Многие, наверняка, не раз слышали о таких старообрядцах, как Шибаевы. Среди них были такие известные личности, как первый нефтепромышленник, фабрикант, владелец ткацкой мануфактуры Сидор Мартынович Шибаев и московский купец, попечитель Рогожского кладбища Иван Иванович Шибаев, который, несмотря на полицейские запреты, проводил текущий ремонт его храмов.
Но сейчас речь пойдет о других Шибаевых — Шибаевых из Гуслиц.
Не так давно от своего деда, Виктора Федоровича Кочеткова, я узнала о том, что когда-то мы носили другую фамилию — Шибаевы. Подробностей он, к сожалению, не знал. И я буквально по крупицам собирала информацию у ещё живых на тот момент родственников, которые помнили об этом.
Дедушкина тетка, Анна Родионовна, поведала мне о том, что её дед был Шибаевым. Упомянула она также Евпла Елисеевича Шибаева — как брата деда и самого успешного из всех остальных детей.
В одной из своих статей Юрий Исаев уже упоминал его имя. Тогда речь шла в том числе и о том, связаны ли его Марюша Шибаева с Шибаевыми из Цаплино, а те в свою очередь с моими Кочетковыми, родственными узами или нет. Несмотря на всю имеющуюся информацию, и изучив ряд архивных материалов, я все же не могу с уверенностью сказать, что мои Кочетковы и Шибаевы были родственниками. По крайней мере в этом вопросе до сих пор существует много неясностей и нестыковок.
Тем не менее мне была крайне интересна судьба Евпла Елисеевича Шибаева. О нем и пойдет речь в моей статье.
Евпл Елисеевич Шибаев родился в августе 1871 года в старообрядческой семье крестьянина деревни Цаплино, что в Богородском уезде.
24 мая 1883 года в возрасте двенадцати лет Евпл Шибаев поступает мальчиком по разборке товара в так называемую «белую контору» Дулевской фабрики товарищества М.С. Кузнецова. «Белой конторой» в то время назывался сортировочный цех.
Потом он переводится фактуристом на товарный стол, затем товарным конторщиком, в 1897 году становится помощником бухгалтера, а в 1903 году уже старшим бухгалтером.
В 1905 году при Дулевской фабрике был организован старообрядческий хор под управлением Евпла Елисеевича Шибаева. По инициативе хора прихожане молитвенного дома решили построить большой храм и просили хозяев отвести под него землю, пожертвовав материалы и деньги. Отказа им не было.
21 сентября 1908 года произошла закладка старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, сооружение велось на средства владельца фабрики, а также служащих и рабочих на ней. Председателем строительной комиссии был Сергей Матвеевич Кузнецов, членами её — К.Ф. Зубрилкин, Е.Е. Шибаев, В.А. Воейков [1].
Журнал «Церковь» за 1908 год фиксировал спешное строительство старообрядческого храма:
Храм строят в стиле XVI века. Место для храма выбрано самое лучшее, на площади, у большой дороги в Орехово-Зуево. Ходят слухи, что с устройством нового храма здесь решено образовать старообрядческую общину. На пользу всех начинаний много потрудился церковный староста Евпл Елисеевич Шибаев [2].
Через год при стечении шести тысяч молящихся состоялось поднятие крестов. По одному, на храм и колокольню, поднимали на канатах и блоках, остальные пять подняли на руках. В 1910 году храм принял прихожан. Он вмещал полторы тысячи человек. Дулевская церковь обошлась в пятьдесят тысяч рублей. Примерно такие же церкви были возведены на всех кузнецовских фабриках [3].
К сожалению, в 1934 году храм был закрыт и сломан. Сохранилось крайне мало фотографий этого храма. Я предлагаю познакомиться с тем немногим, что мне удалось отыскать.
В 1914 году Евпл Елисеевич становится управляющим Рижской фабрики и переезжает в Ригу.
Напомню о том, что мой прапрадед Кочетков Родион Петрович какое-то время работал на Рижской фабрике Кузнецова и жил с семьей в Риге. Об этом свидетельствует и фото, сделанное в Риге, в районе Гагенсберг на Большой Московской улице.
