«И нечестивые к тебе обратятся», — писал псалмопевец, прозорливо понимая, что даже самые отъявленные грешники, а на мирском языке — преступники, рано или поздно начнут осознавать и неправоту свою, и ошибки, и то, сколько бед и горя они причинили на воле, до своего ареста и осуждения. Со времен распинаемого Христа, вынужденными соседями которого были два разбойника, мало что изменилось: одни продолжают пребывать в гордыне — но о них мы мало что знаем, а вот другие приходят к раскаянию.
В предыдущей части «Щекотливых откровений» мы рассказывали об удивительном лицевом манускрипте — Толковом Апокалипсисе конца XX в., принадлежащем перу загадочного книжника из Нижнего Тагила, что скрывался под псевдонимом «Иродион». Сегодня мы продолжим рассматривать данный памятник: узнаем о его исторических предшественниках и познакомимся с избранными фрагментами текста.
Всем известны церковные правила, устанавливающие определенный возраст для хиротонии во священные степени. В частности, указывается, что во иереи можно рукополагать после 30-ти лет, а во диаконы после 25-ти лет. Однако в старообрядческих согласиях эта норма исполняется далеко не всегда. По разным, иногда весьма вынужденным обстоятельствам хиротония во священнослужители совершается ранее указанных возрастов. Подобная практика вызывает соблазны и пересуды. По этой причине мы публикуем размышление на эту тему архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Грузинская Древлеправославная Церковь).
Сегодня, в отличие от прошлых десятилетий, старообрядчество не является «террой инкогнита» — явлением неизвестным, непонятным и не изученным. Истории и культуре старообрядчества посвящено сотни научных исследований, десятки книг и кинофильмов, тысячи статей и заметок в интернете. К некогда неизвестной Агафье Лыковой летают туристы на вертолете, на, казалось бы, полностью забытое в советские годы Рогожское кладбище приезжает президент России, а старообрядческие иконы и книги экспонируются в залах Федерального Собрания страны. Тем не менее в обществе сохраняется ряд устойчивых мифов о старообрядчестве. Попробуем разобраться с некоторыми из них.
Чтобы узнать, как живут потомки русских староверов сейчас, журналисты портала E1.RU поехали в старообрядческую общину в Свердловской области — в село с красивым названием Пристань. Село основано в 1789 году, когда-то сюда причаливали баржи. Но есть ещё и другой смысл у его названия: здесь находили приют староверы со всего Урала. Храм, построенный здесь сто лет назад, не закрывали даже в годы советской власти.
Художественная выставка «Сибирь. Природа. Староверы» проходит с 31 мая по 15 июля 2018 года в районном центре культуры пос. Шушенское в рамках «Дней русской духовной культуры в Красноярском крае». Она включает в себя две персональные выставки. Одну из них представляет художник Дмитрий Александрович Гусев (Москва), вторую — фотохудожник, поэт, композитор и предприниматель Александр Константинович Холмогоров (г. Барнаул). В ее экспозицию, помимо фотоснимков, входит коллекция костюмов русских староверов.
3 июня 2018 года концертом в Большом зале консерватории завершился мини-фестиваль, посвященный 80-летию композитора Юрия Буцко (1938-2015). Его программа включала в себя концерты, научную конференцию, презентацию фонда. Георгий Буцко долгие годы был прихожанином кафедрального Покровского собора Рогожского кладбища (РПсЦ). Даже в преклонных годах он посещал великопостные Богослужения, отмаливаясь сотни поклонов Марииного стояния. В 2009 году он был награжден грамотой Московской Митрополии «за возрождение древнерусских музыкальных традиций в современной классической культуре». Дочь композитора Анастасия Буцко дала интервью порталу colta.ru, в котором рассказала много интересного о своем отце.
Церковь живет по своему русскому календарю. А как же еще бы мы знали, что 14 июня — это все-таки 1 число первого летнего месяца на Руси?! 1/14 июня — начало лета. В древнерусском быту июнь месяц называли розанцветом: шиповник-розан зацветал… А еще июнь называют разноцветом потому, что с наступлением лета начинают цвести разные цветы.
После указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года старообрядцы получили возможность открывать свои храмы и официально создавать старообрядческие общины. Служащие и рабочие фарфоровой фабрики С.М. Кузнецова в Дулево сразу же строят храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Однако простоял он не более четверти века: несмотря на все просьбы верующих, местные власти сломали церковь, «так как дальнейшее существование ее не дает возможности вести работу по расширению фабрики».
В предыдущих материалах мы уже рассказывали о жизни и творческом наследии Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944), чьи работы в области каллиграфии и книжной живописи явились связующим звеном между искусством русского ретроспективизма и бытовавшей в среде старообрядческих ремесленников изобразительной традицией Средних веков. Сегодня рассмотрим его оригинальные сочинения.
Примером подлинного служения ближним является жизнь Акинфия Демидова. О тульском мастеровом, ставшим миллионером, сложилось много легенд. Несомненно одно: он любил Родину и хорошо разбирался в людях. Демидовы — уникальное явление во всемирной истории, создатели эффективного с точки зрения производства и грандиозного по мировым масштабам горнозаводского и промышленного комплекса на Урале, превосходившего по своей территории многие европейские государства. Благодаря духовным и гражданским подвигам Демидовых и старообрядцев многие современные жители Урала и Сибири до наших дней хранят бесценные сокровища русского православия.
