Как государство регулировало функционирование старообрядческих молитвенных домов 100 лет назад? Авторы исследования подвергли анализу законодательство Российской империи по данному вопросу на территории Томской губернии, а также изучили специфику его реализации на местном уровне за счет богатого комплекса архивных данных, многие из которых были использованы впервые.
Конфессионально-этическая система старой веры оказывала значительное влияние на формирование и развитие староверческого хозяйствования в XVIII — начале ХХ веках. Под воздействием многих, в том числе конфессиональных, факторов сложился особый тип личности старовера с активной жизненной позицией, деятельным характером, высоким уровнем личной ответственности и самоконтроля, приверженностью к ограниченному личному потреблению. О формировании хозяйственной этики старообрядчества рассказывает проф. Школы исторических наук НИИ «Высшая школа экономики», д.и.н. Валерий Керов.
Тема различных чудесных и сверхъестественных явлений очень актуальна в наши дни. Но все ли чудеса от Бога? Нередко в рубрику «Вопрос священнику» поступают вопросы касательно того, как относиться к мироточению икон, к благодатному огню в Иерусалиме, к целительным способностям отдельных людей, к вещим снам и откровенным видениям и даже к самопроизвольному перемещению мебели в нежилой квартире, где недавно умер человек. В связи с этим представляем подробное и аргументированное размышление о природе чудес и знамений епископа Древлеправославной церкви Христовой Белокриницкой иерархии (ДЦХ БИ) Алимпия (Вербицкого).
В Екатеринбурге есть уникальный музей. Создал его двадцать лет назад Евгений Ройзман. Вся экспозиция — единое запечатленное явление: Невьянская икона. Ее собиранию и изучению основатель музея посвятил годы. Все знают Ройзмана — мэра, бизнесмена, депутата, борца с наркотиками. Но у него есть и другие роли — хранителя, историка, поэта.
В постановлениях Освященного Собора 16-18 октября 2012 г. РПсЦ установила общецерковное почитание святителя Иова, патриарха Московскаго и всея Руси, в день его преставления 2 июля. Противостояние Церкви и еретиков было всегда, и каждому христианину необходимо быть искушенным в учениях, а все несогласное с Христовым учением отметать, ибо не всякие рассуждения или учения о Боге являются истиной. Недавно появилось новое учение, что Русская Церковь впала в ересь в 1589 году, когда приняла от Константинопольского патриарха Иеремии поставление первого Московского патриарха Иова. Данная статья служит ответом на вопросы о событиях ХV века.
2 июля (19 июня ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Паисия Великого. Ему молятся об избавлении от муки умерших без покаяния православных христиан.
В этом году эпидемия коронавируса повлияла на обычное течение церковной жизни. Многие верующие были вынуждены оставаться дома. В этой связи особенно актуальным стал опыт прославленных Церковью святых, подвиг которых заключался в удалении от мира, бегстве в пустыни, леса и горные расселины.
Из фарфора с кузнецовских фабрик ели и в императорском дворце, и в купеческих домах, и в сельских избах. Более 100 лет Кузнецовы были лидерами фарфорово-фаянсового бизнеса России. После 1917 года был уничтожен почти весь этот род. А вот фарфоровое дело, основанное когда-то простым гжельским кузнецом и продолженное его потомками, живет и сегодня. Да и знаменитая «кузнецовская» посуда до сих пор встречается на наших столах.
26 февраля 2020 года состоялся круглый стол «Роль мирян в старообрядчестве», на котором прозвучал доклад А. В. Шишкина, посвященный Всероссийскому съезду старообрядцев в 2000 году. Сегодня мы публикуем этот доклад.
Присутствует ли любовь среди современных христиан? Почему они не доверяют друг другу? Почему некоторые готовы рисковать здоровьем ближних? Обязан ли Бог совершать чудо в обмен на посещение храма? Эти и другие вопросы мы продолжаем обсуждать в рамках круглых столов.
Жительница деревни Даниловки Печорского района Республики Коми Мария Артеева вот уже много лет восстанавливает историю своей малой родины. Свою работу она начала с поиска имен участников Великой Отечественной войны д. Даниловки. Мария Кирилловна установила памятник героям войны — уроженцам Даниловки. А сейчас возводит часовню во имя покровителя воинов — великомученика Георгия Победоносца. В планах Марии Артеевой и открытие в родной Даниловке дома-музея староверов.
