Статьи
Верный сын России
Почему русское село Кузнецово получило имя революционера эсера Конакова, а также об одном из наиболее ярких и патриотично настроенных предпринимателей начала XX века Матвее Сидоровиче Кузнецове, который вложил все свои умения, волю и средства на процветание отечественной фарфорово-фаянсовой промышленности, улучшение условий работы и жизни рабочего человека той поры.
Олеся Гладкова: «Житие Евстафия Плакиды сформировало парадигму русской княжеской святости»
Как создавались древние агиографические сочинения, как они влияли на мировоззрения средневекового человека, почему современные жития утратили литературную ценность, как современного исследователя душат «рублем» и есть ли перспективы у древнерусской текстологии, нам рассказывает кандидат филологических наук, докторант ИМЛИ РАН, автор работ по истории и текстологии древнерусской литературы, автор монографии, посвященной «Житию Евстафия Плакиды» Гладкова Олеся Владимировна.
Насколько своя рубаха ближе к телу? Или тонко об исподнем
Мы продолжаем публикацию статей о разных деталях исторического костюма и сегодня расскажем о теме, про которую часто забывают реконструкторы, обходит стороной большая часть историков моды, а простые люди даже не задумываются. Речь пойдет об «исподнем». Именно так называли в старину нижнее белье.
Глас народа и Церковь
В последние годы расширяется дискуссия о месте и роли мирян в жизни Церкви, о развитии гражданского общества и восстановлении народоправческих основ в государстве. Над некоторыми из этих вопросов на страницах газеты «Старообрядецъ» размышляет предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов).
Наставник поморской общины с. Усть-Цильма Алексей Носов: «Бог и ради одной овцы проповедовал идти»
Нелегко приходится настоятелю старообрядческой поморской общины села Усть-Цильма Алексею Носову. Ведь из-за нехватки наставников в Республике Коми о. Алексей Григорьевич часто вынужден выезжать к староверам других районов Коми, чтобы вести службы, исповедовать и крестить, решать их насущные проблемы. Предлагаем вниманию читателей интервью с о. Алексеем, в котором он рассказывает о жизни печорских староверов и о своем служении.
О. Виталий Шумилов: «Будущее русской иконописи мне видится светлым»
Редакция сайта «Русская вера» продолжает общение с иконописцами нашего времени. О судьбах современных иконописцев и их делании на наших страницах рассказывали старообрядческие изографы Виталий Наумов, Константин и Анастасия Антоновы, епископ ДЦХ (БИ) Алимпий (Вербицкий). Сегодня мы беседуем с руководителем иконописной школы имени преподобного Алипия в городе Дубне Московской области протоиереем Виталием Шумиловым.
Святые страдальцы и исповедники соловецкие
Соловецкий монастырь является знаковым местом для каждого старообрядца. Со времени своего основания в 1430-х годах и до 1676 года монастырь являлся главным духовным и просветительским центром Северной Руси, твердыней русского православия. Сегодня мы рассказываем о том, как обитель сопротивлялась церковной реформе патриарха Никона, о соловецких мучениках и исповедниках за веру.
Епископ Алимпий: «Нужно проводить регулярные обучающие семинары и мастер-классы для иконописцев»
Редакция сайта «Русская вера» продолжает общение со старообрядческими иконописцами нашего времени. О судьбах современных иконописцев и их делании на наших страницах рассказывали Виталий Наумов, Константин и Анастасия Антоновы. Сегодня у нас в гостях старейший иконописец белокриницкого согласия, епископ ДЦХ (БИ) Алимпий (Вербицкий).
Можно ли редактировать Варлама Шаламова?
Вышла в свет книга «Град невидимый. Древлее православие в русской поэзии. XVII–XXI века». Составитель антологии — современный поэт Михаил Исаакович Синельников, его произведения также вошли в сборник. Это первая попытка создать антологию поэзии о древлем православии и его духовной традиции. Издание приурочено к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума и подготовлено по благословению предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия (Титова). Публикуем критическую рецензию, посвященную данному изданию.
