Статьи
Древлеправославная Архиепископия — мнение комиссии Русской Православной старообрядческой Церкви
Освященный Собор РПсЦ, состоявшийся в октябре 2017 г., постановил упразднить чиноприем между Древлеправославной Архиепископией (Новозыбковская иерархия) и восстановил молитвенное и евхаристическое общение между двумя доселе независимыми старообрядческими согласиями. Между тем читатели нашего сайта и сегодня интересуются, на каком основании было принято такое решение. Чтобы, наконец, прояснить ситуацию, мы публикуем официальное заключение Комиссии Русской Православной старообрядческой Церкви по этому важному вопросу.
О женитьбах и свадьбах в старину на Руси
В каком возрасте женились в старину? Как объясняются столь режущие слух современного читателя случаи «колочения» жен? Как происходил обряд сватовства? Как приготовлялось брачное ложе? Что представлял собой брачный поезд? О свадебных обычаях, бок о бок идущих с церковным таинством венчания, узнаем из описания русского этнографа М. Забылина.
Цветная капуста с соусом
В дни Успенского поста мы готовим постное блюдо — цветную капусту с соусом по рецепту из книги известной собирательницы рецептов русской народной кухни Е.И. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве».
О переводе Евангелия на русский язык
В последние годы активно ведется и развивается гуманитарный диалог между крупнейшими старообрядческими согласиями — РПСЦ и РДЦ. Среди возможных направлений сотрудничества — издательская деятельность. На встречах представителей этих согласий было заявлено, что необходим старообрядческий перевод Евангелия на русский язык для домашнего чтения. Мы попросили прокомментировать это работу руководителя Благотворительного фонда Григория Богослова и общественной организации «Сохраним жизнь вместе» Леонида Севастьянова.
Погружать нельзя обливать
На этой неделе одной из топовых новостей в Яндексе стало сообщение о конфликте в православном храме, произошедшем при крещении младенца. Эта ситуация даже стала предметом полицейского разбирательства — мать ребенка подала заявление в правоохранительные органы с требованием привлечь к ответственности священника, который своими действиями нанес ушибы ребенку. Это событие комментирует иерей Иоанн Севастьянов.
Для чего нужен новый перевод Евангелия?
Евангелие на русском языке — одна из самых продаваемых книг в церковных лавках и книжных магазинах. Несмотря на то, что в среде старообрядцев издревле распространен главным образом славянский текст Евангелия, многие приобретают и русские переводы. О том, нужно ли старообрядцам иметь свой, именно старообрядческий перевод Евангелия, мы беседуем со специалистом по истории восточного христианства, публицистом, кандидатом исторических наук, доцентом и руководителем Ближневосточной секции Школы Востоковедения НИУ ВШЭ Алексеем Владимировичем Муравьёвым.
Православный духовно-просветительский форум «Живое наследие древлеправославной культуры»
С 21 по 26 июля в г. Казани прошел духовно-просветительский форум «Живое наследие древлеправославной культуры», посвященный 440-летию явления Казанской иконы Божией Матери. Это событие открыло перед организаторами и участниками, гостями и зрителями разнообразие и потенциал культурных форм и практик современного старообрядчества, их преемственность с историческим наследием древней Руси.
Приключения «Ильи Пророка на Славе»
В июле 2019 года в новгородских СМИ замелькали тревожные публикации: реставрация древнего храма Ильи Пророка на Славне прервана, подрядчик с объекта исчез, храм обесточен, перекрытия выломаны, в кладке выбоины — полный караул… Портал «Хранители Наследия» рассказывает о приключениях новгородского храма XII–XV веков в тенетах российской тендерной системы.
Один день в Юрьеве-Польском
Сайт «Русская вера» начинает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Первый наш репортаж из старинного Юрьева-Польского.
Приключения мальчика Славы в стране Древлесловия
В прошлом году вышла в свет книга художника, а с недавних пор детского писателя П.Г. Варунина «Славка и страна Древлесловия. Азбука-сказка» (Тарту, 2018). На 192-х страницах книга позволяет познакомиться в увлекательной форме с буквами старославянского языка. Представляем рецензию на книгу нашего постоянного автора
Свадебные традиции на Руси
Откуда были заимствованы многие свадебные обряды? Как проходили царские свадьбы? Почему даже великий князь Российский не дозволял женихам видеть своих дочерей прежде заключения сватовства? С каких пор жених получил возможность видеть невесту до сговора? Какова была частота и практика разводов на Руси? Обо всем этом читайте в описании историка Г. П. Успенского.
