9 декабря 20-летие иерейской хиротонии отметил настоятель Рождественско-Никольского храма Русской Православной старообрядческой Церкви в Новозыбкове о. Сергий Бедный. Мы присоединяемся к поздравлениям и предлагаем ознакомиться с интервью с иереем Сергием и краеведом, коллекционером и исследователем русского фольклора Алексеем Беласом. Также на нашем сайте опубликована первая часть интервью с о. Сергием.
***
Почему в храме такой большой амвон
О. Сергий: Община у нас традиционно небольшая, но достаточно дружная, что радует. Поддерживаем территорию в порядке и храм стараемся. Конечно, сделано здесь очень много, сделанного, конечно, не видно по большому счету, но сделано очень немало. Потому что здесь в 1959 году был пожар, сгорел весь верх храма. Когда храм горел, то настоятель, отец Феодор, не выходил из алтаря. Надежда Евгеньевна говорила, что начальник пожарной охраны зашел в церковь, взял священника на руки прямо в ризе и во дворе посадил на снег. Но храм сильно обгорел внутри, сгорел верх. Денег не было, ничего не было, но как-то тем не менее мы сделали и восстановили этот верх, со временем перекрыли все крыши. Кстати из этих типичных больших старообрядческих храмов остался у нас один.
На днях была экскурсия новообрядцев, жена священника спрашивает: «Почему у вас такой большой амвон? Такой он и был?» Я говорю: «Да, такой и был», амвон у нас на полцеркви, потому что так оно и делалось. У нас же на хорах не служили, а должны были два клироса естественно с книгами расположиться. Определенная, конечно, у старообрядческих храмов в наших краях такая специфика была.
По крайней мере, мы сейчас можем заняться внутренним убранством храма. Надеюсь, что наружные работы будут делаться за счет государства.
«Такой торговли попами как в Новозыбкове, даже на Ветке нет»
О. Сергий: Наши общины есть в Клинцах. Если говорить об исторических белокриницких, то это, конечно же, Елионка, Воронок, Лужки, Климово, Митьковка и Ветка.
Алексей Белас: В Марьино церковь Сергия Радонежского, если я не ошибаюсь. Чуровичи, белокриницкая Знаменская церковь, вместо сгоревшей Сергиевской. В этом храме был фаянсовый иконостас. Неизвестно, кто спонсировал. Это единственное в области, наверное, было. Потому что везде же деревянные были (фаянсовые иконостасы до 1917 года делались на фабрике известного старообрядческого предпринимателя и мецената М. С. Кузнецова — прим. ред. ).
Епископ Михаил последнюю церковь освятил, по-моему, в 1907 году в Святске во имя Успения. Дал сумму 10 рублей серебром на постройку ограды, ограда сохранилась, как ни странно, церковь сгорела.
О. Сергий: В Гомеле тоже неокружники были, в Добрянке были две церкви — окружническая и неокружническая, при том, что обе во имя Похвалы Богородицы были освящены. Писали, что какой-то крестный ход у них праздновали на Николу Чудотворца, что исходили из двух похвальских храмов крестные ходы и вместе воду святили.
Отец Евфимий Мельников уговаривал одного беглопоповского священника переходить к белокриницким. Этот священник оставил интересные воспоминания о церковной жизни. Он, проезжая мимо Ветки, заехал в гости к дядьке, который был беглым попом у ветковских старообрядцев. А выяснилось, что дядька умер, разговорился с попадьей, она и сказала, что нужен священник. Ветковские старообрядцы, узнав, что у попадьи гостил ее племянник-священник, пришли с просьбой: «будьте у них там священником». В бугровской моленной его перемазали и привезли сюда, на Ветку. Сколько-то времени он там прослужил и вспоминает: «Такой торговли попами, как на Ветке, я не видел нигде». Через некоторое время он попал сюда, в Новозыбков. Новозыбковские беглопоповцы стали его уговаривать, чтобы у них быть попом. Он приехал, посмотрел, вроде как порядок, и согласился. Сколько-то времени прослужил и говорит: «Такой торговли попами как в Новозыбкове даже на Ветке нет» (обычай сдавать в аренду священника на богослужение или совершение треб — прим. ред.).
Были и другие забавные истории. Уставщик Пешков писал епископу Флавиану Новозыбковскому: «Священник Никон Масляев — враг рода человеческого, что он уставщику, уважаемому человеку, ткнул пальцем в зубы, что тот кушать не мог. Ходили там на Рождество, на Богоявление по домам, освящали жилище и что священник отец Никон не поделился с уставщиком деньгами, полученными от прихожан, да еще побил. И из-за этого отец Никон антихрист». Такую вот петицию на 25 листах с перечислением 25 вин, которых отцу Никону вменяются, и составил уставщик Пешков. Вообще народ тут такой боевой.
Алексей Белас: А там вообще кучеряво было. Была семья Тепляковых из Ветки. У них была походная церковь, по всей видимости, доставшаяся по наследству. Церковь была была завещана общине, а о судьбе икон не было распоряжения. Поэтому были целые судебные заседания по поводу дележки икон, кому Предотечу, кому Исуса.
