Рубрика «Вопрос священнику» действует на нашем сайте уже более 4 лет. За это время опубликовано порядка 850 ответов священников на вопросы читателей. Можно сказать, что этот раздел — один из самых посещаемых на нашем ресурсе. Сегодня мы беседуем с постоянным автором этого раздела, настоятелем храма Знамения Пресвятой Богородицы в г. Калуге (РПсЦ) иереем Иоанном Курбацким.
5 июля 2018 года в Москве, в КПЦ им. протопопа Аввакума, состоялось очередное заседание рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством. Публикуем протокол собрания.
Обширный материал о единственном в России старообрядческом женском монастыре, цитадели православия, расположенном близ города Углича, в живописном селе Улейме. О жизни в обители, которая протекает в соответствии с древними иноческими уставами, а также интервью с её насельницами.
В Русской Православной Церкви набирает популярность «единоверие» — богослужение по старому обряду, запрещенному при патриархе Никоне. Сегодня таких приходов уже около сорока. Как живут современные «канонические» старообрядцы, что думают о своих традициях, почему священнику нельзя есть мороженое на улице, а девушке приходится покупать свадебный наряд в мусульманской лавке — об этом рассказывает корреспондент РИА Новости.
Любовь. Именно она, по свидетельству Самого Господа, есть совершенство, включающее в себя все заповеди. Как же обнаруживается наша Любовь к ближнему? Она обнаруживается совершением дел любви к нему, равно как и отсутствие дел любви обнаруживает наше оскудевшее любовью к ближнему сердце. О том, что такое Любовь с христианской точки зрения, как можно ее проявлять и какая награда за нее бывает рассказывается в проповеди иерея Константина Литвякова (г. Хмельницкий, Украина).
Мы продолжаем публикацию материалов о малоизвестных ныне страницах жизни и быта русского народа. Сегодня речь пойдет о современном положении русской аристократии — потомков дореволюционного дворянства. На наши вопросы продолжает отвечать специалист по дворянской генеалогии, предводитель Российского Дворянского Собрания, старший преподаватель кафедры общей физики МИФИ Олег Вячеславович Щербачёв.
В декабре 2017 года отметил 10-летний юбилей Хор певчих старообрядческих приходов Сибири. Возникший в год празднования 100-летия Новосибирского прихода Русской Православной старообрядческой Церкви во имя Рожества Пресвятой Богородицы, хор вскоре приобрел известность не только среди старообрядцев Белокриницкой иерархии, но и далеко за ее пределами. Регулярные выступления хора с просветительскими концертами, на научных мероприятиях и творческих фестивалях как в России, так и за рубежом, сделали этот коллектив заметным явлением музыкальной культуры Сибири.
Доклад исполнительного директора Фонда Григория Богослова, постоянного члена комиссии старообрядных приходов в составе Московского патриархата Леонида Севастьянова на международной конференции «Церкви перед лицом богатства, бедности и истощения природных ресурсов». Ассизи, Италия, 29 июля – 4 августа 2018 г.
Старообрядцы представляли собой значительную часть населения Российской империи. Какую именно часть — это чрезвычайно важный вопрос. Стремление российского правительства уничтожить старообрядчество в свое время дало предсказуемые результаты — старообрядцы ушли в подполье, и их контакты с властями всегда имели чисто практическое значение. Поэтому такой важный вопрос, как число приверженцев старого обряда, распределение их по согласиям и местам пребывания, был для государственной власти трудно решаемым. Соотношение между сведениями, представленными губернской управой и чиновниками МВД, разнилось в 17 раз. Несомненно лишь то, что в России в начале XX в. было достаточно большое количество приверженцев старого обряда.
Традиция ставить поклонные кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства. На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Читайте в нашей статье о том, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась.
На страницах нашего сайта мы уделяем немало внимания историческим русским ремеслам, среди которых особое место занимает каллиграфия. Это высокохудожественное ремесло было распространено практически во всех регионах нашей страны, где проживали старообрядцы. О том, чем сегодня живет славянская каллиграфия, над чем работают современные каллиграфы и вообще существуют ли они в век, когда даже печатная книга постепенно выходит из моды, уступая место электронным устройствам и интернету, нам рассказывает художник, дизайнер, ремесленник, преподаватель каллиграфии Наталья Ким.
Одним из известных новшеств никоновой реформы в области церковной «моды» стали новогреческие клобуки и рясы с широкими рукавами. Ношение ведрообразных клобуков настолько быстро распространилось среди русского иночества и епископата, что стало символом иноческого облачения. Посмотрим, какие интересные детали открывают нам исследователи данной темы.
В этом году наш сайт уже опубликовал два материала из доклада архиепископа Тбилисского и всея Грузии Павла (Хорава, Грузинская Древлеправославная Церковь). Первый был посвящен критике обычая ношения современным старообрядческим духовенством длинных волос, второй — вопросу нижней границы возраста кандидата во священнослужители. Сегодня мы публикуем размышления владыки на две смежные с предыдущими материалами темы.