Положение женщин в Московии и «Домострой»
Существовало ли затворничество женщин среди быта простого русского населения Древней Руси? Какое место занимала женщина в обществе согласно своду правил «Домострой»? Каково своеобразие русского женского характера? Что означает образ злой, вообще греховной жены, вышедший из византийской литературы? Какие обязанности налагались на мужа? Что известно о нравственных пороках, распространенных среди женщин прошедшей эпохи? Что представлял из себя домашний монастырь? Допускалась ли для женщин активность в церковной жизни? Об этом и многом другом читайте в исследовании А. Шишкина.
О браках и супружестве
В каком положении на Руси был женский пол? Почему женщины выходили к столу и показывались только самым знатным и уважаемым гостям? Что представлял собой обряд целования девушек почетными гостями? Какими были свадебные обряды до принятия христианства? Об этом читайте в описании историка Г.П. Успенского.
Кто и как строит старообрядческие храмы в современной России?
Старообрядцы знают: строить храмы затратно и финансово, и физически, но в то же время очень перспективно с духовной точки зрения. Несмотря на это, возведение новых церквей в России идет не так просто и не в тех масштабах, как бы того хотелось. Но никакие препятствия никогда не останавливают верующих. «Русская вера» собрала мнения тех, кто уже возвел свой храм или движется по пути его строительства — их опыт может оказаться ценным для тех, кто тоже планирует пойти по этому подвижническому пути.
Российский «грекоцентризм». Есть ли пути избавления от него?
15 октября 2018 года Священный синод Русской Православной Церкви принял решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольской Православной Церковью. Это событие поставило сразу ряд важных мировоззренческих вопросов в российском обществе. А так ли авторитетны греки в вопросах церковного канонического права? Почему их вмешательство в церковную жизнь на Руси приводит к нестроениям и расколам? Нужно ли отказаться от грекоцентризма и грекопоклонства и возрождать свою церковную и культурную парадигму?
Рождество Иоанна Предотечи
Рожество честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня, Иоанна — так полностью в старообрядческой традиции называется праздник, установленный в честь рождения сына у праведных Захарии и Елисаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предотечей). Относится к великим праздникам и ежегодно празднуется 7 июля (24 июня по старому стилю).
Чем старая вера отличается от новой?
В наши дни многим согражданам, жителям России, не говоря уже об иностранцах, совершенно неясна разница между старообрядчеством и новообрядчеством. Кто-то считает, что церковный раскол произошел исключительно из-за погрешностей старых книг и обрядов и излишней приверженности простого народа к ним. Другие полагают, что разделение между старообрядцами и новообрядцами обусловлено различиями культурно-исторической традиции. Третьи высказывают мнение, что церковный раскол был вызван социально-политическими причинами и стал неизбежным в ходе модернизации нашей страны в конце XVII — начале XVIII века. Во всём этом нам поможет разобраться статья Г. С. Чистякова «Чем старая вера отличается от новой».
О допустимых степенях родства при вступлении в брак
Какие браки венчает старообрядческая Церковь? Что говорится о запрете близкородственных браков в Священном Писании и Предании? В какой степени родства находятся муж и жена? До какого поколения запрещены церковные браки между кровными, двухродными и духовными (то есть через Таинство Крещения) родственниками? Имеет ли законную силу брак, состоявшийся в нарушение канонов? Обо всем этом читайте в максимально полном материале.
Выговские скиты: строгость иноческих уставов и семейная жизнь
Выговские обители были известны строгостью своих иноческих уставов и ревностным отношением к древлеправославным традициям. Однако среди насельников скитов все же находились желающие заключить брак. Почему такие браки заключались в новообрядческих храмах и насколько эта практика была распространена у поморцев, обсуждалось на конференции «Федор Антонович Каликин и его коллекции».
Соборная жизнь дораскольной русской церкви: борьба с ересями
Для укрепления канонического строя и христианского благочестия Русская Церковь регулярно проводила Освященные Соборы, на которых решались различные вопросы, касающиеся самых различных аспектов церковной и общественной жизни. В настоящей статье проводится анализ деяний одного из самых значимых церковных соборов на Руси — Стоглавого Собора 1551 г., выявление культурно-исторических условий его проведения. В исследовании подчеркивается важность факта сохранения живого экклесиологического статуса соборных деяний 1551 года в современном старообрядчестве, а также обозначение проблемы утраты канонической актуальности Стоглава в современной жизни РПЦ МП.
Старообрядчество или истинное православие?
Историю старообрядчества несправедливо начинают с церковной реформы XVII века. Принято считать, что реформа и есть момент основания некой «церкви старообрядцев», вставших в оппозицию государству и обществу, замкнувшихся в себе и не пускающих никого в свой консервативный мир. Однако тому, кто хоть немного знаком с историей, культурой и жизненными принципами старообрядчества, ясно, что большинство расхожих мнений о старообрядчестве — ошибочные.
