Зачастую кажется, что в храме человек освобождается не только от житейской суеты, но и от грехов, искушений и страстей. Однако это не совсем так. Об искушениях на клиросе, опасном «соревновании» между регентами, разногласиях между приходами и других ловушках, которые враг рода человеческого готовит на пути служения Богу, рассказывается в проповеди иерея Константина Литвякова (г. Хмельницкий, Украина).
29 июля 2015 года в «Ржевской обители» с докладом «Традиции, методы и история духовного образования Церкви: Византия, Древняя Русь, старообрядчество» выступил старообрядческий священник, настоятель храма РПсЦ в г. Ростове-на-Дону о. Иоанн Севастьянов. Он рассказал о традициях духовного образования. Публикуем вторую часть версии доклада, переработанную автором для печати.
Информационный портал Якутии представляет специальный проект «В лабиринтах веры», который рассказывает читателям о религиях. Второй выпуск проекта посвящен старообрядчеству. Корреспонденты сайта ysia.ru попытались найти ответы на волнующие вопросы. Почему старообрядцы крестятся двумя перстами? Как последователи старой веры относятся к РПЦ? Откуда старообрядцы появились в Якутии? Прекрасные фото и несколько видео.
29 июля 2015 года в «Ржевской обители» с докладом «Традиции, методы и история духовного образования Церкви: Византия, Древняя Русь, старообрядчество» выступил старообрядческий священник, настоятель храма РПсЦ в г. Ростове-на-Дону о. Иоанн Севастьянов. Он рассказал о традициях духовного образования. Публикуем версию доклада, переработанную автором для печати.
Во второй части беседы Денис Пересторонин рассказывает о своем собрании голгоф, путешествии на Соловецкий архипелаг и установке там памятного креста, а также о поездке в Троице-Колясниковскую пустынь, основанную в XVII веке таинственным старцем Капитоном — одним из самых загадочных персонажей русской истории.
Одним из сложных вопросов минувшего собора Русской Православной старообрядческой Церкви стало обсуждение диалога между РПсЦ и Московской Патриархией по каноническому статусу Белокриницкой иерархии. Тема эта уже в течение года вызывает пересуды как в старообрядческой, так и в новообрядческой среде. У подобного диалога есть и немало противников. Сегодня в рубрике «Комментарий дня» мы публикуем мнение делегата Освященного Собора, сотрудника института Высшей Школы Экономики Алексея Муравьева.
Секретариат Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви разослал постановления Освященного Собора РПсЦ (состоявшегося в граде Москве 21–23 октября 2015 г. по н. ст.).
Несколько дней назад на нашем сайте была опубликована статья журналиста Максима Гусева, посвященная екатеринбургской старообрядческой общине Древлеправославной Поморской Церкви. Она рассказывала о непростой истории и нынешней ситуации с молитвенным зданием общины. После публикации материала в редакцию поступило множество вопросов от читателей, в которых они отмечали, что ряд важных моментов этой сложной истории так и остался не прояснен. За компетентным мнением мы решили обратиться к одному из авторитетных деятелей современного безпоповства — председателю Новгородской общины ДПЦ, члену Российского Совета ДПЦ Алексею Александровичу Безгодову.
В Екатеринбурге подошла к завершению длительная история с Никольским храмом для староверов-поморцев. Наш автор Максим Гусев уже не раз освещал ход событий в своих статьях. Сегодня древлеправославная община Екатеринбурга не скрывает радости — все обернулось с Божией помощью так, что они стали хозяевами 25 лет назад им обещанного здания.
В своей квартире в центре Москвы Денис Валерьевич Пересторонин, крупнейший в России собиратель рукописных и старопечатных книг, создал настоящую русскую избу. Однако это отнюдь не поза и не желание быть оригинальным, а полное отражение хозяина, его жизни, увлечений и профессиональной деятельности.
Данная статья затрагивает еще одну тему, без которой невозможно представить старообрядчество в целом и его безпоповскую ветвь в особенности. Разделение пищи на чистую и нечистую, позволительную и непозволительную ведет свое начало с первых дней истории человечества. В определениях ветхозаветной Церкви, как известно, это разграничение было обозначено весьма точными правилами. В христианской Церкви такие правила также остались, хотя и не во всей их строгости.
17 октября Церковь чтит память святых отец наших преосвященного Гурия, перваго архиепископа новопросвещеннаго града Казани, и Варсонофия, епископа Тверскаго, которые сыграли огромную роль в христианской катехизации присоединенных к России земель.
