Как известно, преследуемым властью старообрядцам долгое время запрещалось строить старообрядческие церкви. Они были вынуждены молиться тайно и обходиться молитвенными домами без крестов и куполов. Такая молельня существовала и на фарфоровой фабрике С. М. Кузнецова в Дулево, в которой молились служащие и рабочие фабрики. Она располагалась непосредственно в доме Сергея Матвеевича Кузнецова. В 16-ом номере «Владимирских Епархиальных Ведомостей» за 1904 год можно прочесть следующее:
В Дулеве наряду с православной церковью существует прекрасная домовая церковь с фарфоровым иконостасом, принадлежащая самим хозяевам фабрики, и в этой церкви также совершается богослужение по древнему дониконовскому чину… Церковь также полна молящимися, богослужение строго древне-уставное, пение крюковое и протяжное..
Старообрядцы строят храм в Дулево
После указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 года старообрядцы получили возможность открывать свои храмы и официально создавать старообрядческие общины.
В 1905 году Евпл Елисеевич Шибаев, главный бухгалтер фабрики С. М. Кузнецова и церковный староста, организовал любительский хор. Хор достиг хороших результатов, благодаря чему стал известным и был приглашен не только в провинциальные села Зуево, Дрезна и другие, но несколько раз его выписывали в Москву и Сергиев-Посад[1].
А в 1908 году благодаря хору прихожане молитвенного дома решили построить большой храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В статье «Евпл Елисеевич Шибаев и фарфоровое дело» я коротко касалась темы его строительства, но сейчас хочу рассказать о нем подробнее.
Закладка храма состоялась 21 сентября 1908 года. Планы храма составил Константин Федорович Зубрилкин, строительство поручили архитектору Николаю Александровичу Тютюнову, председателем строительной комиссии был Сергей Матвеевич Кузнецов, членами её — К. Ф. Зубрилкин, В. А. Воейков и Е. Е. Шибаев.
Вот что пишет об этом журнал «Церковь» в 1908 году:
«В нашей местности, на фабрике т-ва М. С. Кузнецова, происходило 21 сентября необычайное торжество закладки храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, сооружаемого на средства владельцев фабрики, а так же служащих и рабочих на ней.
В субботу, 20 сентября, прибыли из Москвы на фабрику к торжеству закладки храма высокопреосвященный Иоанн, архиепископ московский, священники с Рогожского кладбища: А.Н. Новиков и И. В. Власов и дьяконы Елисей и Лев, владелец фабрики М. С. Кузнецов, почетные гости: А. А. Пантелеев, А. И. Морозов и другие лица. Приглашены были и местные священники села Дулева, села Дрезны и села Губинского, а также и местное начальство во главе с исправником и приставом.
В субботу на воскресенье всенощную и в воскресенье Божественную литургию совершал в домовой церкви высокопреосвященный Иоанн в сослужении священников московских и местных, при хоре местной Дулевской молельни.
В субботу и в воскресенье утром шел дождь и дул сильный ветер и продолжался до конца литургии. Собравшийся в громадном числе народ с грустью и боязнью смотрел на неблагоприятную погоду, боясь, что столь необычное и небывалое здесь торжество будет не столь величественно, как того хотелось бы. Но к моменту выхода из домовой церкви крестного хода погода прояснилась, засияло солнце и озарило величественную картину крестного хода, направившегося к месту сооружения храма. Народ как бы замер, увидев процессию с хоругвиями, священнослужителей с архиепископом во главе и, набожно крестясь, возносил благодарение Богу за дарованное великое духовное утешение.
Стройно пройдя до места закладываемого храма, при стройном пении стихир, крестный ход остановился на построенном помосте под шатром. Пришедши на место закладки, архиепископ покадил его с четырех сторон: с восточной, южной, западной и северной, и покропил место, где должен быть св. престол, и водрузил на нем св. крест; певцы пропели ирмос «О треблаженное древо…» По водружении креста, строителями храма была положена под крестом фарфоровая дщица со следующей надписью:
«Во славу Святыя Единосущныя и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, заложися сей старообрядческий храм во имя Покрова Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии на Дулевской фабрике т-ва М. С. Кузнецова в лето от сотворения мира 7417, а от воплощения Бога-Слова в 1908 г. сентября 21 дня, иждивением коммерции советника Матвея Исидоровича Кузнецова, правления его товарищества и добровольных жертвователей, при высокопреосвященном Иоанне, архиепископе Московском, при местном священнике Антонии Леонтьевиче Власове, при попечителе Матвее Сидоровиче Кузнецове, председателе строительной комиссии потомственном почетном гражданине Сергее Матвеевиче Кузнецове и членах: Константине Федоровиче Зубрилкине, Евпле Елисеевиче Шибаеве и Василии Алексеевиче Воейкове. Планы храма составил личный почетный гражданин Константин Федорович Зубрилкин, а строителем был архитектор Николай Александрович Тютюнов».
