В апреле 2014 года в Одесском художественном музее состоялось открытие персональной фотовыставки работ архиепископа Киевского и всея Украины епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви Саватия (Козка). Корреспондент сайта «Русская вера» встретился со старообрядческим владыкой и побеседовал на различные темы. Владыка рассказал о своей судьбе, о своем пути к Богу и истинной Церкви, о том, как и почему он увлекся фотографией и художественным творчеством, о ситуации на Украине и положении старообрядцев в этой стране. Представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью.
Недавно в гостях у порталов «Духовное Сопротивление» и «Портал-Credo» был протоиерей Андрей Марченко, сотрудник Миссионерского отдела Русской Древлеправославной Церкви и богослужебной комиссии. Представляем интервью, в котором один из самых грамотных священников Русской Древлеправославной Церкви отвечает на ряд интересных вопросов.
Протоиерей Иоанн Анисимович Рыбаков (род. 24 августа 1932 г.) — это незаурядная личность в среде старообрядческого священства в силу своего почтенного возраста и опыта служения (56 лет священнического сана, из них 47 лет служения). Батюшка является воспитанником поколения священства дореволюционной России, эпохи Золотого века старообрядчества. Нашему корреспонденту удалось побеседовать с о. Иоанном и взять у него очень интересное интервью, в котором он вспоминает события почти столетней давности.
В марте 2016 г. в Москве планируется проведение Круглого стола по вопросу создания общественной организации «Всероссийское старообрядческое общественное движение». Ввиду этого мероприятия председатель совета РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия» С.П. Петров в своей статье поднимает проблемные вопросы, которые необходимо решить старообрядцам на государственном уровне. На примере одной проблемы — воспитания детей в современных общеобразовательных школах — автор рассказывает об огромном опыте по сохранению своей культуры у Общины русских-липован Румынии, который, по мнению С. Петрова, необходимо использовать в России.
Сегодня, когда в старообрядчестве происходит смена поколения, приходит много новых людей, особенно интересным для всех нас становится бесценный опыт людей, пронесших веру в Бога и хранение церковных традиций сквозь всю свою жизнь. С раннего детства, через юность, в свою зрелость и даже старость. Сегодня своими воспоминаниями с нашими читателями делится епископ Ярославский и Костромской Викентий (Новожилов).
Рождественское послание Преосвященным архипастырям, благоговейным иереям и диаконам, усердным инокам и благочестивым мирянам, чадам Русской Древлеправославной Церкви от Предстоятеля РДЦ Патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина).
Архипастырское поздравление с Рожеством Христовым (2015-2016 г.) всем верным и благоговейным чадам Русской Православной Старообрядческой Церкви от Предстоятеля РПcЦ митрополита Корнилия.
Волхвы на востоке стоят и смотрят на небо… Они читают в звездах о том, что творится в мире. И вот они увидели: яркая новая звезда. И тотчас сказало им их знание или голос Божий: родился Великий, родился Новый Царь, имя которого — Любовь Спасающая.
Исус Христос назвал своих учеников, а через них и всех нас, именующихся христианами, солью. Мы и каждый из нас — это крупинки, которые вместе составляют всю нашу православную церковь. Однако зачастую сегодня мы чинно делаем земной поклон, а завтра стыдимся и перекреститься. Чего стоит это наше видимое благочестие? Об этом и многом другом рассказывается в проповеди иерея Константина Литвякова, настоятеля храма св. великомученика Георгия Победоносца в г. Хмельницком (Украина). Проповедь прислана нашему сайту редакцией журнала «Вестник старообрядческого Подолья».
31 декабря 2015 года исполняется 12 лет со дня упокоения митрополита Алимпия (Гусева), Московского и всея Руси. Представляем воспоминание о нем чтеца Михаила Терентьева, а также приводим обращение владыки к благоревностным чадам Церкви Христовой, как нельзя актуальное в канун светского Нового года. В статье использованы исключительно архивные уникальные фотографии, публикующиеся в интернете впервые.
В декабре 2015 года стало известно, что 30 ноября 2015 года Девятый Арбитражный апелляционный суд отказал Совету православных церковных приходов Преображенского монастыря в удовлетворении иска к Российской древлеправославной кафолической церкви (старопоморцев-федосеевцев). Истец пытался оспорить решение о передаче этой церкви пяти зданий комплекса Преображенского монастыря.
Почти каждого из нас очень часто так затягивает водоворот повседневности, что Церковь, даже в семьях христиан, находится где-то на втором плане. О том, чтобы соблюдать посты и прийти на исповедь, и не задумываемся, находя сами себе всевозможные оправдания и успокаивая себя тем, что, вот мол, выйдем на пенсию, тогда и в храм ходить будем, намолимся и о душе позаботимся. Одно только упускаем: ведь этого времени мы можем просто не дождаться… О суетной и короткой жизни человека, о таинстве Соборования и страшном грехе зависти рассказывается в проповеди иерея Николы Ковалёва, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Жмеринке (Украина).
