Термин «реституция» чаще всего в наших СМИ ассоциируется с возвращением произведений так называемого «трофейного искусства» — культурного достояния одной страны, которое присвоило себе другое государство. Однако в последние десятилетия под реституцией также стало пониматься возвращение незаконно изъятой частной, личной и общественной собственности.
Выставка древних книг и икон в Гурьевском краеведческом музее стала одним из наиболее ярких событий культурной жизни уходящего года. Как в век космических скоростей и высоких технологий древлеправославные христиане сумели сохранить древнерусскую духовную культуру, остается лишь удивляться. Причем сохранили ее не в засушенном виде, не в историческом гербарии, а в повседневной жизни.
Современные последователи староверов уже привыкли вместе со всеми отмечать праздник в ночь на 1 января, но вера до сих пор не позволяет им ждать подарков от язычника — Мороза. О том, как традиции и современность уживаются в общине причудских староверов, «МК» в Питере» узнал, побывав в гостях у этих «наших людей в Эстонии».
23-25 декабря 2014 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси, состоялся Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Епископов Древлеправославной Церкви, приняли участие отцы благочинные, сотрудники различных отделов и комиссий. Публикуем Деяния Собора.
25 декабря, в день памяти епископа Иеросалимского Александра, Предстоятель Древлеправославной Церкви патриарх Александр (Калинин) отметил день своего Ангела. На Богослужении в Покровском кафедральном соборе (РДЦ) присутствовал настоятель храма Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) (РПЦ МП). Представляем его рассказ, описывающий ход древлеправославного Богослужения.
На опушке Старогородского леса стоит необычная церковь. Простые деревянные стены, скромные купола, никакого сусального золота, дорогостоящей фасадной подсветки и прочих привычных изысков. Это надвратный храм тольяттинской общины Русской православной старообрядческой церкви – первый и пока единственный в городе. Какой ценой далось старообрядцам его строительство и каковы их планы на будущее, расскажем ниже.
Когда говорят о церковном расколе, то обычно вспоминают личности патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Однако не случайно в сочинениях старообрядческих начетчиков церковная реформа нередко называется «никоно-петровской». О разрушительной роли личности Петра I в духовной жизни русского общества размышляет настоятель храма Николы на Берсеневке игумен Кирилл Сахаров.
Старший научный сотрудник Института русского языка РАН Ольга Ровнова недавно вернулась из очередной, уже девятой по счету экспедиции в Южную Америку. На этот раз она побывала в Боливии, в деревне Тоборочи, основанной староверами в 1980-х годах. Лингвист рассказала порталу «Русская планета» о жизни русского языка на другом конце земли. Представляем вам очень интересный репортаж.
В дни Рождественского поста и вплоть до начала марта на просторах парка-музея Коломенское открыта обширная экспозиция «Невьянское чудо». Богатая коллекция предметов старообрядческого искусства, помимо восхищения, вызывает и некоторые неоднозначные впечатления. Об этом читайте в нашем репортаже.
Так вот ты какое, старинное кладбище староверов у подножия Веселых гор! На территории метров 50 на 50 вытоптаны тропы между могилами, иные из которых практически ушли в землю. Но явственно чувствуется — место, хотя и глухое, не заброшено.