Архиепископ Аристарх лояльно относился к Белокриницкой иерархии
О. Сергий: После того, как наша церковь горела, начали молиться в часовне-каплице, ее всегда так называли. Настоятелем был священник отец Виктор Зюзин из Молдавии. По крайней мере, наладил тут службу. Благодаря ему община сохранилась, а богослужения продолжились. У нас очень тяжелая ситуация с конца 1970-1980-х годов. Затем его перевели служить в село Великоплоское Одесской области. Я сюда пришел практически на развалины, тут священника не было. Однако пение и навыки чтения у нас сохранялись. Бабушка моя Полюшка ходила в беглопоповскую церковь (ныне Русская Древлеправославная Церковь — прим.) . С 9 класса и я начал туда ходить. Первый раз посетил этот храм на Крестовоздвижение. Мне так понравилось, и я стал ходить в церковь на всенощные службы. Потом, когда мне исполнилось 18 лет, перед праздником Входа Господня в Иерусалим настоятель этого храма о. Афанасий меня довершал. Тогда в Новозыбкове жил беглопоповский архиепископ Аристарх. У него были достаточно лояльные взгляды на Белокриницкую иерархию. Когда Аристарх умер, ситуация в беглопоповстве стала меняться, и я понял, что нужно возвращаться в свою белокринцкую общину. Тем более некоторые мои товарищи стали потихоньку переходить к белокриницким. Я ушел, моя мама, тетка перешли, и многие другие. Бывало, довершались семьями, бывало, один раз довершалось человек 14, приходилось довершать и детей, и зятьев.
Иконостас в стиле барокко
Алексей Белас: Многое уже сделано в храме, но остается не меньше. Хотелось бы поставить иконостас в стиле старообрядческого барокко. Этот стиль популярен в наших краях. Иконопись и прочие церковные искусства испытали некоторое украинское влияние, и сложился свой своеобразный стиль. Особенную популярность получили Богородичные иконы самых разных списков. Если у кого-то посмотреть, какие изображения Богородицы у нас любили, то их великое множество. Даже в нашей церкви можно было достаточно насчитать, на данный момент 20 различных изображений Богоматери. Я видел даже иконы где-то по 180 или 120 явлений Богоматери. Встречаются очень редкие образа, например, «Новоникитская» или «Спаса во дворце». Интересно, что любовь к богородичным иконам среди местных староверов так велика, что они и новым иконам поклонялись, даже новообрядческих изводов. Но правда, их у нас писали в более старообрядческом духе. Мне, например, встречались в Клинцах первоначально никонианские изображения, например, иконы Богородицы — «Виленская», «Остробрамская», «Взыскания погибших душ», «Неувядаемый цвет», «Скорбящая» различных изводов, «Ахтырская». Но «Ахтырская» у новообрядцев изображается без подкаток, а у старообрядцев волосы из-под плата видно.
О. Сергий: Однажды я видел западную гравюру, по образцу которой некоторые наши иконы были написаны. Икона в ризе, с коронами, с привесами. Польский король возложил на эту икону орден с изображением белого орла. У нас, как стали переписывать, истолковали как изображение Святого Духа, как и изображается до сих пор. Есть иконы именно таких изводов, которые только у старообрядцев встречаются, именно «Утоли болезни» и «Никола Отвратный».
Еще пример. Есть такая местная новообрядческая икона Балыкинская, она поздняя, видимо XVIII век. Там на иконе Богородица в венце, но без покрывала, и младенец. А наши ее переписали уже с покрывалом на голове, и называется она «Умиление», но, по сути, это Балыкинская, т.е. местночтимая новообрядческая икона.
Люди часто заказывали молебны или иконы нарочитым святым. Если почитается святая мученица Фомаида, Моисей Мурин или Внифантий, то значит, что у кого-то муж любил выпить и сходить налево.
Ризы чеканились у нас, в Климове и Клинцах. В Клинцах красивые ризы чеканили, с позолотой. Этим ремеслом в основном занимались в обителях, но кто-то занимался и просто по домам. Разумеется, все они различного уровня искусности…
Есть у меня одна риза, она для иконы «Утоли болезни». Ее риза вышита таким образом, что у Богоматери видна шляпка и платье с интересными рукавами. Хотя это не явно бросается в глаза, но выглядит очень забавно, а расшито, кстати, блесткой, рыбьей чешуей.
Были у нас и местные чудотворные иконы. Одна из таких — «Никола Добрый». Считалось, что она защищает от пожара, ее очень любили, считалось, что любой пожар остановится перед этим образом. Икону часто тиражировали.
О злынковской общине
О. Сергий: Изначально белокриницких там было мало, вроде как была до революции белокриницкая церковь. Но к 1970 годам мало кто знал, что за церковь там была. Две-три семьи из белокриницких оставались, но когда я уже священником был, то часть беглопоповцев попросилась к нам, поэтому у них сейчас такая маленькая община. Храм построили там, надо сказать, красивый. В областном центре, Брянске, у нас тоже зарегистрирована община, но там трудно с получением земли под строительство храма. Так зачастую бывает в крупных городах.
Комментариев пока нет