22-25 декабря 2015 года в г. Москве в стенах патриаршего кафедрального собора состоялось заседание Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви. Публикуем его деяния.
В октябре 2015 года Освященный Собор РПсЦ образовал Томскую старообрядческую епархию и утвердил кандидатом в архиереи настоятеля томского прихода священноинока Григория (Коробейникова). Почему Собор принял такое решение? Как изменит жизнь томских старообрядцев образование епархиального центра? Кто может стать старообрядцем? И что представляет собой современное старообрядчество Томска? Об этом и многом другом в интервью tomsk.ru рассказал новопоставленный епископ Григорий (Коробейников).
Иерей РПсЦ Михаил Родин никогда не отказывался от бремени, что взваливала на него жизнь. Выбрали священником — пошёл служить, нужны дом и храм — начал строить, нет денег — нашёл вторую работу, родился больной ребёнок — начал лечить… Как на все это хватает сил?
В период Рождественского поста мы беседуем о постном питании. Многих новопришедших старообрядцев страшит постная пища: хватит ли сил на выполнение повседневной работы, не навредит ли пост здоровью? Сегодня на эти вопросы ответит Ирина Львовна Медкова — доктор медицинских наук, академик РАЕН, много лет посвятившая изучению вопросов питания человека.
8 ноября 2015 года в Музее имени Андрея Рублева прошла лекция историка Глеба Станиславовича Чистякова и искусствоведа Татьяны Викторовны Игнатовой под общим названием «Исправленному верить?». Сегодня мы публикуем основную часть лекции, посвященной антистарообрядческим фальсификациям, появлявшимся в отечественной историографии, синодальном богословии и апологетике в XVII-XX веках.
17 декабря Церковь совершает память преподобному Иоанну Дамаскину — великому христианскому святому, гимнографу, богослову, философу. В этот день были именины у Иоанна Павловича Лоскутова, который долгие годы служил в г. Ржеве в сане диакона, а затем уже священником.
Представленные ниже образцы эпистолярного наследия городецкого каллиграфа и художника Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944) и его жены, Веры Павловны (1873–1942), являют собой яркий пример крестьянской переписки рубежа XIX–XX вв. В письмах супругов наглядно отразилась этика традиционной коммуникации с ее ритуализацией, иерархичностью и «цветущей сложностью» внутрисемейных связей.
Мы продолжаем публикацию отрывков из «дневника настоятеля» игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ). Сегодня представляем письмо старообрядческого епископа Леонтия (Кречетова) (Русская Древлеправославная Церковь) от 1988 года.
Диалог между Русской Православной старообрядческой Церковью и Русской Православной Церковью сегодня происходит в режиме богословских собеседований. Основным вопросом повестки дня стало уточнение канонического статуса Белокриницкой иерархии. Минувший собор РПсЦ поддержал продолжение этой работы. Вместе с тем по содержанию этого межцерковного диалога высказываются самые разные, нередко противоположные точки зрения. Сегодня мы публикуем ответы председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московской Патриархии митрополита Илариона (Алфеева) на вопросы, касающиеся этого диалога, а также других актуальных проблем современной жизни.
После распада СССР прошло уже 24 года. Выросло целое поколение людей, которые не знают, что такое Советская власть. Изменилась ситуация внутри каждой конфессии. Сейчас людям нет необходимости скрывать свои религиозные убеждения, ушло в прошлое понятие «регистрации» для священнослужителей, по-другому строятся взаимоотношения Церкви и государства. О том, как строились церковно-государственные отношения в 1970-1980-е годы, нам рассказал старший инспектор (1977–1991 гг.) Совета по делам религий при Совете министров СССР Вячеслав Георгиевич Подшибякин. Именно он в эти десятилетия курировал все старообрядческие согласия в СССР.
Во имя праздника Введения Пресвятыя Богородицы в церковь освящен целый ряд храмов старообрядческих женских монастырей, однако приходских храмов с таким наименованием не так много. Случайно это или нет, а также об истории и современном дне этого двунадесятого праздника читайте в статье Анастасии Лопатиной.
На прошедшем в октябре 2015 года Освященном Соборе РПСЦ обсуждался вопрос о ведении диалога с Русской Православной Церковью о каноническом статусе Белокриницкой иерархии. Представляем версию доклада председателя Комиссии по диалогу с РПЦ протоиерея Евгения Чунина, подготовленную для публикации в прессе.
8 ноября 2015 года в Музее имени Андрея Рублева прошла лекция историка Глеба Станиславовича Чистякова и искусствоведа Татьяны Викторовны Игнатовой под общим названием «Исправленному верить?». Г.С. Чистяков выступил с обстоятельным докладом «Антистарообрядческие фальсификации: история и современность». Искусствоведческим вступлением к исторической лекции стало сообщение-эссе Татьяны Викторовны Игнатовой — куратора музейной программы «Путь шедевра…», в рамках которой и прозвучало выступление Г.С. Чистякова. Ниже приведены материалы сообщения Т.В. Игнатовой.