Архиепископом совершен был отпуст молебна; по отпусте провозглашено дьяконом Елисеем многолетия: Государю, супруге его, Матери, Наследнику и всему Царствующему Дому, затем провозглашены многолетия: Иоанну, архиепископу Московскому, попечителю, М. С. Кузнецову, строителям храма и всем православным христианам. По многолетии совершена была малая панихида по усопшим: основателе Дулевской фабрики И. Т. Кузнецове, Н. В. и И. и П. М-м Кузнецовым. После этого был прочитан служащим М. Д. Чесненковым адрес от служащих и рабочих-старообрядцев хозяину фабрики М. С. Кузнецову.
По приветствии крестный ход при пении догматиков отправился обратно в домовой храм. По окончании богослужения предложена была гостям трапеза».
Церковь планировали строить деревянную на кирпичном фундаменте. Храм строился очень быстро. В марте 1909 году тот же журнал «Церковь» публикует:
«…при фабрике т-ва М. С. Кузнецова идет спешно постройка старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм строится деревянный. По своей величине здешний храм будет первым среди окружных старообрядческих приходов. Также здесь имеется хороший хор певчих».
В 1910 году храм был построен. На его постройку было потрачено не менее 50-ти тысяч рублей.
«Много положил трудов по постановке пения и на постройку храма бывший бухгалтер фабрики Е. Е. Шибаев, и теперь за переводом его управляющим на рижскую фабрику остается одно лишь воспоминание, что был хор певцов, но негде было петь, теперь есть храм, который вмещает в себя полторы тысячи прихожан, но нет того стройного пения, что было ранее. Очень и очень жаль»[2].
Храм украшал фаянсовый иконостас. Как пишут В. Н. Алексеев, В. С. Лизунов в книге «Моя малая Родина», иконостас был перенесен туда в 1909 году из домовой церкви С. М. Кузнецова. По этому поводу существуют и другие версии. Очень подробно происхождение иконостаса описывает в своей работе член Союза художников России Михаил Михайлович Обрубов, его исследование можно прочесть в альманахе «Гуслицы» №6 за 2008 г.
Новый пастырь
Еще до закладки храма местный священник Антоний Власов вел переписку с Евплом Елисеевичем Шибаевым касаемо церковных доходов и расходов. Позднее, когда началось строительство храма, отец Антоний стал жаловаться на свое материальное положение, о чем свидетельствуют его многочисленные письма Е. Е. Шибаеву, членам строительного комитета, а также самому Архиепископу Иоанну. В конце 1908 года он решает покинуть приход.
Его Высокопреосвященству
Старообрядческому Архиепископу Иоанну Московскому
Прихожан старообрядцев местечка Дулево Покрова
Пресвятыя Богородицы Московской епархии
Покорнейшее прошение
Ваше Высокопреосвященство, Боголюбивейший Святитель! Мы обращаемся к Вам с великою душевною нашею скорбью. По имеющимся верным сведениям наш приходской батюшка священно иерей Антоний, намеревается оставить приход Дулево и приискал для себя новый; при этом пользуемся сведениями, что для батюшки Антония наш приход оказался не удовлетворительным для его житейских обезпечений. Для нас грустно и больно до глубины души — такие явления: в одном году от нас переходит другой священник и оба из-за житейских выгод; конечно, мы знаем, что по Священному писанию тяжкий грех судить священных лиц, которые подлежат ведению суда Духовного, в чем и просим Вашего Святительского прощения.
Затем обращаемся к Вам, Ваше Высокопреосвященство, и покорнейше просим Ваше Святительство, назначить нам кандидата на место не желающего служить у нас отца Антония и желательно было бы нам иметь такого священника, который бы с Христовою любовью пас словесное стадо Христовых овец и был бы доволен содержанием нашего прихода для его земных телесных потребностей.
В заключение нами высказанного, Боголюбивейший наш Святитель, с сердечным нашим чувством просим Вас исполнить нашу просьбу без замедления, ввиду того, что мы в скором времени намерены утвердить церковно-приходскую старообрядческую общину.
Затем просим Вашего Святительского прощения и благословения!
Сергей Матвеевич Кузнецов,
Евпл Елисеевич Шибаев,
Василий Алексеевич Воейков,
Михаил Данилович Чесненков,
Константин Федорович Зубрилкин,
Иван Васильевич Сюров,
Семен Семенович Дерягин.
