Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (13)

  1. Сергей Агеев

    Достойный человек. Хочется пожелать ему и его семье, чтобы все у них было хорошо.
    И вот что интересно — он буквально в двух строчках весьма неоднозначно сформулировал суть старообрядчества: "Это православие по священным канонам, без обрядоверия, снижения моральных требований, без «старцев», жёсткое и рациональное".
    А ведь, пожалуй, верно… Человеку со стороны сразу бросается в глаза, что наряду с высокими нравственными требованиями и строгостью богослужения, у вас сейчас практически нет монашества (и всех особенностей духовной жизни мирян, связанных с существованием монастырей), мало развито почитание святых (даже ваших. старообрядческих) и икон, паломничество, без чего невозможно представить жизнь чад Русской Православной Церкви. Может ему, как бывшему протестанту, вот такие особенности староверия — "православие… жесткое и рациональное" — и оказались ближе.
    В любом случае, очень интересное наблюдение.

    • Сергий 985

      > мало развито почитание святых

      Да вроде почитают как положено тех, что считают святыми. Может и хорошо, что не преувеличено почитание, что не носятся за мощами, не стоят в очереди за нитками от поясов, не одевают на головы горшки и т.п. Не потому, что вероучение запрещает — при других обстоятельствах так же по канавкам бы "ходили". Но скорее "не сложилось", я думаю.

      Как говорит профессор богословия Алексей Ильич Осипов (из РПЦ, кстати): "Церковь ничего не потеряет, если кого-то достойного не прославит, но потеряет, если прославит недостойного". К сожалению, с Алексей Ильич с этим суждением в меньшинстве, поэтому в РПЦ активно прославляют и как-то на мой взгляд очень к этому привлекают внимание верующих. А потом сами же богословы причитают: в домашних иконостасах у людей на первом месте иконы святых, а Христос с Богоматерью либо маленькие в стороне, а может и вообще не быть.
      В этом смысле старообрядцам "повезло" больше: отсутствие активного появления новых и новых святых не смещает акценты и не так нарушает христоцентричности Церкви.
      Хотя, я слышал как бабули обсуждали какой иконе Богородицы от какой болезни лучше молиться, чтоб ребёнок не плакал… Но это уже другое немного.

    • Сергей Агеев

      Все же это особая православная русская традиция без которой представить духовную жизнь России не возможно. В этом и проявляется (точнее — в том числе и в этом) благочестие народа. И любовь к монастырям, и старчество (потрясающая Оптина и др.), и к святым, и к иконам, и к источникам. Это всё пути к Богу, пути духовного возрастания. Да, у богословов есть напоминания о необходимости христоцентричности сознания верующих — в частности, об этом писал о. Андрей Кураев. Но это, скорее, просто предостережение против перекосов. Да ведь, в принципе, еще совсем недавно, в советское время, икон у людей было мало, монастырей почти не было, храмов мало. У меня в детстве все начиналось с двух маленьких бумажных иконок Казанской. Теперь можно найти икону любого святого, поехать куда угодно — сотни монастырей. Вот как раз в этом плане традиции Древней Руси больше сохраняются в РПЦ.

    • Сергий 985

      Так от чего из перечисленного отказались старообрядцы-поповцы? От монастырей и монашества не отказывались, просто видимо мало желающих принимать постриг и потому монастырей почти нет. Но это не какое-то вероучительное решение, скорее так получается.

    • Сергей Агеев

      Так и не утверждаю, что старообрядцы отказывались от этого. Просто это в современном староверии не очень развито, что ли. Как-то не ярко проявляется. И если сравнивать — это очень заметно. В РПЦ бы к месту мученичества боярыни Морозовой было бы настоящая очередь, туда бы ехали как в Сергиев-Посад. А тут — конечно, староверы вроде и почитают ее, и знают, а вот такого чувства, с каким страна едет к преподобному Сергию, не чувствуется. Но, повторю, это наблюдение со стороны, и не в упрек, а скорее, с удивлением и сожалением.

    • Сергий 985

      Далеко не все святыни в РПЦ столь посещаемы как Матрона, Троице-Сергиева Лавра или Дивеево. Говорили же о парадоксе, что к поясу Богородицы когда его привозили выстраивались очереди огромные, хотя на соседней улице в каком-то храме лежит другой фрагмент этого же пояса и никакого ажиотажа нет.
      Я к тому, что дело в раскрутке. Если устроить у места мученичества боярыни Морозовой паломнический центр: музей-экскурсию по памятным местам, сувениры (особенно "волшебные" — "заряженные энергией этих святых мест"), поставить указатели, организовать автобусные туристические маршруты, сайт сделать, слух запустить о невероятных чудотворениях тех мест по молитвам боярыни…. Думаю, не только старообрядцы будут посещать активно.
      Вопрос надо ли оно такими методами.

    • Сергей Агеев

      Раскруткой это не объяснишь. Нельзя же к ней все сводить. Люди едут в монастыри по душевному зову, это душевная потребность. Без этого и продажа сувениров не поможет. Если человек почитает святых, он поедет не потому, что там экскурсия.
      А методы — это молитвенная память и духовное просвещение. Вот, кстати, ваши боровские инокини, оказавшись в Боровске, начали действовать именно так — развивать почитание пострадавших за старую веру — молитвой им и проповедью о них.
      Но еще раз отметим — это не упрек. Есть у староверов и сильные стороны, например, отношение к богослужению, нравственные устои. Но есть и объективно слабые.