Во вторую Неделю по Пятидесятнице совершается память святых священномученик, мученик и исповедник, иже в Русстей земли за веру Христову от безбожник пострадавших. Это празднование установлено решением Освященного Собора РПсЦ в 2001 году. В XX веке на старообрядческую Церковь обрушились новые жестокие гонения — гонения от богоборческих властей. Годы советских репрессий оставили свой страшный след и в жизни старообрядчества Алтайского края. Закрывались храмы, священнослужители и миряне подвергались аресту. В этой статье Марины Волосковой повествуется о жизни, пастырском служении и гибели о. Логина Лебедева.
Почти 5 лет продолжается диалог между Русской Православной старообрядческой Церковью и Русской Православной Церковью по вопросу канонического статуса Белокриницкой иерархии. Вопреки заявлениям некоторых комментаторов, этот диалог был инициирован не с целью церковного сближения, а для разрешения церковно-канонических казусов, связанных с совершением некоторых таинств и треб. Сегодня мы публикуем новые комментарии, присланные из Московской Патриархии. Помимо прежних аргументов среди них появились и вопрошания, связанные с изменениями в канонической практики РПСЦ.
19 июня (6 июня ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Паисия Угличского. За труды на благо Церкви Христовой преподобный Паисий удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости.
Постановления Совета Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, состоявшегося в Москве 16 июня 2020 года в Доме причта на Рогожском под председательством митрополита Корнилия.
Эпидемия коронавируса, прокатившись по территории страны, в той или иной степени затронула каждого. Если человеку посчастливилось не заболеть, то болели его близкие и знакомые, большинству пришлось находиться в изоляции, у кого-то упали доходы, а некоторые и вовсе потеряли работу. О непростых духовных размышлениях во время заболевания коронавирусом пишет известный старообрядческий публицист, заведующая отделом металла и камня Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва) Юлия Маслова.
Пандемия и карантин стали проверкой готовности христиан к встрече с «последними временами», когда верующие будут существовать в условиях гонений три с половиной года царства антихриста. Выяснилось, что не только трех лет, но и месяца карантина многие не смогли выдержать, постоянно роптали, требуя возвращения пышности церковных служб и привычных фоторепортажей из храмов.
Он мечтал стать архитектором, но на экзаменах в институт ему не хватило баллов. Тогда родители настояли, чтобы сын не терял времени в ничегонеделании и поступил хоть куда-то. Поэтому не удивляйтесь: по первому образованию Андрей Тотьмянин — медик, и только по второму — строитель. Сегодня дело рук мастера из пос. Шамары — это купола и маковки, которые украшают старообрядческие часовню и храм в Рязани и Сызрани.
Почему конфессии оказались неготовыми к испытанию в виде пандемии коронавируса? Почему исполнение культа оказалось важней веры и добрых дел? Почему нынешняя экономическая модель церковных структур оказалась в кризисе? Какую роль сегодня выполняют многие современные монастыри? Об этом и другом беседуют участники круглого стола.
5 июня (23 мая ст. ст.) церковь чтит память преподобной Евфросинии Полоцкой как покровительницы русских инокинь. Она — первая прославленная русская игуменья и первая известная наставница всех русских женщин, избравших путь духовного совершенствования и аскетизма. Ее называют также «матушкой земли Русской» и матерью женского монашества на Руси.
Наверное, нет сейчас человека, который не задумывался над вопросом: «А в какое время я живу?». Кто-то следит за тем, что на это сказали старцы с Афона, кто-то полагается на звездные гадания астрологов, а кому-то еще раз захотелось перечитать Апокалипсис или хотя бы то место из св. Евангелия, в котором Христос говорит о признаках приближения последних времен. И эсхатологичность мыслей сводится к простому: неужто мир к концу движется?
Предлагаем вниманию читателей текст доклада доктора политических и философских наук Александра Гельевича Дугина, прочитанный на конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее», которая состоялась 26 января 2020 года в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений.
Сегодняшние проблемы нашей Церкви отчетливо проявились в ходе пандемии, по причине которой власти разных стран приняли решение ограничить общественные мероприятия, в том числе и богослужения. Но всеобщее единение верных может быть проявлено как в молитве, так и в возможной, но сегодня оставленной, практике святого причащения на дому. О возможности возвращения этой древней практики размышляет иерей Глеб Бобков (РПсЦ).
На плечах у епископа Томско-Енисейского Григория Коробейникова духовное окормление самых больших по площади территорий России — от Томской области до самого Тихого океана. Три епархии! Храмы здесь отстоят друг от друга на тысячи километров. И везде ждут его пастырского внимания, заботы, поддержки. В интервью редактору и издателю газеты «Община» владыка рассказывает о том, как знакомился с вверенными ему епархиями, признается, что еще недавно сам водил машину, ходит в магазин за продуктами и любит внуков, а их у него почти сорок!