В феврале 1909 года новым священником становится Петр Пронин.
После революции фабрика С. М. Кузнецова в Дулево была национализирована. После национализации, в 1918 году, предприятие получило название Дулёвский Государственный фарфоровый завод, а в 1924 году завод стал именоваться Фабрикой имени газеты «Правда».
Старообрядческую церковь решают снести
В 1934 году Наркомлегпром утвердил план расширения и реконструкции фабрики. Планом расширения фабрики на 1934 год предусмотрено строительство: тоннельного корпуса, капсельного цеха, механического цеха, деревообделочной мастерской, фабричной столовой на 4900 человек с ежедневным пропуском 15000 блюд, контрольной проходной будки, пожарного депо с общежитием для работников пожарной охраны на 65 человек и ряд других сооружений.
Ссылаясь на то, что земельных участков, где бы можно было разместить эти здания, нет, новый директор фабрики И. С. Бялковский ходатайствует о сносе старообрядческой церкви, «так как дальнейшее существование ее не дает возможности вести работу по расширению фабрики».
В ответ во ВЦИК от церковного совета старообрядческой церкви поступила жалоба следующего содержания:
«Постановлением Президиума Московского областного Исполнительного Комитета совета Р.К. и К.Д. от 14-ого июня 1934 г. № 1311 по ходатайству Орехово-Зуевского Горсовета определено: в видах расширения построек Дулевской фабрики — снести единственную на весь район старообрядческую церковь, у которой числится до 3000 прихожан — рабочих и служащих.
Соображения, выдвинутые Горсоветом в пользу сноса церкви не представляются нам основательными и не совсем соответствуют действительности, а именно: вопреки заявлению Горсовета, предназначенная к сносу старообрядческая церковь вовсе не находится на территории фабрики, она находится на поселковой земле и с фабрикой их разделяет улица и кроме того, если перенести ограду церкви громадная площадь, на которой свободно могут быть воздвигнуты все проектируемые фабрикой постройки, так что, существование церкви нисколько не мешает задуманным фабрикой постройкам, а только могут вызвать перенос ограды и изъятия от церкви большого куска площади, против чего мы не возражаем.
В виду этого мы просим ВЦИК прежде чем приступить к сносу церкви предложить Орехово-Зуевского Горсовету назначить комиссию с представителями от Горсовета, фабрики и церковного совета для тщательного обмера площади, требуемой для новых построек фабрики и возможности получить эту площадь без сноса церкви.
Если ВЦИК не найдет возможным проверить указанным нами путем вышеизложенное и всецело доверяя Дулевскому Поселковому Совету найдет возможным утвердить Постановление Мособлисполкома от 14 июля — мы просим обязать Орехово-Зуевский Совет перенести нашу церковь на другое место по его усмотрению, произведя этот перенос за счет Дулевской фабрики.
Оставить же рабочих и служащих совершенно без молитвенного дома, когда в районе числится 3000 верующих старообрядцев — жестоко, несправедливо и совершенно не соответствует духу нашего законодательства.
Попутно считаем долгом обратить внимание ВЦИКа на то, что вопрос о закрытии Орехово-Зуевский Горсовет уже возбуждал еще в 1930 г., но постановлением ВЦИК он был отвергнут, при чем к нашей жалобе поданной ВЦИКу был приложен с тысячью подписями рабочих и служащих той же Дулевской фабрики, отстаивавших существование этой единственной на весь район церкви». (Подчеркнуто в документе — прим. ред.)
В 1932 г. Дулевская старообрядческая община направляла во ВЦИК жалобу на запрещение Дулевским поселковым советом колокольного звона, производимого Дулевской старообрядческой церковью.
«В Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.
Церковной Старообрядческой общины при селе Дулеве
Орехово-Зуевского района Московской области
Жалоба
21 июля 1932 г. нами было послано почтой в В.Ц.И.К. заявление о запрещении Дулёвским Поселковым Советом проводить в нашей церкви колокольный звон, в заявлении мы указывали, что такое распоряжение Дулёвского Поселкового Совета незаконно, т.к. декрета, запрещающего проводить колокольный звон, не было, и кроме того, в соседних церквях звон продолжается. На наше заявление мы, по настоящее время, не получили никакой резолюции, несмотря на то, что прошло уже 4 месяца; нам стало известно от 2-го ноября 1932 г. согласно выданной облисполкомом справки, что на нашу жалобу 28 августа 1932 г. послана резолюция в Орехово-Зуевский РИК, который переслал в Дулевский Поселковый Совет, а последний, в лице председателя и секретаря, как говорится, положил эту резолюцию «под сукно», со 2 по 17 ноября мы смогли только узнать, что наше дело находится в Поселковом Совете, мы стали требовать огласить нам присланную Мособлисполкомом резолюцию, они в этом отказали, а сделали 20 ноября поселковое собрание в числе не более 10 человек, и постановили, нашу церковь закрыть, но в нашей церкви рабочих большинство, что можно проверить по подписному листу 480 Человек, поданном в феврале 1929 г., который вероятно хранится в Мособлисполкоме, который был подан при просьбе об Открытии нашей церкви, которая была закрыта самоуправно Дулёвским Поселковым Советом, и В.Ц.И.К. наша церковь была открыта. Кроме того, Дулёвский Поселковый Совет второй раз Законно занимает часть нашей церковной сторожки, несмотря на то, что мы выполняем очень аккуратно все платежи страховые и поземельные, и по договору сторожка всецело должна быть в распоряжении общины.
