшем и вечном мире.
Образ современного епископа в христианской конфессии очень часто похож на имидж обыкновенного светского чиновника и администратора. Весьма редко встречаются архиереи, по-настоящему горящие верой, истово служащие Церкви и не взирающие на лица «князей мира сего». Тем более яркими для нас становятся фигуры древнерусских святителей, пример которых заставляет задуматься об истинном пути христианского пастырства. 19 ноября мы вспоминаем жизнь и подвиги святителя Германа, Казанского архиепископа, сыгравшего немаловажную роль в жизни русской Церкви и пострадавшего за слова правды.
На сайте «Русская вера», помимо прочей полезной информации, имеется раздел «Библиотека», который включает в себя уникальную электронную копию архива старообрядческой Архиепископии, находящегося в РГАДА. Теперь любой исследователь истории старообрядчества может работать с документами, не выходя из дома. Одна из первых публикаций, основанная на этих документах, посвящена судьбе архиепископа Саватия (Левшина). Эта публикация особенно интересна тем, что в ней впервые публикуются соборные документы об отрешении предстоятеля старообрядческой Церкви от первосвятительской власти.
В октябре 2015 г. в Великом Новгороде состоялась лекция «Традиции и современная культура. Взгляд старообрядца», посвященная традициям старообрядцев, существующим и в наши дни. Провел ее историк, музеевед, настоятель храма Иоанна Богослова на Витке (РПсЦ) в г. Великом Новгороде иерей Александр Панкратов. В продолжение этой темы, поднятой недавно Г. Чистяковым и, как оказалось, весьма актуальной для читателей, мы публикуем вторую часть выступления иерея Александра.
Представляем вторую часть интервью с известным историком русской кухни, автором книг о прошлом и настоящем русской кулинарии Павлом Сюткиным. Здесь вы узнаете, какие кушанья старинной русской кухни действительно ушли от нас безвозвратно, и что это была за репа, которая составляла основу питания, пока еще не знали о картофеле. Ну и многое другое, не менее интересное.
Можно ли привести современный мир к общему правовому знаменателю? Как получается, что благие законы принимают вид своей противоположности? Что должно быть основой права? Об этом рассуждает старообрядец федосеевец, профессор Сретенской духовной семинарии Михаил Олегович Шахов.
В октябре 2015 г. в Великом Новгороде состоялась лекция «Традиции и современная культура. Взгляд старообрядца», посвященная традициям старообрядцев, существующим и в наши дни. Провел ее историк, музеевед, настоятель храма Иоанна Богослова на Витке (РПсЦ) в г. Великом Новгороде иерей Александр Панкратов. В продолжение этой темы, поднятой недавно Г. Чистяковым и, как оказалось, весьма актуальной для читателей, мы публикуем выступление иерея Александра.
На XIX Всемирном Русском Народном Соборе прозвучали слова о русофобии и геноциде русского народа. Выступающие привели факты униженного состояния русского народа в странах, возникших на осколках бывшей Российской империи и СССР, а также поделились мнениями относительно развития русского самосознания и русской культуры на территории Российской Федерации. Большой резонанс вызвал доклад главного редактора сайта «Религия и СМИ», бывшего руководителя первого светского информационного проекта «Староверы» Александра Щипкова.
Представляем первую часть интервью с известным историком русской кухни, автором книг о прошлом и настоящем русской кулинарии Павлом Сюткиным. Здесь вы прочитаете о схожести и различии блюд на столах обычного крестьянина и боярина, а также узнаете, почему иностранным путешественникам иногда не нравилась русская кухня, и еще очень много интересного.
Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н. М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец — монах Киево-Печерской Лавры. 9 ноября Церковь отмечает день памяти самого известного древнерусского летописца — преподобного Нестора.
Зачастую кажется, что в храме человек освобождается не только от житейской суеты, но и от грехов, искушений и страстей. Однако это не совсем так. Об искушениях на клиросе, опасном «соревновании» между регентами, разногласиях между приходами и других ловушках, которые враг рода человеческого готовит на пути служения Богу, рассказывается в проповеди иерея Константина Литвякова (г. Хмельницкий, Украина).
29 июля 2015 года в «Ржевской обители» с докладом «Традиции, методы и история духовного образования Церкви: Византия, Древняя Русь, старообрядчество» выступил старообрядческий священник, настоятель храма РПсЦ в г. Ростове-на-Дону о. Иоанн Севастьянов. Он рассказал о традициях духовного образования. Публикуем вторую часть версии доклада, переработанную автором для печати.
Информационный портал Якутии представляет специальный проект «В лабиринтах веры», который рассказывает читателям о религиях. Второй выпуск проекта посвящен старообрядчеству. Корреспонденты сайта ysia.ru попытались найти ответы на волнующие вопросы. Почему старообрядцы крестятся двумя перстами? Как последователи старой веры относятся к РПЦ? Откуда старообрядцы появились в Якутии? Прекрасные фото и несколько видео.
29 июля 2015 года в «Ржевской обители» с докладом «Традиции, методы и история духовного образования Церкви: Византия, Древняя Русь, старообрядчество» выступил старообрядческий священник, настоятель храма РПсЦ в г. Ростове-на-Дону о. Иоанн Севастьянов. Он рассказал о традициях духовного образования. Публикуем версию доклада, переработанную автором для печати.
Во второй части беседы Денис Пересторонин рассказывает о своем собрании голгоф, путешествии на Соловецкий архипелаг и установке там памятного креста, а также о поездке в Троице-Колясниковскую пустынь, основанную в XVII веке таинственным старцем Капитоном — одним из самых загадочных персонажей русской истории.
Одним из сложных вопросов минувшего собора Русской Православной старообрядческой Церкви стало обсуждение диалога между РПсЦ и Московской Патриархией по каноническому статусу Белокриницкой иерархии. Тема эта уже в течение года вызывает пересуды как в старообрядческой, так и в новообрядческой среде. У подобного диалога есть и немало противников. Сегодня в рубрике «Комментарий дня» мы публикуем мнение делегата Освященного Собора, сотрудника института Высшей Школы Экономики Алексея Муравьева.
Секретариат Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви разослал постановления Освященного Собора РПсЦ (состоявшегося в граде Москве 21–23 октября 2015 г. по н. ст.).