В православной Церкви 14 августа (1 августа – по старому стилю) сразу несколько праздников: память семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя Елиазара; происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня; крещение Руси князем Владимиром 1 августа 988 года.
С этого дня начинается Успенский пост. По строгости он сравним с Великим постом, поскольку пища с маслом разрешается только в субботу и воскресение. Пищу с рыбой Устав дозволяет вкушать только на праздник Преображения Господня, 19 августа. Пост заканчивается 28 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговляются на следующий день.
Мученики Маккавеи
Пример твердости веры нам показывают семь братьев Маккавеев, наставляемых учителем Елиазаром в обычаях израильского народа: Авим, Антонин, Гурий, Елиазар, Евсевон, Алим и Маркел и их мать Соломония. Они жили во II веке до Pожества Xристова и пострадали при царе Сирии Антиохе IV Епифане, поработившим еврейский народ. Он вводил греческие языческие обычаи в Иудее, осквернил Храм Иерусалимский, поставил в нем языческих идолов. Иудеев заставляли отступать от веры отцов и поклоняться идолам.
Старец Елеазар, законоучитель, был осужден за приверженность к закону Моисееву. Его ученики, братья Маккавеи также бесстрашно исповедали веру в Бога Истинного и отказались принести жертвы языческим богам. На глазах у матери они претерпели истязания и муки. Царь предлагал Соломонии склонить детей к отречению, чтобы сохранить им жизнь. Святая напротив укрепляла сыновей в исповедании веры отцов. Над телами сыновей она вознесла Богу благодарственную молитву и скончалась. Подвиг святых мучеников воодушевил Иуду Маккавея, который поднял восстание против Антиоха. Одержав победу, иудеи очистили Храм Иерусалимский от идолов.
Святые отвергли языческие нравы, сохранив обычаи и правила, завещанные от отцов. И, хотя они пострадали еще до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом после них. Уже тогда в них жила вера во Христа и надежда на воскресение, которая помогла победить все страхи перед пытками и мучениями.
Происхождение Честнаго Креста
Праздник происхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.
Слово «происхождение» переводится с греческого как «несение впереди». В этот день в столице Византийской империи существовал обычай шествия христиан с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Подробные правила изнесения Честнаго Креста можно встретить в Обряднике императора Константина Порфирородного (905-959 гг.).
В конце XIV—начале XV века в Русской Церкви действовал Студийский устав, поэтому службы Животворящему Кресту Господню не было, и только с введением Иеросалимского устава появилась такая богослужебная традиция.
Первый Спас
В 1168 году при митрополите Киевском Константине в этот день устанавливается празднование Всемилостивому Спасу, который в народе получил название «Первый Спас». Поводом к установлению этого празднования на Руси послужила победа 1 августа 1164 г. князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами.
Перед каждым сражением великий князь Андрей Боголюбский выносил впереди войска Крест Господень. После усердной молитвы все лобызали икону Пресвятой Богородицы и честный Крест Господень и с этим непобедимым оружием безбоязненно шли на врагов.
1 августа 1164 г. князь с воинами увидели, что от иконы Пресвятой Богородицы исходят сияющие лучи, озаряющие всё войско. Дивное зрелище воодушевило князя на победу, и в ходе наступления русская рать обратила булгар в бегство, а затем, преследуя, захватила их города. В этот же день греческий император Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, победил их. Он также видел подобное чудо — исхождение от находившихся среди войска иконы Пресвятой Богородицы и Честнаго Креста лучей, осеняющих весь полк. Русский князь узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император — о событиях на Руси. Они оба прославили Бога и после совета с архиереями установили 1 августа празднество Господу и Пресвятой Богородице.
Водосвятие 1 августа
Древний обычай совершать малое освящение воды существовал еще с апостольских времен, и утвержден как церковный чин епископом Римским Александром, пострадавшим при императоре Адриане (II в.) В апостольских постановлениях появление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. Окончательно сформировался чин малого водоосвящения при Константинопольском патриархе Фотии (IX в). В Русской Церкви это празднество соединилось ещё и с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года.
Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон (XII в.) в толковании на 65 правило Трульского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и поясняет, что совершать его в начале каждого месяца отцы Собора постановили в противодействие языческим обычаям, которые долгое время бытовали и среди христиан.
Также августовское водосвятие связано, предположительно, и с «Чином омовения» во Влахернах. Влахернский храм Пресвятыя Богородицы упомянут в одном из тропарей Малого водоосвящения.
В 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета было составлено «Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», в котором на праздник происхождения Честного Креста Господня 1 августа дается указание:
«А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Все эти события и благочестивые обычаи повлияли на установление в Руси малого водоосвящения 1 августа. Согласно апостольским и соборным указаниям в этот день в старообрядческих храмах РПСЦ, РДЦ и у староверов-безпоповцев часовенных совершается малое освящение воды, после которого освящается мёд нового сбора.
Медовый Спас
Первый Спас на Руси называется также медовым. Традиция освящать новый мёд складывалась веками, и, следуя этому благочестивому обычаю, пчеловоды каждый год в этот день приносят освящать в церковь мёд, приурочив это к праздничному водосвятию. После Литургии и водосвятия священник (а у безпоповцев-часовенных — наставник) освящает мёд нового урожая, и только после этого его разрешается есть.
Традиция освящения воды 1 августа у староверов-безпоповцев часовенного согласия
Часовенные староверы изначально были поповцами, но из-за гонений, усилившихся при императоре Николае I, остались на длительное время без священства. Постепенно, вынужденно совершая основные требы и проводя богослужения без попов, они стали безпоповцами. Службу совершали в лишенных алтарей часовнях, что позже и дало имя согласию.
У староверов часовенного согласия остался чин малого освящения воды 1 августа, который имеет свои специфические особенности освящения и использования. По-другому, такая святая вода у часовенных еще называется «Малой», «Спасовской», «Спасовой», «Успенской» (термин связан с началом Успенского поста) и освящается на Первый Спас.
В отличие от «Великой» крещенской воды, освященной в навечерие Богоявления, «Малая» вода у часовенных является повседневной. Так, в Постановлениях Больше-Бацалаксюйского собора часовенных в мае 1923 г. «О богоявленской воде и малой воде на 1-е Спаса августа» говорится: «…неотложно иметь великую воду, для причащения, а малую воду для освящения оскверньшихся сосудов и прочих потребностей».
Воду для освящения часовенные обязательно берут из проточного водоема, реки или родника, перед этим, те, кто идут за водой, обязательно спрашивают благословения у наставника (в некоторых общинах благословение берут и у наставника, и у прихожан). Посуду, в которой будут нести воду, тщательно моют в реке с постоянным чтением Исусовой молитвы. После того, как вода, также с молитвой, набрана, ее приносят в часовню и ставят на стол перед иконами. Освящается «Спасовская» вода у часовенных иначе, чем Крещенская. Если Крещенскую воду освящали вечером, в начале службы, то «Спасовскую» — утром, в конце службы. На ведро с водой (или другую емкость) крестом ставят четыре свечи, и, после того как молящиеся запоют: «Кресту Твоему поклоняемся…», наставник начинает кадить воду. При этом местными особенностями в согласии часовенных является опускание Креста в емкость с освящаемой водой – в одних регионах этому обычаю следуют, в других – нет, освящая Распятием лишь «Великую» Крещенскую воду. И именно использованием Распятия при освящении воды в навечерие Богоявления и объясняют часовенные ее неприкосновенность и использования только в крайних случаях.
Также местными особенностями в разных регионах является крестообразное вливание в освященную воду «годичной» воды, так называемое ее «приполнение»: вода, которая была освящена годом ранее, бережно хранится до следующего Праздника, а затем вливается в емкость с «новой» освящаемой водой. Крест в таком случае для освящения уже не опускается. Общим для всех вариантов освящения является обязательное каждение воды наставником.