Дулёвский Поселковый Совет давно хочет закрыть нашу церковь, но в Дулёве на фабрике более 500 семей верующих старообрядцев, затем на соседней Ликинской фабрике такое же количество, кроме того, в окрестности на 15 верст нет старообрядческих церквей, и много верующих, а население большинство старообрядцы, дулёвская старообрядческая община просит В.Ц.И.К. приказать местным властям не чинить, и не делать нам верующим преград исполнять наши религиозные обряды»[3].
Несмотря на все просьбы верующих, храм все же сломали.
О дальнейших судьбах действующих лиц
О том из местных жителей, кто больше всех приложил усилий к разрушению, известно, что он на фронте потерял ногу, жена рано умерла, дети пошли по тюрьмам, и всю жизнь он горестно повторял: «Это мне за то, что церковь ломал»[4].
Печальна и судьба священника Петра Павловича Пронина. После того, как храм сломали, он переехал в деревню Слободищи, где служил в деревенском старообрядческом храме.
Летом 1937-ого года Петра Павловича Пронина арестовали и осудили по обвинению в контрреволюционной агитации пораженческого характера. А осенью расстреляли в Бутово. Реабилитируют его лишь после смерти Сталина, в 1959 году.
Памятник Ленину, который стоял на месте разрушенного храма, частично разрушился в 2013 году. Сейчас его демонтировали окончательно.
За время написания этой статьи мне стали также известны трагичные факты о судьбе Евпла Елисеевича Шибаева. Ранее я писала в статье «Шибаевы и Кочетковы. Реабилитация честного имени» о том, что после ареста он отбывал наказание в трудовом лагере и там умер. Нет, Евпл Елисеевич Шибаев был расстрелян 24 сентября 1937 года. Он отбывал наказание в Сиблаге, под Мариинском.
Расстрелян он был вместе с 26-ю другими заключенными на основании протокола тройки ЗСК от 16.09.1937 года №28/17-у, состав тройки — Мальцев, Эйхе, Барков, секретарь Колчин.
На основании протокола был оформлен приказ НКВД №102 от 19.09.1937 года о расстреле 62 человек, приказ подписал Писклин. Расстрел 27-ми человек из 62-х приведен в исполнение 24.09.1937 года, акт подписали Пом. начальника 3 отдела Сиблага НКВД Моисеев, о/уполномоченный 3 части Антибесского ОЛП Капустин, командир 1 взвода Мариинского дивизиона ВОХР Москвин. Акт составлен в Антибесском ОЛП.
Точное место расстрела и захоронения пока не ясно, это может быть Мариинск либо станция Антибесская на западе от Мариинска[6].
В 1930-е расстрелы жителей Мариинска и заключенных Сиблага, приговоренных к высшей мере наказания, производились в окрестностях Мариинска по направлению к деревне Малый Антибес, на границе леса; здесь же захоранивали тела казненных. В 1960-е это место было обнаружено при разработке песчаного карьера: экскаваторы вместе с песком выгребали человеческие кости, фрагменты обуви. Это стало известно администрации города Мариинска, и карьер закрыли[7].
(Примечание: В текстах архивных документов пунктуация и орфография сохранены)
Автор: Галина Кочеткова
[1]. Дорога к храму : История церквей Орехово-Зуев. р-на / [Сост. Мехонцев Н. И.]. — 2. изд., перераб. и доп. — Орехово-Зуево, 2001
[2]. Журнал «Церковь» №5 за 1914г.
[3]. ЦИАМО
[4]. Из книги Олега Пэнежко «Храмы Орехово-Зуевского района. Ликино-Дулево, Дрезна, Куровское и села»,
[5]. https://myisk.wordpress.com/
[6]. Личный архив Макеева Александра Владимировича
[7]. https://mapofmemory.org/42-08
Комментариев пока нет