Апостол Павел известен нам своим молитвенным наследием, иконами, на которых его изображают, и житием, где хотя и немало говорится о его проповеднической деятельности, но акцент на этом почти не чувствуется. Тем ценнее было узнать, стоя на берегу Адриатического моря в загадочной и сказочной стране Черногории, что когда-то давным-давно именно здесь горячо рассказывал о христианстве и немало обратил в веру апостол Павел. А что мы знаем об этом факте его биографии?
В 2010 году состоялась экспедиция сотрудников Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН по местам нынешнего проживания старообрядцев в США. Сейчас во Владивостоке выходит совместный труд, где подводятся итоги исследований: жизнь старообрядцев в Приморье, их вынужденный побег в Китай; репрессии и репатриация после 1945 г., исход остатков старообрядческих общин в середине 1950-х годов через Гонконг в Южную и Северную Америку, наконец, современное положение старообрядцев.
Писать о деревне Трека и радостно, и горестно. По счастью, она не была стерта с лица земли и продолжает существовать, но, увы, здесь теперь ничего не напоминает о былой значимости местечка для многотысячного уральского старообрядчества прошлых веков. Сюда приходили пешком, приплывали на плотах и лодках, приезжали на лошадях, чтобы пообщаться и обсудить насущные проблемы…
Окраина поселка Большое Исаково. Здесь, на пустыре, в сорока метрах от дороги стоит первая и пока единственная в Калининградской области старообрядческая часовня (РПСЦ). Своими силами старообрядцам удалось собрать средства в размере около 400 тысяч рублей. Возводили строение несколько лет, и только недавно настоятель храма иерей Виталий Норкин совершил чин освящения креста и купола. Корреспондент «Русской планеты» пообщался со старообрядцами, живущими в Калининградской области.
В многосерийном телевизионном фильме Николая Досталя «Раскол» (2011) роль патриарха Никона исполнил Валерий Гришко, в последние годы достаточно востребованный для создания на экране образов людей власти. Был удостоен Гришко приглашения и в номинированную на «Оскара» кинокартину Звягинцева «Левиафан» (2014), в которой сыграл одну из самых значительных ролей второго плана — роль «Архиерея», духовного наставника и покровителя «Мэра города». Присутствие актера в этих фильмах — о современности и расколе XVII века — позволяет провести формальную параллель между созданием портретов иерархов русской церкви в прошлом и настоящем, параллель между различным прочтением режиссеров роли духовных лидеров в обществе допетровском и обществе наших дней.Об этом сегодня размышляет известный блоггер, ученый, специалист по истории русской культуры Алексей Миноровский.
Особенный период наступил в истории известного детского христианского лагеря «Ржевская обитель». Минувшей осенью начаты масштабные работы по благоустройству и расширению жилых помещений, начато строительство часовни. Значительная часть работ по благоустроению в Ржевской общине и «Ржевской обители» в последний год проходит на средства предпринимателя, мецената и благотворителя Романа Стабблбайна.
Как со стороны современного человека выглядит старообрядчество, что в нем привлекает, а что настораживает, что общество ждет от старообрядцев? Об этом мы сегодня беседуем с главным редактором популярного регионального журнала «Бизнес-Территория» и шеф-редактором Тверской областной газеты «Караван +Я» Марией Орловой.
После трагических событий во Франции вновь особенно актуальными становятся вопросы религиозной терпимости и свободы слова. Сайт «Русская вера» продолжает публиковать мнения общественных и религиозных деятелей России о том, как верующим следует реагировать на кощунственные карикатуры, появляющиеся в СМИ.
В 30-е годы борьба со старообрядчеством приравнивалась борьбе с кулачеством. И это был не случайный зигзаг политики большевиков. Действительно, подавляющее большинство старообрядцев на селе имели зажиточные хозяйства, а работящие члены их семей составляли костяк трудовых ресурсов сельского производства дореволюционной России. Поэтому они и стали одними из жертв политики раскулачивания, жертвами которой становились не только простые миряне, но и старообрядческие священники, такие как о. Григорий Подкин.