Как на самом деле жили ржевские старообрядцы в к. ХIХ — нач. ХХ вв.
На прошедшей в Москве 16-17 мая 2019 года IV Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе» с докладом выступила культуролог, член СЖР Марина Волоскова, которая рассказала об историко-бытовой повести В.И. Иголкина «Ржевитянка». В этом произведении представлена не мифологизированная жизнь старообрядцев Ржева накануне революции, а настоящая, то есть с поминками, свадьбами, «гулянками», катанием на коньках, повседневной работой.
Печора древлеправославная
Старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви города Печоры Республики Коми вот уже несколько лет строит молельный дом во имя Всех святых. Возводят Божий дом печорские поморцы в городе, история возникновения которого связана с исправительно-трудовыми лагерями и спецпоселками. А многие предки нынешних печорских старообрядцев прошли сеть сталинских лагерей. Очень важно, чтобы и на многострадальной Печорской земле звучала о них молитва. Но в настоящее время работы по строительству молельного дома из-за нехватки средств продвигаются очень медленно. Требуется еще вложить как минимум 400 тысяч рублей, прежде чем старообрядческий молельный дом откроет свои двери для прихожан.
Верные древнерусской церковности
Калужская область издревле являлась центром старообрядчества, в былые времена на ее территории располагался не один десяток общин староверов. С этим регионом неразрывно связаны имена протопопа Аввакума, канонизированного РПсЦ, и его сподвижницы боярыни Морозовой. Кроме того, в октябре следующего года в Боровске пройдет Международный старообрядческий форум, посвященный 400-летию со дня рождения Аввакума. Об истории РПсЦ, о том, как церковь живет сегодня, о взаимодействии с РПЦ рассказывает заведующий архивом Московской митрополии, кандидат филологических наук, автор монографии «Старообрядчество Калужского края» Виктор Вячеславович Боченков.
Представление новых изданий РПсЦ
13 июня 2019 г. в церкви св. Николы Чудотворца в Москве Музейно-библиотечно-архивным отделом Митрополии РПсЦ было устроено представление новых книг, подготовленных к изданию сотрудником митрополии В.В. Боченковым. В этом году была издана его книга «Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви (1918-1991 гг.)», а также был подготовлен 9-й выпуск сборника «Во время оно… История старообрядчества в свидетельствах и документах».
Староверы Медвежской в тылу и на войне
В деревне староверов Медвежская Печорского района Республики Коми, на берегу реки Печоры, возвышается обелиск в память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны героях. На памятнике, открытие которого состоялось в 1985 году, высечены имена 12 человек. Время неумолимо, и с каждым годом все меньше остается в Медвежской жителей, которые могли что-либо рассказать о ветеранах своей малой родины. Восстановлением сведений о них занялась заведующая Медвежского общественного музея «История старообрядческой деревни» Вера Копытова.
«За други своя». Воспоминания Анны Макаровны Вигдорчик
78 лет назад, 22 июня 1941 года, началась ВОВ. Анна Макаровна Вигдорчик, дочь старообрядческого священника Макария Васильева, репрессированного в 1937 году, вспомнила заветы отца и добровольно попросилась на фронт. Она оставила воспоминания о трудной юности дочери «врага народа», учебе в медицинском училище, начале войны, фронтовых буднях и встрече с будущим мужем.
Может ли Бог ввести в искушение?
Совсем недавно Римский Папа Франциск одобрил издание новой редакции католического служебника Missalle, в котором он утвердил изменение в тексте самой известной христианской молитвы «Отче наш». Вместо привычных слуху каждого христианина слов Христа: «не введи нас во искушение», католики теперь будут читать «не дай нам поддаться искушению». Однако и в нашей, православной среде также есть немало мнений и высказываний, касающихся текста и смысла самой известной молитвы. Комментирует иерей Иоанн Севастьянов.
Мясо индейки под белым соусом
Сегодня мы готовим мясо индейки под белым соусом по рецепту из книги известной собирательницы рецептов русской народной кухни Е.И. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве».
Медоний Иористович и Евдокия Гавриловна. Как сохраняют веру предков старообрядцы под Миорами
В деревню Кублищино Миорского района, одну из столиц местной староверческой общины, корреспонденты «СБ Беларусь Сегодня» ехали словно в филиал Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций. Увидеть старинные печатные книги и уникальные иконы в домашних интерьерах, услышать о быте, местных обычаях, обрядах из первых уст.
В Москве прошли «II Ковылинские чтения»
«II Ковылинские чтения» — международная конференция с таким названием прошла 3 июня 2019 года в Доме русского зарубежья им. А. И. Солженицына в Москве. Чтения названы по имени московского купца, основателя Московской Преображенской старообрядческой обители старопоморского федосеевского согласия Ильи Алексеевича Ковылина. В конференции приняли участие ведущие исследователи староверия, представители староверческих религиозных организаций России и зарубежья.
«Солнце Правды». Глаголица как наследие древней культуры народов России. Часть 2
Славянская письменность, созданная святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, помогла в деле становления и независимости молодой славянской Православной Церкви, стала богословской основой христианского мировоззрения людей на больших территориях. Труд учителей словенских достиг предела всей бывшей, или даже мыслимой человеком, философии. Каждый знак глаголицы исполнен особого духовного значения, выражает чистые Божественные образы сокровенной Словесной природы человека, на понятном славянам языке.
Выйти замуж можно и за сказочное чудище
Недавно глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов (РПЦ) в эфире радио «Радонеж» предложил одиноким российским женщинам выходить замуж за китайцев и африканцев. Такой совет поступил в ответ на вопросы слушательниц, где им найти достойного мужа. Священнослужитель предположил, что порядочных мужей нужно искать за границей, например, в Африке или Китае, где «очень много молодых неженатых мужчин». Иерей Иоанн Севастьянов дает комментарий по этому поводу.
Преподобная Евфросиния Полоцкая
5 июня (23 мая ст. ст.) церковь чтит память преподобной Евфросинии Полоцкой как покровительницы русских инокинь. Она — первая прославленная русская игуменья и первая известная наставница всех русских женщин, избравших путь духовного совершенствования и аскетизма. Ее называют также «матушкой земли Русской» и матерью женского монашества на Руси.
Леонид Севастьянов: «Староверы в России притесняются в их законном праве возврата собственности»
Старообрядческая православная община Нижнего Тагила (РПсЦ) официально зарегистрировалась в Министерстве юстиции в декабре 2018 ода. В январе 2019 года вице-мэр Нижнего Тагила Андрей Ленда обещал максимально содействовать старообрядцам. Но те сейчас понимают: лояльного отношения к ним нет. Директор Фонда святителя Григория Богослова, член комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов Леонид Севастьянов дал комментарий порталу «Credo.Press».
Конференция в МГУ: от средневековой книжности до новгородских неокружников
16–17 мая 2019 года на историческом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова проходила IV Международная научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». В ходе мероприятия прозвучали интересные факты о справщике И. Наседке, митрополите Данииле московском и Елизаветградском Евангелии. Также участники конференции обсудили вопрос о внебрачных связях староверов и современных неокружников Новгородской области.
Епископ Евфимий Дубинов: «Будем создавать общины везде, где только это возможно»
Частые архиерейские литургии, обсуждение перспектив развития, планы приезда епископа на ближайшие месяцы, организация мероприятий — полноценную епархиальную работу, с которой многие уральские старообрядцы долгое время не были знакомы, сейчас приходится осваивать и вести в рабочем режиме. Владыка Евфимий активно знакомится с приходами и состоянием дел в общинах, общается с людьми, задавая новый ритм повседневной жизни. В интервью редактору газеты «Община» Максиму Гусеву архиерей рассказывает об особенностях Урала в сравнении с Казанско-Вятской землей, рассуждает о духовности и… о природе.
Русские царицы и старообрядчество
XVIII век занимает особое место в русской истории: именно тогда в течение более 70-ти лет Российской империей самодержавно правили женщины. Это даже дало повод называть XVIII столетие «женским веком» на Руси. Как жилось старообрядцам начиная от правления Софьи Алексеевны и заканчивая правлением Екатериной II, проанализируем в данной статье.
История русского кафтана
Во всех старообрядческих согласиях главным предметом мужского гардероба неизменно считается кафтан. На сегодняшний день это вещь, воплощающая мужскую идентичность старовера. Об истории кафтана, о его различных видах и роли в разных согласиях пойдет речь в статье этнолога, методиста центра традиционной народной культуры Среднего Урала Вячеслава Печняка.
Скоро придут и за нами
Одно из важных событий в жизни России последних дней происходит в городе Екатеринбурге. Вопрос о строительстве очередного храма выявил очень серьезную проблему современной религиозной ситуации в России. Возникло общественное противостояние из-за желания одной группы горожан построить храм в определенном месте города и из-за нежелания другой группы горожан это допустить. Ситуация оказала крайне негативное влияние на авторитет Церкви в России, поэтому отмахнуться, якобы это никак не касается старообрядцев, — невозможно.
Память преподобного Нила Сорского
20 мая (7 мая ст. ст.) совершается память одного из самых строгих подвижников благочестия Древней Руси — преподобного Нила Сорского, идейного вдохновителя течения «нестяжателей», которые выступали против крупного монастырского землевладения и призывали монашествующих руководствоваться примером и образом жизни Афонских иноков. Преподобный Нил стал основателем скитского пустынножительства на Руси.