15 декабря Церковь чтит память священномученика и исповедника Аввакума. Протопоп Аввакум был самым ярким и влиятельным идеологом старообрядчества, непримиримым противником беспощадной никоновской реформы Церкви и лидером «ревнителей древнего благочестия». Известно более восьмидесяти литературных и публицистических сочинений протопопа, из них самое значительное — это «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Человек упорный в защите Старой Веры, окончивший жизнь на костре, Аввакум рассказывает о своей жизни, полной испытаний и страшных лишений в «Житии» — первом в истории русской литературы опыте автобиографии.
Содержание:
- Житие священномученика и исповедника Аввакума
- Прославление пустозерских узников
- Тропарь и кондак священномученику и исповеднику Аввакуму
- Священномученик и исповедник Аввакум. Иконы
- Храмы во имя священномученика и исповедника Аввакума
- Памятники протопопу Аввакуму
- Образ протопоп Аввакума в изобразительном искусстве
- Протопоп Аввакум в литературе и кинематографе
Житие священномученика и исповедника Аввакума
Аввакум родился в семье потомственного священника Борисоглебской церкви села Григорово Нижегородского уезда (ныне это Большемурашкинский район Нижегородской области) Петра Кондратьева (умер около 1636 г.). У него было четыре брата: младшие — Козьма и Герасим — были еще живы в 1666 г., а третий, Евфимий, и четвертый умерли во время чумы в Москве в 1654 г.
Отец Аввакума, Петр, был «прилежаще пития хмельнова», а мать Мария (в иночестве было дано ей имя Марфа) была строгой постницей и молитвенницей, учила сына «страху Божию». Она занималась воспитанием детей и смогла передать им свою горячую веру во Христа.
В 1636 г. умер отец Аввакума. В 1638 году семнадцатилетний Аввакум, по указанию матери, женился на обедневшей четырнадцатилетней сироте Анастасии Марковне (1624-1710 гг.). Она была дочерью местного кузнеца. Анастасия Марковна стала для Аввакума верной спутницей, истинной помощницей, верным другом во всех жизненных невзгодах.
В 1642 году Аввакум был рукоположен в диаконы, а уже в 1644 году поставлен в попы. Он стал священником села Лопатищи Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Именно в это время родился его первый сын, Иван. Всего у Аввакума и Анастасии Марковны было пять сыновей: Иван (1644-1720 гг.), Прокопий (1648 — около 1717 гг.), Корнилий (1653 г.), Афанасий (1664 г.), а имя еще одного сына, который родился и умер в Сибири, неизвестно; и три дочери: Агриппина (1645 г.), Акулина и Аксиния.
Аввакум много читал духовной литературы, непрестанно молился, клал до изнеможения земные поклоны. Добросовестное, ревностное исполнение своих обязанностей, строгость нравственных требований привлекли к нему многих духовных детей, даже боярыня Феодосия Морозова и ее сестра княгиня Евдокия Урусова стали духовными дочерьми протопопа, которые впоследствии тоже пострадали за древлее благочестие.
Впрочем, пастырский максимализм Аввакума в первые годы его служения порой приводил к конфликтам и с прихожанами, и с некоторым сильными мира сего. У одной вдовы «начальник отнял дочерь», протопоп заступился. «Начальник» сначала «до смерти задавил» протопопа, так что он лежал «мертв полчаса и больше», затем «пришед в церковь бил и волочил за ноги по земле в ризах», палил «из пистола» и, наконец, «дом отнял и выбил, все ограбя».
В Лопатицы пришли «плясовые медведи с бубнами и с домрами», устроив там бесовские пляски, и аскетичный Аввакум, «по Христе ревнуя, изгнал их и хари и бубны изломал, един у многих и медведей двух великих отнял — одного ушиб, а другого отпустил в поле».
Воеводе Шереметеву Борису Петровичу пожаловались на самоуправство Аввакума. Шереметев призвал его к себе, «попенял, и хотел было уже отпустить, велев только на прощание благословить сына своего Матвея» который брил бороду и усы вопреки русскому обычаю.
Но протопоп, «видя блудодейный образ» молодого боярина, не побоялся гнева воеводы и наотрез отказался благословить сына Бориса Петровича. Шереметев, разозлившийся из-за отказа Аввакума благословить его сына, бросил протопопа в Волгу, так что тот еле спасся от неминуемой гибели.
Своих прихожан Аввакум беспрерывно уличал и стыдил за различные пороки, а священников соседних за то, что они плохо исполняли церковные правила и каноны. Конфликт Аввакума с прихожанами хорошо показан в фильме Н. Досталя «Раскол». Там протопоп, борясь с суевериями и бесчинием, в конечном итоге изгоняется как из Лопатищ, так и из второго своего прихода в Юрьевец-Подольском.
В 1651 года Аввакум приезжает в Москву. Здесь он нашел поддержку у влиятельного протопопа, царского духовника Стефана Вонифантьева. С этого времени он принимает деятельное участие в кружке «ревнителей благочестия», последовательно осуществляет их программу исправления нравов, в задачи которой, в частности, входило утверждение единогласного служения в храмах и устная проповедь.
Жил он у своего друга, знаменитого московского священника, протопопа Казанского собора Иоанна Неронова, который прославился тем, что первым стал читать публичные проповеди, иногда прямо на Красной площади. Послушать Неронова приходил и сам царь, молодой Алексей Михайлович.