    • Сергий 985

      Раскрутка это не обязательно что-то совсем коммерческое. Просто, скажем, у РПЦ есть монастыри, о них говорят так или иначе, кто-то ездит, другим рассказывает — так и тянется традиция. У старообрядцев монастырей нет, никто почти не ездит, традиция не складывается.

      Почитание святых… Большинство мощей дораскольных святых находятся у новообрядцев. Старообрядчество допускает на определённых условиях посещать эти мощи и там, но с прохладой я бы сказал (достаточно ответ на этом сайте посмотреть).

      Итого: монастырей нет, большинство святых мощей и мест "окупированы". Вот и результат.

    • Сергий 985

      Вот ещё о паломничествах выписал фрагмент из Григория Нисского: "Поэтому боящиеся Господа восхвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить. А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником воскресения, ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедали и начала веры."
      (целиком фрагмент тут: http://srg985.ru/2015/12271209)

    • Сергей Агеев

      Совершенно согласен с Вами и с приведенной цитатой. Эту же мысль, так или иначе, выражали многие святые, например, Феофан Затворник: "Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть".
      Но при этом и монастыри и паломничество — это очень важно. Это не самоцель, а инструмент для духовного возрастания, древнейшая христианская традиция именно для духовного роста — потрудится во славу Божию, посетить святые места для прославления Господа, завязать духовную ниточку и потянуть ее за собой в мир. А так — для искренней молитвы даже иконы — не непременное условие, но, согласитесь, что они не просто так почитаются. Недаром старообрядчество с таким уважением относится к иконе и к соблюдение канонов, с ними связанных. (хотя тоже есть особенности — очень сдержанная позиция даже в духовенстве по отношению к почитанию чудотворных образов, в храмах не так часто прикладываются к иконам)
      Да, конечно, в современном староверии традиции монастырей и паломничества, почитания чудотворных икон не очень развиты по объективным, историческим причинам. Очень сильно сказались и результаты советского времени, подрубившего старообрядчество под корень. Но исторические обстоятельства имеют свойство изменяться, может у вас еще все и разовьется. Но мысль о.Михаила Родина о старообрядчестве все-таки очень четкая и красивая, ее имеет смысл запомнить для понимания сути староверия — и вообще, и на современном этапе.

    • Сергий 985

      > сдержанная позиция даже в духовенстве по отношению к почитанию чудотворных образов

      Именно в РПЦ я впервые услышал открытую критику полуязыческого почитания "чудотворных образов", "мощей", "горшочков на голову" и т.п. Но услышал это не от тех, кто монетизирует все эти почитания или сам по незнанию отдаёт им повышенное значение, а от людей богословски-образованных.
      Я о том, что теоретическая основа у староверия и РПЦ по данным вопросам почти одинаковая. То есть если составить предельно чёткий опросник по отношению к монастырям, монашеству и чудотворным иконам, то результаты ответов двух церквей будут почти идентичны.
      Но в силу обстоятельств на практике большие различия. По мне, так староверию в этом смысле повезло, что в нём меньше народа, меньше денег и как следствие меньше соблазнов и возможностей устраивать "духовные автоматы" для перекачивания средств из карманов граждан в карманы церковные.
      Просто РПЦ и староверие это совсем разные по масштабам организации, и определенные болезни у них в принципе разные. Например, в мелких фирмах обычно нет бюрократии, а в крупных наоборот бюрократия развита. Вовсе не потому, что первые бюрократию отвергают, а вторые принимают. Просто мелкие болеют одним, а крупные другим, и если мелкий перерастёт в крупное, то он неизбежно заразится в т.ч. бюрократией.

    • Сергей Агеев

      Ну, в чём-то повезло, а в чём-то нет. Это как в той старой песне:" И жена не уйдет к другому, если у вас нет жены… Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь".
      Нельзя в любом процессе видеть только недостатки — да, есть те, кто "монетизирует", и скатывание в полуязычество вредно, и справедливо это критикуется. Но плох и перекос в другую сторону — на этом пути потерялись протестанты: денег не тратить, церковь удешевить, иконы не нужны, святые не нужны, монастыри не нужны. В итоге выхолостили все полностью. Или как обновленцы в 1920-е гг. — тоже все "упростили". А у неверующих людей так и вообще — сплошная денежная экономия в духовных вопросах.
      Но задуманы-то монастыри вовсе не для этого. И мощи существуют, и чудотворные иконы. И древнейшая христианская традиция их почитания. Надо очищать сокровище от грязи, а не выбрасывать его, если кто-то недостойно поступает с ним. А выкачивать деньги можно и на приходе — тысячи способов найдется, если захотеть.
      А теоретическая основа — да, наверное, одинаковая. Но такая вот исторически вынужденная сдержанность в этом вопросе в староверии чувствуется. Однако, развитие Церкви, церковного народа без монастырей, без монашества не возможно. Какие бы не были недостатки в монастырях, это одна из основ христианского пути.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля