В Новоселенском переулке Москвы возвышается неприметное здание с потрескавшейся от сырости штукатуркой. Некогда это здание было самым красивейшим старообрядческим храмом столицы. Эта церковь до сих пор не возвращена верующим.
Отношение к эпидемии, к ношению масок и прививке от коронавируса не только вызвали жаркие споры, но и привели к некоторому отчуждению, разделениям в среде христиан. О том, как преодолеть эти разделения, размышляет священник РПСЦ о. Глеб Бобков.
Публикуем рецензию на книгу Алексея Муравьева «Старообрядцы. Другие православные». Эта книга возникла как продолжение разговоров с самыми разными людьми о старообрядцах, о Церкви, об истории и о судьбе России. Cтарообрядцы своим существованием напоминают: Раскол не исцелен, ответы на главные вопросы не даны, успокаиваться нельзя, надо иметь смелость пойти до конца. Кажется, только так можно смотреть в будущее нашей страны и нашего народа.
После издания в 1862 году «Окружного послания» в среде старообрядцев Белокриницкой иерархии возник раздор, в связи с чем некоторые миряне во главе с частью епископата основали неокружническую иерархию. Эта иерархия имела свои приходы и общины. Сегодня речь пойдет о неокружнических общинах Ярославско-Костромских приделов.
Старообрядцы самим своим существованием опровергают расхожий миф о том, что демократия — сугубо западное изобретение, навязанное России извне. К такому выводу пришли участники конференции «Старообрядчество в поисках будущего», состоявшейся в редакции газеты «Взгляд».
Сегодня мы публикуем выступление главы Всемирного Союза староверов Леонида Михайловича Севастьянова на международной конференции «Свобода совести и религиозная нетерпимость в современном мире», которая проходила 22 ноября в Санкт-Петербурге.
Это первые, предварительные заметки о «темной стороне» ковида. В конце октября я выписался из больницы, и дистанция, отделяющая меня от темного опыта тяжелой ковидной пневмонии, пока небольшая. Не могу утверждать, что этот опыт уже оформился, и я могу его не только описать, но и проанализировать.
25 ноября Верховный суд РФ рассмотрит иск Генеральной прокуратуры о ликвидации признанного иностранным агентом Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал».
В год 50-летия Поместного собора Русской Православной Церкви 1971 года (на котором были официально отменены клятвы на старые обряды, а сами они признаны, наконец, спасительными и «равночестными») самое время поговорить о единоверии, то есть о группе приверженцев древнерусского богослужебного стиля, находящихся в полном единстве с Московской патриархией.
В Глазго завершилась двухнедельная конференция ООН по климату — COP26. «Газета.uz» рассказывает, что ожидалось от главного глобального климатического форума и о чем в итоге договорились (и не договорились) почти 200 стран.
Династия старообрядцев-промышленников Рябушинских просуществовала более ста лет. За это время ее представители прошли путь от мелких торговцев до крупных бизнесменов. Они оставили заметный след в истории страны, основали ведущие предприятия и активно занимались благотворительностью.
С начала пандемии Covid-19 прошло почти два года. Первоначальные ожидания, что все закончится быстро, не оправдались. За это время из жизни ушло немало священников, причетников и мирян старообрядческих согласий. Нормальное существование некоторых общин находится под угрозой.
В то время, как общество занято обсуждением фотографий разной степени обнаженности на фоне храмов, и оскорбляют ли эти снимки чувства верующих, в стране продолжают возводится памятники одному из самых яростных гонителей религии XX века Иосифу Сталину. 7 ноября очередной памятник бывшему генеральному секретарю ЦК ВКП(б) был открыт в Тверской области.
В последние годы все чаще стал звучать вопрос о роли женщины в старообрядчестве. На одном из соборов РПСЦ поднимался вопрос: «А должны ли женщины принимать участие в Освященных соборах?» Отдельные староверы считают, что женщин не только не следует пускать на соборы, но и вообще пора «задвинуть» на задний план в церковной жизни. Какова же роль женщины в истории христианства и старообрядчества — попытаемся разобраться в этой статье.
Сегодня мы публикуем размышления иерея Глеба Бобкова о взаимоотношениях Русской Православной старообрядческой Церкви с Древлеправославной Архиепископией.
Скандалы с фотографиями не совсем приглядного содержания, сделанными на фоне храмов, а также жесткие наказания за них, становятся новым трендом. Что же является реальным нарушением чувств верующих — фривольные фото или проблемы с возрождением культа Сталина и возвращением церковной собственности?
Многие авторы, сотрудничавшие с сайтом «Русская вера», сегодня состоялись как видные представители старообрядческой и просто русской журналистики, яркие публицисты, ученые, основатели просветительских, научных и культурно-образовательных проектов.
27 октября 2021 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоялась презентация выставки «Святой покровитель. Икона Алексия, человека Божия, из собрания Владимира Некрасова».
Новгород и Новгородские «пределы» изначально являлись родиной федосеевского согласия. Его основатель Феодосий Васильев происходил из Крестецкого яма и в его окрестностях начинал свою проповедь. Есть основания предполагать, что и его сын Евстрат Федосеев, после многих лет жизни в «Польских пределах», все же возвратился на малую родину и скончался в Старой Руссе в 1768 году. Новгородские федосеевцы разделяли учение Феодосия о староженах и православности «пилатовой титлы» — надписи «IНЦI» на крестах. Эти вопросы были важным камнем преткновения в полемике между федосеевцами и поморцами.