Когда скончался патриарх Иосиф (1652 г.), новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением Греком, знавшими греческий язык.
Если Аввакум, Иван Неронов и другие выступали за уточнение и исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги.
Первоначально патриарх хотел взять древние «харатейные» книги, но потом решил довольствоваться итальянскими книгами, напечатанными в униатских типографиях Флоренции. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания имеют искажения.
Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом. Аввакум был одним из первых приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники патриарха Никона.
В 1653 году из Казанского собора, в котором Аввакум служил, он ушел со своей паствой в «сушило», то есть в сарай, сказав, что в иное время и «конюшни лучше церкви бывают».
Его схватили и бросили в подвал Спасо-Андроникова монастыря, где держали на цепи, требуя признания церковных реформ. Так он просидел три дня и три ночи «не евши и не пивши», но остался непреклонен.
Не таков был протопоп, чтобы отступиться от того, что считал он истиной. «Журят мне», — писал он, — «что патриарху не покорился, а я от писания его браню, да лаю», «за волосы дерут, и под бока толкают, и за чепь торгают, и в глаза плюют». Патриарх Никон хотел его расстричь, но царь Алексей Михайлович заступился за протопопа.
В сентябре 1653 г. он был сослан с семьей в Сибирь. За десять лет он побывал в Тобольске, в Енисейском и Якутском острогах, в Даурской земле.
В Даурии много бедствий претерпел Аввакум от воеводы Афанасия Пашкова. Пашков был «суров человек: беспрестанно людей жжет и мучит», а Аввакума ему «приказано было мучить». Всякий другой угождал воеводе во всем. Но Аввакум не боялся обличать худые дела воеводы, за что тот, конечно, осердился и велел сбросить протопопа и его семью с дощаника, на котором тот плыл по Тунгуске.
Страшно было и на утлом дощанике, и тут пришлось пробираться с малыми детьми по непроходимым дебрям диких Даурских ущелий. Аввакум не вытерпел и написал Пашкову послание, полное укоризн. Пашков разозлился пуще прежнего, и велел притащить к себе протопопа, сначала сам избил его, а затем приказал дать ему семьдесят два удара кнутом, а затем бросить в Братский острог.
Шесть лет провел Аввакум в Даурской земле, доходил до Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах.
В 1663 г. Аввакум вернулся в Москву, где его благосклонно принял царь Алексей Михайлович, надеясь, что протопоп усмирил свой пыл и под воздействием ласкового приема перестанет противиться церковным реформам. Царь даже предложил Аввакуму место своего духовника. Сколь высок был в те годы этот пост, сегодня трудно представить.
Однако, увидев, что царь не собирается возвращаться к дораскольному церковному благочинию, Аввакум вновь стал отстаивать древлецерковные предания на религиозных диспутах. Разгневавшись, царь ссылает протопопа в 1664 году в Мезень, где он, однако, продолжил свою проповедь и поддерживал как мог приверженцев Старой Веры.
В Мезени протопоп пробыл полтора года. В 1666 году он был снова привезен в Москву, где был собран Собор из греческих и русских иерархов, призванный осудить древнерусскую церковную традицию и ее приверженцев. 13 мая, после увещеваний на соборе, Аввакума расстригли и «опроклинали» в Успенском соборе за обедней. Затем отвезли протопопа в Пафнутьев монастырь, и там, «заперши в темную палатку, скованна, держали год без мала».
В 1667 г. Аввакум и его сподвижники были отправлены за Полярный круг в Пустозерск на Печоре. Не имея возможности проповедовать в храмах, Аввакум рассылал страстные полемические послания, которые распространялись по России, достигая даже стен самого московского Кремля. Четырнадцать лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске вместе со своими сподвижниками: священником Лазарем, иноком Епифанием, диаконом Феодором и Никифором, протопопом симбирским.
14 апреля 1682 г., в страстную пятницу, по указу царя Федора Алексеевича Аввакум «за великие на царский дом хулы» был заживо сожжен в срубе вместе со своими соратниками. Горевшие заживо мученики единогласно пели задостойник «Владычице, приими молитву раб Своих». В пламени костра Аввакум сумел высвободить руку и, сложив ее в двуперстное крестное знамение, высоко поднял над собой, в последний раз обращаясь к народу: «Будете таким крестом молиться — во веки не погибнете!».
Казнь узников Пустозерских показала слабость государственной власти, огромное духовное и нравственное превосходство приверженцев Старой Веры над принявшими реформы Никона.
Прославление пустозерских узников
Написанное протопопом Аввакумом «Житие» широко распространялось по России. Уже в конце XVII века появляются первые иконы с изображением Аввакума, который предстоит Спасителю.
В начале XVIII века была составлена служба святым исповедникам и страдальцам — протопопу Аввакуму, епископу Павлу Коломенскому и другим. Служба была опубликована в 1912 г., в журнале «Церковь». В сентябре 1912 г. впервые был поднят вопрос о канонизации епископа Павла Коломенского, протопопа Аввакума и других старообрядческих мучеников, но по требованию государственных органов вопрос был закрыт.
Все же епископ Нижегородский Иннокентий 5 августа 1912 г. освятил в заволжском мужском Спасо-Преображенском монастыре придел во имя святых мученик и исповедник протопопа Аввакума, иерея Лазаря, диакона Феодора и преподобномученика Епифания.
В 1913 г. старообрядцы Древлеправославной Церкви Христовой на Нижегородско-Костромском епархиальном съезде приняли решение о поминовении в молитвословиях мучеников, пострадавших в XVII в. за древлее благочестие. Официальная канонизация святого священномученика и исповедника Аввакума состоялась на Освященном Соборе в 1917 г. Составлена и служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим.
По решению собора 1927 г. празднование святым угодникам Божиим, пострадавшим за правоверие в XVII в., совершалось в неделю перед днем святых отец 7 Вселенского Собора. В настоящее время служба совершается в неделю, следующую после празднования святым отцам 7 Вселенского Собора.
В 1922 г. епископом Геронтием (Лакомкиным) в Петрограде было основано «Братство имени священномученика протопопа Аввакума» для углубления знаний Священного писания. Эта традиция была продолжена приморскими старообрядцами.
5 июля 1998 г. было создано Приморское Аввакумовское братство, основной целью и задачей которого является просветительская деятельность, благотворительность, издательство церковных газет и журналов, богослужебной и душеполезной литературы.
В 1993 г. в селе Большое Мурашкино Нижегородской области Митрополит Московский и всея Руси Алимпий освятил храм во имя святого священномученика и исповедника Аввакума.
В 1991 году староверами был установлен памятный крест на месте пустозерского городища.
27 апреля 2012 г. староверами-поморцами рядом с крестом была освящена часовня в память Пустозерских мучеников.
Тропарь и кондак священномученику и исповеднику Аввакуму
Тропарь, глас 4.
И нравом причастник, и престолом наместник, апостолом быв. Деянии обрете богодохновенне в видениих восход. Сего ради слово истинное исправляя, и за веру пострадал еси до крове. Священномучениче Аввакуме, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 4.
В святителех благочестно пожив, и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв своему стаду богомудре. Тем же тя почитающе тайно вопием ти, от бед избави ны, присно своими мольбами отче наш, Аввакуме.
Библиотека Русской веры
Канон священномученику и исповеднику Аввакуму→
Читать онлайн
Священномученик и исповедник Аввакум. Иконы
Храмы во имя священномученика и исповедника Аввакума
Во имя священномученика и исповедника Аввакума освящен монастырь РПСЦ в с. Китаевское Ставропольского края, храм в с. Большое Мурашкино Нижегородской области, в г. Ивдель Свердловской области, в г. Чите Забайкальского края, в Екабпилсе (Латвия), часовня в с. Лопатищи Кстовского района Нижегородской области.
Также во имя священномученика и исповедника Аввакума освящены часовни ДПЦ в Пустозерске и г. Нарьян-Мар НАО.
Памятники протопопу Аввакуму
На территории Российской Федерации существует множество памятников, посвященных протопопу Аввакуму. 5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.
В юбилейный 2020 год было открыто несколько памятных мемориалов в честь священномученика и исповедника Аввакума. 5 сентября 2020 года в г. Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа региональные власти установили памятник протопопу Аввакуму.
18 октября 2020 года в Боровске Калужской области был установлен памятник священномученику Аввакуму.
23 октября 2020 года на территории духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви, что на Рогожском в Москве, состоялось открытие памятного знака в честь 400-летия идеолога старообрядчества, русского писателя, священномученика Аввакума Петрова.
20 ноября 2020 года в Москве, в стенах Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, была открыта мемориальная доска в память протопопа Аввакума.
Образ протопопа Аввакума в изобразительном искусстве
К образу протопопа Аввакума в своих работах обращались многие живописцы, в том числе С. Д. Милорадович, Г. Г. Мясоедов, Е. Д. Мальцев, Т. Осоедова, Т. В. Быкова, В. Е. Нестеров и другие.
Протопоп Аввакум в литературе и кинематографе
Обладая даром слова, протопоп Аввакум проявил себя не только как борец за «старую веру», но и как талантливый писатель и публицист. Большая часть его произведений была написана в Пустозерской ссылке. Среди них «Книга бесед», «Книга толкований», челобитные царю Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу, письма и послания. Самым знаменитым и лучшим сочинением Аввакума является его «Житие», созданное в 1672-1673 годах. Первое печатное издание «Жития» вышло в 1861 году в типографии издателя Дмитрия Кожанчикова в Санкт-Петербурге. В дальнейшем «Житие» неоднократно издавалось и переиздавалось.
В 2016 году издательство «Пушкинский Дом» подготовило двухтомник «Житие протопопа Аввакума». В основу публикации положена последняя авторская редакция текста, которая сопровождается подробным историческим и историко-литературным комментарием. В первой книге опубликован неадаптированный перевод «Жития» на современный русский язык, что делает это выдающееся произведение доступным широкому кругу читателей. Во второй том включено факсимильное воспроизведение автографа «Жития» из фондов Древлехранилища Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН).
В издании 2017 года текст «Жития» также подготовлен к публикации по автографу последней авторской редакции и прокомментирован известным исследователем древнерусской литературы Натальей Владимировной Понырко. В книгу включен неадаптированный перевод «Жития» с древнерусского языка на современный русский язык.
В настоящее время издано множество книг, посвященных протопопу Аввакуму, в числе которых работы П. Паскаля, В. Е. Гусева, К. Я. Кожурина, Р. Ю. Аторина и других.