Епископ Антипа: «Колхидская кафедра в любом случае должна подниматься – на то Божья воля»
Вопросы истории древней Колхидской кафедры, судьба древлеправославия на территории современной Грузии, актуальные вопросы бытия белокриницкой старообрядческой иерархии и перспективы ее развития — вот лишь некоторые темы, затронутые в обширном интервью, которое дал нашему сайту архиерей града Зугдиди и Колхидской низменности страны Иверии епископ Антипа (Схулухия).
Соборность и единоначалие как основы церковного устройства
В управлении христианской Церкви всегда существовали два начала. С одной стороны, это соборность и общинность, обеспечивающие участие народа в делах Церкви, с другой — единоначалие епископа, который за счет своего иерархического положения и авторитета осуществляет надзор за благочинением богослужения вверенной ему церковной области и решает текущие вопросы. Таким образом, эти два начала позволяли уравновешивать друг друга, устанавливать взаимоконтроль в церковных делах. О соборности и единоначалии как основах церковного устройства размышляет историк Кирил Михайлов.
Петр I и Петербург в сочинениях писателей-старообрядцев Выговской поморской пустыни
Образы Петра I и основанной им столицы нередко встречаются в сочинениях XVIII – первой трети XIX века писателей старообрядческой Выговской пустыни. Причем данные произведения свидетельствуют об исключительно позитивном восприятии выговцами Петра I как милосердного и мудрого правителя, чему способствовала проводимая царем политика веротерпимости. Интересные подробности читайте в статье.
Анатолий Гринденко: «Знаменное пение как усиление смысла»
О том, как связаны богослужебное пение и написание икон, насколько близки напевы, которые мы сейчас слышим в приходских храмах, к тому, что звучало на богослужениях во времена Древней Руси, почему в хоре должна быть важна личность каждого певчего, и правда ли, что для привлечения молодежи в храмы нужно вводить попсовое пение за богослужениями в сопровождении гитар, или молодых людей, скорее, заинтересует знаменное пение, а также о многом другом корреспондент портала «Приходы» расспросил Анатолия Гринденко, основателя и руководителя хора «Древнерусский распев».
Базовые принципы этики староверия
В последние годы в старообрядческой среде активно обсуждаются онтологические и философские вопросы староверия. Например, что объединяет староверов разных согласий кроме двуперстия. Редакция сайта «Русская вера» предлагает вниманию читателей некоторые принципы, выработанные в ходе этих дискуссий и обсуждений.
Леонид Севастьянов: «Старообрядчество может стать новой идеологической силой в России»
25 июля 2019 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Всемирный Союз Староверов. Как отмечал в интервью нашему сайту председатель Союза Л. М. Севастьянов, главными задачами новой организации станет «помощь и защита староверов, старообрядческих общин и организаций». По мнению Леонида Михайловича, прежде всего речь идет о юридической защите. «Нужно помогать старообрядцам получать разрешения на строительство храмов и молелен, помогать в оформлении документов и разрешении конфликтов с местными властями. Конечно же, будем помогать и в образовательных инициативах. Поднятие уровня образованности в старообрядческой среде является архиважной задачей», — отметил Л. М. Севастьянов. Сегодня Леонид Михайлович выступает с программной статьей, посвященной общественным и политическим задачам староверия.
«Критический разбор Окружного Послания и все оттенки направления самого автора его». 2 часть
Мы продолжаем публикацию уникальных исторических сочинений в честь юбилейных торжеств, посвященных 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Сегодня мы представляем читателям сочинение бывшего хасида, а впоследствии старообрядческого историка и публициста Владимира Карловича (ум. 1912). В книге «Критический разбор Окружного Послания и все оттенки направления самого автора его» автор дает оценки составителям «Послания», участникам раздора, а также публикует много другой, ныне неизвестной, информации. С помощью автора мы возвращаем в научный оборот термин «мнимо-окружники». Также в этой части книги рассказано о некоторых подлогах, на которые шли «окружники» с целью победы над «неокружниками».