После освящения воды прихожане «подходят к воде». Для этого стол перед иконами накрывают скатертью, на чистое полотенце кладут Распятие, рядом ставят сосуды с водой, чашки, ложки. Прихожане выстраиваются в очередь парами, при этом, кто старше, встает по правой стороне, кто младше – по левой. Первым принимает воду наставник общины, затем дети, мужчины, женщины. Прихожане, перед тем как подойти к воде, полагают два поясных поклона с молитвой мытаря, благословляются у наставника и целуют подножие у Креста. Затем, старший по возрасту прихожанин, три раза зачерпывает ложкой воду из чашки, в которую она заранее наливается из общей освящаемой емкости, и пьет ее со словами: «Чашу спасения приму, Имя Господне призову» или с молитвой Кресту. После полагается поясной поклон. Также «подходит к воде» и младший по возрасту. После этого, оба полагают земной поклон, завершая молитву мытареву: «Без числа согреших, Господи, прости мя» и прощаются сначала друг с другом, а затем и с наставником со словами: «Прости меня Христа ради» — «Бог простит, меня прости Христа ради» — «Бог простит». Затем стоящий слева прихожанин остается на месте, а тот, кто стоит с правой стороны, поворачивается посолонь и прощается с прихожанами и потом еще раз с младшим по возрасту.
Использование «Малой» воды у староверов-часовенных значительно отличается от использования «Великой» воды. «Крещенскую» воду разрешается пить только два часа после ее освящения, если приходится ее далеко везти, то дается еще один час. Эту воду можно пить, кропить дом, двор. Через два часа вода становится неприкосновенной, и пользоваться ей разрешается лишь в исключительных случаях. Например, ею причащают перед смертью, давая умирающему сделать три глотка. При этом строго следовали предписанию, чтобы вода не попала на тело. После этого человек уже не должен вкушать пищу. Если такая вода попадала на пол, то это место выжигали или выстругали.
«Малую» воду, в отличие от воды, освящаемой в навечерие Богоявления, разрешается использовать каждый день, и в этом отношении, такое использование «Малой» воды у часовенных схоже с использованием «Великой» крещенской воды у прихожан господствующей церкви. «Малой» водой староверы-часовенные окропляют дом, огород, пьют ее в случае болезни, освящают колодец, если в него случайно попадет мышь или что-то поганое (предварительно вычерпав оттуда 40 ведер воды). Спасовскую воду использовали и для причащения после исповеди у наставника.
Оставшуюся и «Великую» и «Малую» святую воду положено выливать только в проточный водоем. При этом часовенные отмечают, что через год после освящения «Малая» вода становится «Великой» и этим объясняется возможность «приполнять» ею новую спасовскую воду при освящении.
Святая вода у поморцев
Если для староверов-часовенных характерна именно такая традиция в освящении и использовании святой воды, то у поморцев существуют несколько иные представления о святой воде, и водосвятие имеет свои особенности.
Например, считается, что в праздник Богоявления вода святая везде, и поморцы просто набирают ее в полночь с ключа или прямо с крана в моленной, а утром наставник кадит воду. До следующего праздника Богоявления этой водой поморцы умываются, пьют ее, пользуются ей по необходимости. «Малого» освящения воды 1 августа у них нет.
Староверы особенно подчеркивают, что любая благодать Божья, которая идет через святой Крест, святые иконы, святую воду, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаяние, смирение, служение людям, милостыню. Но если этого нет, то и благодать не спасет, она бесполезна для нечестивых и мнимых христиан.
Автор: Нина Лукьянова
Фотография с большим количеством людей это не часовенные — это поморцы. д. Погорелец 1950-е гг.
"любая благодать Божья, которая идет через святой Крест, святые иконы, святую воду, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаяние, смирение, служение людям, милостыню. Но если этого нет, то и благодать не спасет, она бесполезна для нечестивых и мнимых христиан." — либо надо иметь" благодатеметр", либо признать, что эти слова может сказать християнин любой конфессии.