Образ протопопа Аввакума представлен в документальном фильме Ю. Данилова «Протопоп Аввакум» (1989 год), сериале Н. Н. Досталя «Раскол» (2011 год), фильме А. В. Мамонтова «Старообрядцы», историческом анимационном видеоролике старообрядческой общины г. Краснодара «Протопоп Аввакум. Кто такие староверы на самом деле?» (2020 год) и других кинолентах.
Канал о жизни великого борца за истинную православную веру Христову протопопа Аввакума.https://t.me/avvakumPetrof
Зная по картам ещё 17-18 веков что Тобольск был в тартарии, очень сомнительна поездка Аввакума по современной Сибири.
Никак своим убогим умишком не пойму, что за мода на памятники святым пошла в России? Причём ставят и старообрядцы, и никониане… Мню, латинское веяние это — нехорошо, однако…
Интересно узнать?
А можно ли причислять к лику святых, человека, который не исполнил на деле, даже ветхозаветного Закона:
“Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего” (Исх.20:16).
«…Антихристъ, по его выраженію (Аввакума) въ «книгѣ на крестоборную ересь», — уже пріиде ко вратамъ двора» (V, 261). «Все,—писалъ онъ въ бесѣдахь къ братіи о ненавистныхъ ему никаніанахь,—все на антихристово лице устроили. Чему быть? Дѣти его; отцу своему угладили путь… скоро будетъ и самъ антихристъ» (V, 361). «Никоніанамь,—писалъ онъ и въ посланій ко всѣмъ вѣрнымъ, — Христосъ не царь: у нихъ антихристъ царь» (V, 248), они уже «путь ему подстилаютъ» и «какъ вычистятъ вездѣ, такъ и антихристъ въ свое ему время» явится (V, 250). Аввакумъ даже видѣль антихриста. «А я, братія моя, разсказывадъ онъ въ бесѣдахъ къ братіи,—видалъ антихриста, собаку бѣшеную, — право видалъ. Нѣкогда мнѣ печальну бывшу и помышляющу, какъ пріидетъ антихристъ, врагъ послѣдній, и коимъ образомъ, да сидя забыхся. А се на полѣ нечистомъ много множество людей вижу. И подлѣ меня нѣкто стоитъ. Я ему говорю: чего ради людей много въ собраніи? Онъ же отвѣща: антихристъ грядетъ: стой, не ужасайся. Я подперся посохомъ своимъ двоерогимъ протопопскимъ, сталъ бодро: ано ведуть ко мнѣ два, въ бѣлыхь ризахъ нагого человѣка, — плоть у него вся смрадна, зѣло дурна, огнемъ дышетъ изо рта и изъ ноздрей, и изъ ушей пламя смрадное исходить. За нимъ царь нашъ послѣдуеть и власти со множествомъ народа. Егда ко мнѣ привели его: я па него закричалъ и посохомъ хощу его бить. Онъ же мнѣ отвѣщаль: что ты, протопопъ, на меня кричишь? Я не хотящихъ не могу обладати, но волею послѣдующихь ми, сихъ въ области держу. Да изговоря, палъ предо мною, поклонился на землю. Я плюпулъ на него, да очнулся… И дурно мнѣ сильно стало и ужасно. Да нечего на то глядѣть: знаю я, по нисанію объ антихристѣ, и безъ показанія: скоро ему быть» (V, 362—2)…» (стр. 64).
См. “Взгляд раскола на переживаемое время в XVII веке (начало)”:
http://christian-reading.info/data/1897/01/1897-01-03.pdf
«…разсуждалъ Аввакумъ въ одной изъ своихъ бесѣдь. Рѣчь была обращена къ любимцу протопопа Симеону. «Аптихристъ зачнется оть блуда,—читали здѣсь раскольники,—отъ жены жидовки, отъ колѣна Данова. Мнится мнѣ самъ сатана сблудить съ нею симъ подобіемь якоже змѣй нынѣ летаетъ къ же-намъ,—и дастся зачатому душа за плоть матерню. А хотя и бусурманъ сблудить, ино тотъ же поганецъ, духомъ своимъ діаволь помажетъ его. Исперва будетъ казатися людямъ кротокъ и смирень, милостивъ и человълолюбивъ: слово въ слово какъ и Никонъ, ближній предтеча его, плакать гораздъ. Я его высмотрѣлъ… великій обманщикъ. Какъ то при духовникѣ Стефанѣ вздыхаетъ, какъ то плачетъ, овчеобразный волкъ! Въ окно изъ палаты нищимъ деньги бросаетъ, ідучи по пути нищимъ золотые мечетъ! А мірь-онъ слѣпой хвалитъ: государь такой-сякой, миленькой, не бывалъ такой отъ вѣка!.. Слово въ слово такъ-то и антихристъ будетъ. Льстивъ сый исперва, а егда поставятъ его царемъ, и убіеть тріехъ царей, египетскаго, ливійскаго, ефіопскаго, и оттолѣ звѣрообразень будетъ, и жестокъ и не милостивъ» (VIII, 31—2).—Слово въ слово? Кто же онъ? Ближній предтеча антихриста? А не самъ ли послѣдній антихристъ? ..