1 июня 2018 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялся III Международный круглый стол «Возвращение старообрядцев на Дальний Восток». Участвующие в нем старообрядцы Южной Америки подтвердили, что готовы вернуться в Россию при условии передачи им достаточно больших земельных наделов, освобождения подрастающего поколения от среднего образования и срочной службы в армии.
Не так давно в «Литературной газете» была опубликована статья Петра Ткаченко «В согласии со стихией…», посвященная столетию поэмы Александра Блока «Двенадцать». В ней содержатся очень интересные размышления автора об этом произведении, о «новой» и «старой вере». Сегодня литературовед Виктория Кузнецова размышляет о явных и скрытых смыслах этого известнейшего произведения Блока.
С незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.
В наши дни в памяти приверженцев Русской Православной cтарообрядческой Церкви сохраняются воспоминания о некогда бывшем разделении христиан, приемлющих белокриницкую иерархию, на так называемых «окружников» и «неокружников». Данная публикация предназначена для читателей, впервые узнавших о событиях, связанных с Окружным посланием, и посвящена краткой исторической хронологии раздора и его уврачевания.
В последние годы в связи с активизацией взаимодействия между старообрядческими согласиями и диалогом с РПЦ периодически встают вопросы действительности священнической и архиерейской хиротоний, перехода священнослужителей в ту или иную юрисдикцию. Также нередки случаи запрета в священнослужении, извержения или добровольного сложения сана. Несмотря на распространенность подобных случаев, нет однозначного ответа на ряд вопросов. Сегодня мы публикуем размышления на тему неизгладимости священного сана из книги протоиерея Вячеслава Винникова «Я поверил от рожденья в Богородицын Покров…».
Мы продолжаем рассказывать о приготовлении на Руси каш, которые издревле были основным блюдом русской кухни и готовилась из самых разных видов злаковых и бобовых. Сегодня речь пойдет о пшенной каше с творогом. Пшено — это кладовая витаминов, минералов, жиров, белков и важных для жизнедеятельности аминокислот.
Сегодня мало кто задумывается о реальных статусах, возможностях и влияниях представителей старообрядчества на общество, экономику и развитие России в целом. При этом среди потомственных старообрядцев было и есть немалое количество выдающихся деятелей науки и культуры мирового уровня. Продолжаем рассказ о жизни и судьбе Александра Алехина — четвертого чемпиона мира по шахматам.
В ноябре 2018 года исполняется 100 лет с момента закрытия известного в определенных кругах учебного заведения — Московского старообрядческого института. История этого учреждения является показательной для осмысления роли образования и педагогики в жизни ревнителей старой веры. Ведь очень важно учитывать исторический опыт при попытках воссоздания или формирования современных старообрядческих учебных заведений.
23 апреля участники празднования недели свв. Жен-Мироносиц на Рогожском, приехавшие со всей страны и даже зарубежья, отправились в паломническую поездку по Гуслицам. Посетили Ногинск, Егорьевск и Коломну. Один из участников экскурсии делится своими впечатлениями.
Исследование международного агентства New World Wealth показало, что более двух третей миллионеров мира являются религиозными людьми, причем более половины из них христиане. Портал «Деловой Петербург» попытался разобраться, во что верят российские предприниматели.
Последнее десятилетие в старообрядческих согласиях происходит своеобразная ревизия богослужебных и бытовых обычаев, прижившихся в церковной среде в последнее столетие. Дискуссионным вопросом остается отращивание священнослужителями волос. Сегодня мы публикуем доклад архиепископа всея Грузии древлеправославных христиан (РДЦ) Павла (Хорава), посвященный вопросам ношения духовенством длинных волос.
Статья о фронтовой судьбе о. Антипы Плотникова, настоятеля Успенской старообрядческой церкви города Томска, где он прослужил 27 лет. Чудом уцелевший в годы репрессий, фронтовик, прошедший пекло самых ожесточенных боев Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов «Красной Звезды», награжденный медалями «За взятие Кенигсберга» и «За Победу над Германией», отец восьмерых детей, мудрый и добрый пастырь, много лет отдавший служению Богу. Всю войну Антипа Петрович вел записи в небольшой записной книжке. Из нее узнали мы весь его боевой путь.
После тяжелого поражения советских войск под Вязьмой в начале октября 1941 года все пути на Москву оказались открытыми. Казалось бы, столица неизбежно падет под натиском врага. Гитлер уже готовился провести торжественный парад на Красной площади. Откуда ему было знать про силу духа русских воинов? Этот рассказ — о сибиряках, пришедших в трудную минуту на помощь Москве.
С началом Великой Отечественной войны многие жители г. Урени (Нижегородской области) ушли добровольцами на фронт. Среди них были и старообрядцы, доблестно защищавшие свою Родину, за героизм, отвагу и мужество удостоенные высшей награды — звания Героя Советского Союза: Лаврентий Семенович Беляев, Сергей Федорович Махалов, Михаил Федорович Орлов, Александр Яковлевич Смирнов и другие. Им и посвящена эта статья.