Церковная реформа XVII века расколола русское общество на два фронта. Много лишений претерпели те, кто её не принял. Но эти гонения не заставили их отступить от своих взглядов. О жизни белгородской старообрядческой общины корреспонденту «Белгородской правды» рассказал наставник Александр Тарасов.
В ходе Ржевских образовательных чтений прозвучали сенсационные факты взаимоотношений старообрядцев и новообрядцев после раскола, совершения богослужений священниками официальной Церкви по старому обряду. Также участники обсудили проблемы Русской Церкви накануне церковной реформы XVII века, возможность качественного перевода Евангелия на русский язык и соседство архаики и науки.
В древности алкоголь хотя и употреблялся славянами, но пьянство не являлось печальным социальным явлением. Спаивание народа по большому счету началось лишь в эпоху Романовых, когда сперва частным лицам было запрещено изготавливать спиртное для личного употребления, а затем и государство стало напрямую поощрять, развивать и контролировать питейные заведения. О том, как проходил процесс распространения пьянства на Руси при Романовых, Иван Прыжов рассказал в своей книге «Очерки по истории кабачества». Публикуем исследование Прыжова, посвященное так называемым «кабацким откупам».
Сегодня мы можем говорить о многих великих русских именах в живописи и музыке. Это и Валентин Серов, и Михаил Врубель, и Илья Репин, и Виктор Васнецов, Василий Поленов, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и многие другие. Однако все эти великие люди обязаны своим расцветом именно фамилии Мамонтовы. Несмотря на долгую и совсем непростую историю, род меценатов внес огромный вклад в развитие русской культуры XIX-XX веков. Плоды этого вклада мы можем ощущать и сегодня.
Была ли Россия отсталой страной до революции 1917 года? Нужна ли была коллективизация? Возможно ли возрождение купеческих династий? Почему потомки эмигрантов первой волны не возвращаются в Россию, и какими способами возможно провести реституцию на территории Российской Федерации? Обо всем этом мы беседуем со специалистом по дворянской генеалогии, предводителем Российского Дворянского Собрания, старшим преподавателем кафедры общей физики МИФИ Олегом Вячеславовичем Щербачёвым.
7 июля 2018 г. состоялась священническая хиротония протодиакона Романа Донцова. Удивительное совпадение: о. Роман принял священство в 33 года, в так называемом «возрасте Христа». Эта статья об истории «благодатного ростка» из одного рода, благословленного Богом.
Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве проходит выставка, посвященная истории и культуре старообрядчества — «Искусство благочестия». Куратор выставки Юлия Маслова приоткрывает нашим читателям несколько секретов, посвященных этой экспозиции.
4 июля 2018 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоялось открытие выставки, посвященной певческой рукописной книге Октай, созданной в подмосковном старообрядческом художественном центре Гуслицы в конце XIX — начале XX века.
Около трёх с половиной столетий назад, в XVII веке, Русскую Православную Церковь сотряс мощный раскол, спровоцированный известной церковной реформой, неосторожно проведённой руками царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Церковь разделилась на две непримиримые стороны — старообрядцев и новообрядцев. Одним из мыслителей, рассматривавших старообрядчество в контексте религиозной ментальности русского народа и духовного развития России, является известный писатель, философ и публицист Александр Исаевич Солженицын (1918–2008).
Советская историография на протяжении долгого времени внушала, что центрами развития футбола в России были портовые и вообще крупные города — Санкт-Петербург, Москва и другие. Однако настоящей футбольной Меккой того времени на самом деле был маленький поселок Орехово Богородицкого уезда Владимирской губернии. Именно старообрядцы — в кооперации с англичанами — и выступили тогда основоположниками российского футбола.
У всех интересующихся жизнью Церкви и Ее канонами вызывает недоумение, почему нарушаются правила о возрасте рукоположения священников, и в связи с этим появляется множество вопросов. Как относиться к довольно частому нарушению этого правила в старообрядческих поповских согласиях? Неужели архиереи, совершавшие такие хиротонии, не знали и не знают об этих правилах? Или сами поставляемые тоже их не читали? Действительны ли Таинства, совершаемые такими рукоположенными? На эти вопросы сегодня отвечает настоятель храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы в г. Калуге иерей Иоанн Курбацкий.
В селе Михайловская Слобода Раменского района находится самый крупный в Русской Православной Церкви приход, где служат по старому обряду. Старообрядцев, которые признают управление Московской Патриархии, называют единоверцами. Единоверие официально возникло в России в 1800 году, а церковь в Михайловской Слободе получила этот статус с 1817 года. В 1990-е годы в Михайловскую Слободу перешла московская единоверческая община из Рогожского кладбища, и здесь возник единоверческий центр с церквями и часовнями.