…—«Сію просвиру Никонъ вынимаетъ самъ, въ обѣдню предъ переносомъ, а что надъ нею дѣйствуетъ, онъ знаетъ тѣ стихи,—смолода тому наученъ въ Низовской деревнѣ,—отъ моей родины та деревня недалеко, верстъ съ пятнадцать: я знаю, много тамь такихъ чародѣевь. А онъ дѣтинка — бродяга былъ, и у Макарья Желтоводскаго повадился къ крылосу,—Никитка Мининъ. А таки одва не татарка ли его, Симеонъ, родила,— тамь вѣдь татаръ тѣхъ много. Да плюнемъ на него! Кто его не родилъ… сынъ онъ діаволь, отцу своему сатанѣ работаетъ, и обѣдни ему по волѣ его строить, надъ просвирою тою молитву батьку—тому своему говоритъ предъ переносомъ тѣмь. Знаешь, любимый дарь среди обѣдни то счинитъ, да кого жалуетъ— любитъ, тѣхъ и причащаетъ имъ соверша обѣдню. Да и масломъ — мажетъ причастниковъ своей сквернѣ, прибѣгшихь къ его милости. Самъ государь трудится святитель: какъ лишиться такой святыни! Да такъ то міръ-отъ мажетъ и сквернитъ! Да такая бѣда: кого помажетъ, тотъ « изменится умомъ. Явно омрачаетъ. Или антидоромь -тѣмъ накормитъ, такъ и пошелъ по немъ» (34). Чародѣй, знаетъ шептаніе сатанѣ, обѣдни ему служитъ, кудеситъ надъ просфорой, а ею надъ народомъ православнымъ, а главное, быть можетъ, рожденъ отъ татарки. Ужели всего этого мало для того, чтобы задуматься падъ вопросомъ, не антихристъ ли онъ, Никонъ?..» (стр. 273-275).
См. “Взгляд раскола на переживаемое время в XVII веке (часть вторая)”:
http://christian-reading.info/data/1897/02/1897-02-03.pdf
И как не ложью, назвать сии вышеперечисленные высказывания?
А ведь сказано:
“Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Мф. 5:20) !!!
Сергей, зачем провоцируете (тем более в Великий пост)?
“если Я сказал худо, покажи, что худо” (Ин 18:23).
Я так понимаю, вы убежденный никонианин в прямом смысле этого слова, не новообрядец, а именно никонианин. Так вот, хорошо ли , будет, если я,например, сейчас буду обсуждать, например, вашу Матрону Никонову? Там от одного жития волосы дыбом встают и как тогда будет звучать вопрос, поставленный Вами в начале Вашего комментария : "А можно ли…?" Я этого не делаю и Вам не советую нарушать принцип :"Не хули и не принимай".
1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира….. (так кто же тогда Аввакум?)
…
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
"Не хули и не принимай"- это откуда???
" Не делай себе кумира"- опять Вы меня вынуждаете напомнить про Покровский женский монастырь. А свщмч. Аввакум здесь вообще ни при чем. Я не вижу языческого поклонения этому святому, в отличие… "Не хули и не принимай"- это откуда??? " От совести.
Ну почему старообрядцам так не нравится святая блаженная Матрона Московская, почитаемая всем русским народом? Это не вопрос, а просто недоумение.
Тут никакого недоумения и быть не может, достаточно почитать ее "житие". А говорить про весь русский народ — очень смелый поступок. К слову сказать, у нас многие почитают В.Ульянова и к "мощам" его ходят, не вызывает недоумение, что он так не нравится старообрядцам?:)
Если рассуждать методологически, то старообрядцы не почитают Матрону по тому же принципу, что и почитатели Матроны не почитают Франциска Ассизского и мать Терезу которых почитает каждый шестой житель планеты Земля.
Вопрос не в том, почему не почитают. Понятно, что блаженная Матрона к старообрядчетву не принадлежала. Я написал — почему она им так сильно не нравится? Почему такое активное неприятие, которое часто проскальзывает у многих староверов? Например, к боярыне Морозовой, многие нестарообрядцы, даже не почитая как святую, относятся с уважением как к личности. А тут словно стремление замазать черной краской, никакого уважения к чувству народа. Пусть бы и не почитали, но хоть бы объективно относились — "нам бы таких святых".
А что касается широкого почитания в русском народе — это факт. Зайдите в любой храм — везде ее иконы. А как народ молится пред ними — вы бы видели! А какое паломничество в Покровский монастырь? Старики, молодежь, зрелые люди… Десятки, сотни тысяч у нее бывают. Вот это действительно народное почитание. Ну даже когда вы едете с "Марксисткой" в сторону Рогожской, просто бросьте взгляд из троллейбуса — вам все станет ясно.
Насчет жития — так подвиг юродства всегда непрост, удел немногих, и не все его понимают и воспринимают. Хорошо почитать древних юродивых — там все покрыто благородной пылью веков. А в современных условиях это может и смутить некоторые умы.
В любом случае, староверам надо бы радоваться, что у русского народа такие святые, словно из древних времен.
Вы меня вынуждаете. Каких древних времен?! Ворожба у святых древних времен?! Непочитание Креста у святых древних времен?! Возвышение себя у святых древних времен?! А толпы язычников, забывающих Христа, идущих испросить материальные тленные блага в Покровский женский монастырь Вас умиляют?! И поедание земли с могилки тоже?! Плакать нужно, а не умиляться. Мне, например, как чаду РПЦ стыдно за таких "святых". Простите, если задел чьи-то религиозные чувства, но ситуация, когда ворожея ставится выше Христа безумна.
Уважаемый Александр, я прошу прощения, но я не спрашивал вашего мнения про бл. Матрону, если Вы хотите узнать это, откройте такую тему.