Представляем интервью с Денисом Валерьевичем Пересторониным — крупнейшим в России собирателем рукописных и старопечатных книг. Его собрание известно далеко за пределами Москвы и даже России. Собиранием рукописных книг Денис занимается уже почти 20 лет, и наша беседа посвящена этому его главному увлечению.
На следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы Церковь почитает память блаженного Андрея, Христа ради юродивого. Именно ему во Влахернском храме было явлено чудесное видение Царицы Небесной, молящейся за всех людей.
Мы продолжаем публикацию отрывков из «дневника настоятеля» игумена Кирилла (Сахарова). Сегодня представляем письмо старообрядческого наставника Каунасской Старообрядческой общины И.И. Никитина о необходимости погружения при крещении.
На днях на сайте «Русская вера» вышло интервью с известным богословом и миссионером РПЦ протодиаконом Андреем Кураевым. Один из заданных вопросов касался разработки учебника «Основы православной культуры» и связанной с этим полемикой о. Андрея с известным ученым, автором этого учебника А. В. Муравьевым. Сегодня Алексей Муравьев со своей стороны вспоминает происходящие тогда события.
Сегодня мы беседуем с краеведом г. Ржева, фольклористом Сергеем Викторовичем Моряковым, который также принял участие в съёмках кинокартины «Сошествие с креста», сыграв роль старосты-старообрядца. Сергей Викторович рассказывает нашему корреспонденту о возможностях дальнейшего развития старообрядчества и о старообрядцах Ржева прошлого столетия.
Древнерусский богослужебный чин Пещного действа оставил яркий след в истории древнерусского искусства. Однако источника, который бы содержал полный текст Пещного действа, не существует. Пещное действо вновь зазвучало в начале ХХI века в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». В 2008 году П. Терентьева защитила диссертацию «Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина Пещного действа», в которой гимнография действа была представлена в полном виде.
Вчера на сайте «Русская вера» вышло интервью с известным богословом и миссионером РПЦ о. Андреем Кураевым. Наши авторы уже начали откликаться на этот материал, и сегодня мы публикуем первый комментарий. О. Иоанн Севастьянов (г. Ростов-на-Дону) делится, какие, на его взгляд, выводы должны сделать старообрядцы, в чем он не согласен с о. Андреем, а также сам адресует ему непростые вопросы.
Протодиакон Андрей Кураев, безусловно, — самый известный нестарообрядческий богослов среди старообрядческих читателей. На старообрядческих форумах существуют десятки и сотни самых разных тем обсуждений, где упоминается имя этого богослова и миссионера РПЦ. Отец Андрей с годами все чаще выходит за рамки традиционно казенного синодального миссионерства и готов искренне отвечать на самые острые, самые животрепещущие вопросы. И в этот раз о. Андрей Кураев отвечает прямо и неприукрашенно на столь же прямые и неприукрашенные вопросы сайта «Русская вера».
Шестнадцатый выпуск альманаха «Академические тетради», подготовленный Комиссией «Искусство и духовная жизнь общества» научного совета Российской Академии наук, вышел из печати. Впервые в истории этого сборника в нем помещена статья, посвященная влиянию старообрядчества на русскую культуру в течение последних сотен лет.
Еще каких-то 10 лет назад ношение бороды сотрудниками светских учреждений считалось поступком из ряда вон выходящим. Сейчас ситуация стремительно меняется. Если бороду не стесняются носить звезды экрана, представители творческих профессий и даже модные метросексуалы, то тем более она к лицу людям солидным, серьезного рода деятельности. Все больше бородачей можно встретить на совершенно светских мероприятиях: выставках, конференциях, общественно-политических форумах. Бороды оказались в центре внимания наших корреспондентов во время десятой международной выставки вооружения, военной техники и боеприпасов Russian Arms Expo-2015.
В середине сентября в деревне Слутишки (Даугавпилсский район, Латвия) отмечалось окончание проекта под названием «Восстановление исторической старообрядческой застройки и сохранение сельскохозяйственного культурно-исторического наследия в деревне Слутишки». Возродившееся трудами мастеров староверское подворье приняло не менее ста гостей.
В Свердловской области возрождают святое и значимое место для уральских старообрядцев часовенного согласия — Веселые горы. В тайге облагораживают окрестности могил хранителей старой веры. В скором времени к ним официально откроют необычные туристические маршруты.