Но на мой вопрос Вы так и не ответили?
А можно ли причислять к лику святых, человека, который не исполнил на деле, даже ветхозаветного Закона, но добавлю и нового, данного уже в Евангелии:
“первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: «начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян.23:4-5).
И судимы мы все будем не по совести:
"Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного " (Мф. 7: 21).
Что Вы прицепились к свщмч. Аввакуму?! Он мучениями и кровью за Христа святость обрел. Если Вы усматриваете как фарисей не исполнение ветхозаветного закона, то в этом я Вам не помощник.
Феномен массвого почитания Матроны уже рассматривался на примере вояжей с "поясом Богородицы" и "дарами Волхвов". Те же самые или подобные святыни находящиеся в российских храмах не вызывают никакого интереса. А к этим шли сотни тысяч людей, терпящих всевозможные лишений в жутких очередях на холоде.
Если люди не идут к части пояса Богородицы находящемуся в московском храме, а идут к такой же части привезенной из за рубежа, да еще есть такие что и ВИП-билеты получают на проход (типа Ксении Собчак) значит дело не в святыне, а в умело созданном ажиотаже.
То же самое и с Матроной -коммерческий культ.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Александр
“Что Вы прицепились к свщмч. Аввакуму?! Он мучениями и кровью за Христа святость обрел…”
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
“…Ничто не может столько производить разделений в Церкви, как любоначалие; ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив составляет великий вред. Сказанное мною относится не к начальствующим только, но и к подчиненным. Один святой муж сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха не может загладить даже кровь мученическая…” (Иоанн Златоуст; Творения, том 11, книга 1; БЕСЕДА 11).
Sergey, если вы не в курсе, раскол учинил бывший патр. Никон.
Письмо антіохійскаго патріарха Макарія къ московскому патріарху Іоасафу II въ іюлѣ 1668 года
«Макариі, Божиею милостію патріархъ великого Божия града Антіохиі и всего востока.
Святѣйшиі блаженнейшиі и во святомъ Дусѣ возлюбленне брате и сослужителю киръ Іоасафъ патріархъ московскиі и всеа Руси! Благодать, милость и миръ отъ Бога вседержителя и Господа нашего Іисуса Христа есть и будетъ тебѣ отнынѣ и до вѣка; и о Христѣ лобызание подаю любезно и братцко твоего святительства, Господа и Бога молю о твоемъ многолѣтномъ здравіи и о душевномъ спасеніи. Аще же изволишъ о насъ вѣдати, и мы благодатию и милостию всещедраго Бога и помощію Пресвятая Богородицы и добрымъ счастиемь великого государя и твоими святительскими молитвами пріидохомь зъ добрымъ здравіемь до Макарьевскаго монастыря желтоводцкаго іюля въ 5 день, и впредь уповаемъ на милость Божию и на заступленіе Пресвятыя Богородицы и всѣхь святыхъ. Прошу у тебя братской любви показать о всѣхъ, еже мы тружались со всѣмь освященнымъ соборомъ и правила сложили о исправлениі и укрѣплениі православные вѣры и о украшениі святыя соборныя и апостольскія церкви, чтобъ крѣпко держали и утвердили неизмѣнно; такожде и приказали и всѣмѣ священникамъ во всю свою епархію принятъ и крѣпко держатъ; и тѣ правила и соборные дѣла, что еще не напечатаны, доложи великому государю, чтобъ великій государь указалъ напечатать, чтобъ наши труды во тщету не были; а тебѣ въ томъ будетъ отъ Бога великая мзда и отъ всего мира вѣчная похвала. I еще жъ обрѣтаютца здѣшнія страны многия расколники и противники не токмо отъ невѣжныхъ, но и отъ священниковъ. Вели тѣхъ противниковъ и расколниковъ, гдѣ они обрящутця и слухъ будетъ о нихъ, смирятъ и крѣпкимъ наказаніемъ наказатъ, а насъ во святыхъ твоихъ молитвахъ не забуди, яко жъ и мы тебя не забываемъ. Посемъ Господь Богъ да «охранить твое святительство во здравиі на многие лѣта. Аминь…».
[ Подлинникъ письма хранится въ московской Синодальной библиотекѣ въ отдѣлѣ свитковъ и грамотъ, за №17; въ концѣ письма арабская подпись патріарха. Патріархъ Макарій выѣхалъ изъ Москвы в іюлѣ 1668 г. и 10 августа прибылъ въ Астрахань, гдъ прожилъ до 3 сентября].
http://christian-reading.info/data/1895/0910/1895-0910-07.pdf
Кирилл, не старайтесь что-то доказать упертому никонианину . Если он изверженных попрошаек пришлых, устроивших кровавую смуту в России, в доказательство своей правоты цитирует, о чем тогда говорить? :))
“… Не знаете разве, что случилось с Кореем, Дафаном и Авироном? Но одни ли они потерпели? Не вместе ли с ними (погибли) и их сообщники? „Что говоришь ты? У них та же самая вера, и они также православны". Если так, отчего же они не с нами? "Один Господь, одна вера, одно крещение". Если у них хорошо, то у нас худо; а если у нас хорошо, то у них худо. "Младенцами", – говорит, – "колеблющимися и увлекающимися всяким ветром". Скажи мне: ужели вы считаете достаточным то, что их называют православными, тогда как у них оскудела и погибла благодать рукоположения? Что же пользы во всем прочем, если у них не соблюдена эта последняя? Надобно одинаково стоять как за веру, так и за нее (благодать священства). А если всякому позволительно, по древней пословице, наполнять свои руки, быть священником, то пусть приступят все, и напрасно устроен этот жертвенник, напрасно (установлен) церковный чин, напрасно лик иереев: ниспровергнем и уничтожим это…” (Иоанн Златоуст; Творения, том 11, книга 1;БЕСЕДА 11).
Житие блаженной Матроны хорошо известно, там эти моменты объяснены. Да, есть те, кто этим смущается, на это еще о.Андрей Кураев обращал внимание. Но если Вы видите какие-то передержки в способах почитания святой со стороны отдельных людей — об этом и надо говорить и обличать, но при чем здесь сама святая?
Святость блаженной Матроны подтверждена не только Русской Православной Церковью. То что она прославлена Богом — это засвидетельствовано бесчисленными случаями чудотворений и её помощи людям, которые обращаются к ней с молитвами. Поэтому и почитание её в народе просто невероятное, народ не обманешь, не заставишь, это никакой не коммерческий культ — к ней идут абсолютно все, зная, что Матронушка поможет каждому, даже самому заблудшему.
В сознании народа она словно была всегда — как Николай Чудотворец, как Георгий Победоносец. А как она прославила град Москву! Из всех святых с прозванием "Московский" она самая известная. Известнее князей и княгинь и митрополитов. А ведь простая девочка, которая от рождения была слепая и даже не могла ходить. Вот таков масштаб её святости.
«Матрона читала молитву над водой и давала её приходящим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею избавлялись от различных напастей. Содержание этих молитв неизвестно, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители».
(Блаженная старица Матрона. житиé и чудеса. М.: Издательство Покровского монастыря, 1999, с. 14-15)
«Матушка говорит: «Вот, смотри, что нам с Митрофаном сделала хозяйка дома» и показывает под обеими руками чирьи. Потом подозвала блажéнного Митрофания и сказала: «Покажи, что у тебя!» Он сдвинул брюки, а там кила — опухоль с большой графин. Матушка говорит Верочке: «Спаси нас, скорее поезжай на Немецкое кладбище и слей нам водички с креста Госпóдня». (На этом кладбище стоял чудотворный образ Спас́ителя — бронзовая статуя — с крестом в руке.) Время было уже около десяти часов вечера. Матушка дала два бидона, один с водой, другой пустой, и Верочка, не рассуждая, отправилась в дорогу. Приезжает на кладбище, а оно закрыто. Обошла вокруг и где-то нашла лазейку. Статуя находилась в центре кладбища, на площадке перед ќирхой. Был мороз сорок градусов, светила яркая луна. Нашла статую — она вся сияла… Медленно с руки Спас́ителя стекала в бидон вода. […] Обратно вернулась уже поздно. Матушка говорит: «Скорее, скорее мочите тряпочки и прикладывайте к нарывам мне и Митрофану»»
(О жизни и чудесах блаженной Матроны. М.: Даниловский благовестник, 1997, с. 49-50)
«Пришла Прасковья, жалуется на здоровье, по всему телу и внутри какой-то кусок ходит кругом, шевелится по всему телу. Ей Матрона говорит: «Завтра утром в церковь пойдёшь, причастишься там. После Причáстия должна быть у тебя рвота, а ты не пожалей покрышку-то на голове, и прямо в неё, а после этого вместе с платком бросишь в печку». Прасковья всё это сделала, вышел кусок кровяной, запечённый; и бросила в огонь. И когда горело, из трубы шёл столб чёрного дыма, высоко-высоко шёл. И Прасковья выздоровела, после этого Матронушка ей сказала: «Ты будешь лечить людей».
«Она была крупная, здоровая женщина. Вывихи вправляла даже скотине. Вправляла вывихи, переломы, грыжи людям и животным. Шли к ней с зубами, с нарывами, со всякими болячками. Она исцеляла»
(Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Составила и записала Жданова З. В. Издание Свято-Троицкого Ново-Голутвинова монастыря, 1993, с. 55)
"Матушка часто шутила и на вопрос «как спастись?» отвечала: «Цепляйтесь все-все за мою пяточку и спасётесь, и не отрывайтесь от меня, держитесь крепче!»
(О жизни и чудесах блаженной Матроны. М.: Даниловский благовестник, 1997, с. 37)". Т.е. не к Христу нужно обращаться, а к Матроне.
Сергей Агеев находится в плену своих личных религиозных переживания и ощущений. Логика ему отказывает совершенно, поскольку он даже не замечает, что есть святые и у других конфессий, скажем у католиков, которых более миллиарда, то есть гораздо больше почитателей Матроны. Если Агеев утверждает, что у Матроны общенародное почитание, то можно сказать у Францсика Ассизского — общемировое, планетарного масштаба почитание. А чудес у католиков еще больше чем у Матроны. Одно только фатимское чудо лицезрели одновременно 70 000 человек.
Но это Сергей Агеев не знает и не хочет знать. Лучше нам процитирует очередные рассказы из покровских листков о Матроне. А посколько вместо разума, логики и фактов он нам предлагает свои чувственные переживания о Матроне, то спорить тут не о чем.
Александр, Ваши смущения относительно процитированных отрывков не должны заслонить разницу между самой святой (и историческим фактом её почитания в народе) и народными апокрифами о ней.
Вот замечательный, очень грамотный с исторической точки зрения, текст о проблеме вокруг создания жития блаженной Матроны, опубликованный в журнале "Нескучный сад" в 2012 году, где есть ответ на все Ваши сомнения, изложенные в этой переписке и цитатах.
Именно эти отрывки, Вами приведенные, там и разобраны, и неблагоразумным "народным сказаниям", которые Вас смущают, дана жесткая оценка.
http://www.nsad.ru/articles/kanonizaciya-snizu-dva-zhitiya-matrony-moskovskoj
Поэтому не сомневайтесь и не смущайтесь. Никто и не имел в виду и не ссылался на свидетельства "народных апокрифов". Я говорил о блаженной Матроне и как православный христианин и как историк. Опираясь на многочисленнейшие факты её чудотворений и помощи людям, и на факт её огромного почитания в народе. Приведенные же Вами цитаты вовсе не имелись в виду, я на них внимания не обращал никогда, понимая, что это просто народные перегибы, допущенные составителями, и такого рода фольклорные моменты есть в житиях у многих святых, примеры чего как раз приведены в указанной статье.
Что касается мнения Кирилла, то он явно далек от исторической науки и не умеет исследовать исторический материал. Фраза же "спорить тут не о чем" для любого человека, который имеет хоть какой-то вкус к истории и исследованиям, звучит дико и говорит о многом.
Почитайте, Сергей, почитайте. Только других не призывайте делать того же. На Страшном Суде узнаем святость того или иного человека.
Почему не предлагать читать исторические материалы, раскрывающие тему? Как, в противном случае, вести исторические исследования? Впрочем, как знаете.
Я имел ввиду почитание, а не чтение. Впрочем, тратить время на чтение материалов по данной теме мне тоже не хочется. У меня другие святые, чтение трудов которых я считаю необходимыми для спасения.
Не давая оценки самому феномену могу сказать, что комиссия по канонизации РПЦ была категорически против прославления Матроны, и только неоднократные личные обращения игумении Покровского монастыря к патриарху Алексию позволили продвинуть это решение.
Также, интересно отметить, что просьбы о канонизации патриарха Никона также регулярно поступают в комиссию.
> Не давая оценки самому феномену могу сказать, что комиссия по канонизации РПЦ была категорически против прославления Матроны
Канонизация царской семьи тоже со скрепом прошла. Алексей Ильич Осипов (профессор богословия, РПЦ) который был членом комиссии и был строго против, и на лекциях ни раз рассказывал почему эта канонизация на его взгляд неверна. И я с его доводами полностью согласен, кстати.
> Да, есть те, кто этим смущается, на это еще о.Андрей Кураев обращал внимание.
У отца Андрея есть немало интересных на этот счет выступлений, общая суть которых в том, что жития святых нередко содержат басни или что-то очень сомнительное, и это касается в т.ч. и дораскольных житий. Потому что жития святых пишут нередко далеко не святые. Поэтому с любой житийной литературой надо критически работать.
"Святая Матрона никогда не давала советов избавляться «от беса с помощью рвоты после причастия», не собиралась в генеральском мундире идти «на доклад к Господу Саваофу» и не говорила о том, что спасутся те, кто «будут держатся за ее пяточку». " Весомый аргумент, подкрепленный неоспоримыми доказательствами.:))) А я то, наивный, полагал, Сергей Агеев, что по указанной Вами ссылке действительно серьезное исследование, разбивающее в прах все домыслы о Матроне Никоновой :)
"Я имел ввиду почитание, а не чтение"
Прошу прощения, не понял первоначально. Действительно, получается и так))
"А я то, наивный, полагал… что… действительно серьезное исследование"
А кроме этой фразы, которую Вы посчитали несерьезной, Вы ничего в материале не увидели? Да, это не источниковедческое исследование, и не исчерпывающее. И никто не утверждал, что оно таковое. Но для краткого материала, для иллюстрации проблемы — вполне стоящий текст.
В нем признана основательность всех поднятых Вами вопросов (и именно тех цитат, которые Вы приводили). дана жесткая оценка фольклорным вариантам сказаний о святой, дано объяснение как возникла такая ситуация, сказано об отношении к этому священноначалия, проведена параллель с такими же издержками в житиях древних святых и т.п.
Приведен же этот текст был не для того, чтобы побудить стать ревностным почитателем блаженной Матроны. А именно для того, чтобы вы не смущались, видя такие сомнительные моменты — все все прекрасно понимают. И чтобы такие факты не закрывали положительных моментов.
То, что Вам более близки примеры других святых — в этом нет ничего плохого. Но, разумеется, если человек принадлежит Церкви, он признает и всех ее святых. Не бездумно, с рассуждением, но признает. Потому что иначе один будет сомневаться в фольклорных элементах в житиях — хоть новых, хоть древних, другой — отвергнет исторически недостоверные сведения в житиях, каковых тоже хватает. Третьему канонизированные святые просто не понравятся как исторические персонажи, он будет осуждать их реальные исторические деяния и т.п. Нельзя все сводить к рационализму. В конце концов, наша вера, как говорил апостол Павел — "иудеям соблазн, эллинам безумие»
Что же касается необходимости серьезного исследования, тут я с Вами полностью согласен.
Сергей, не будем более спорить. Не хотел поднимать эту тему, просто грешный не удержался и поддался на провокацию со стороны бесов. Простите Христа ради! Поста приятного!