Эта улица была, можно сказать, границей Московского форштадта, где с ХVI века селились в основном русские купцы и ремесленники. В этом же районе располагался и завод С.М. Кузнецова. В Московском форштадте жила самая большая в Европе община староверов.
Наверняка, мой прапрадед не просто так жил в Риге, скорее всего с Евплом Елисеевичем его все же связывали какие-то узы.
Вот что пишет Кочетков Зиновий Перфильевич, двоюродный брат Родиона Петровича.
«На Дулевскую фабрику т-ва бр. Кузнецовых родственники определили меня в 1901 году 13-летним мальчиком в механическую мастерскую.
Мой дядя Шибаев Е.Е. работал в это время главным бухгалтером этой фабрики, а впоследствии в 1914 году был назначен управляющим Дулевской фабрики. Кроме Шибаева на Дулевской фабрике работал мой близкий родственник Андреев Петр Максимович, сначала в должности счетовода, а затем главного бухгалтера.
Мой отец одно время работал кучером в Воскресенском имении графа Оболенского, а затем до самой революции работал муфельщиком в живописном отделе Дулевской фабрики. Связь с Шибаевым осталась у меня до последнего времени. Во время приездов его по делам треста на фабрику он заходил ко мне на квартиру пить чай, я, в свою очередь, бывая в Москве, так же заходил к нему на квартиру.
Октябрьскую революцию, я, как человек религиозный, старообрядец, занимавший на фабрике, благодаря родственным связям с Шибаевым и Андреевым привилегированное положение, встретил враждебно. Кроме того, у меня пропало 300 рублей денег, которые до революции я положил на книжку».
Это материалы следственного дела Кочеткова Зиновия Перфильевича, которое хранится в ГАРФ. Подробнее об этом я расскажу чуть позже.
Кочетков Зиновий Перфильевич указывает Евпла Елисеевича как своего дядю. Давайте разберемся. Дядя — это либо брат отца, либо матери. Отец Зиновия — Кочетков Порфирий Петрович, мать — Екатерина Ивановна. Ни у отца, ни у матери отчества с отчеством с Евплом не совпадают. Значит, возможно, они братья по лишь по матери, а отцы у них разные. У Кочеткова Петра Леонтьевича, отца Порфирия, была жена Ирина Яковлевна. Тогда, получается, она была замужем дважды, и Евпл — сын от первого мужа Елисея Шибаева. Надо заметить, что Ирина Яковлевна была старше своего мужа на девять лет. Возможно, Елисей умер, и она вышла замуж повторно. Данная версия сомнительна, поскольку, по воспоминаниям внучки Евпла, у Елисея была жена Пелагея Яковлевна. Конечно, она может ошибаться, но тем не менее.
Второй вариант: если Евпл Елисеевич — двоюродный дядя Зиновия, то есть его отец Порфирий Петрович и Евпл Елисеевич — двоюродные братья. Но тогда отец Елисей был Елисей Леонтьевич, а такой нигде не упоминается. Значит, возможен третий вариант, что их матери были сестрами, что вполне возможно, обе — Яковлевны. Одну звали Ирина, вторую — Пелагея.
Но вернемся к Евплу.
Начинается Первая Мировая война. В конце 1915 года, вследствие наступления на Ригу немцев, фабрику эвакуируют в Дулево. Евпл Елисеевич принимает активное участие в эвакуации фабрики, а затем переезжает в Москву. В Москве занял должность контролера фабрик и торговли в Правлении Т-ва М.С. Кузнецова. Он ведал снабжением фабрик основным сырьем, ездил на юг, организовывал добычу глины и камня.
В конце 1916 года Правление назначает его управляющим Дулевской фабрики, где он проработал около 9 месяцев, но вследствие обострения отношений с рабочими горнового отдела вернулся обратно на работу в Правление.
А теперь отвлечемся ненадолго от трудовой биографии Евпла Елисеевича и поговорим о его семье. Как уже было сказано, Евпл родился в Цаплино. Окончил Дулевскую начальную школу. Женился. Жену Евпла звали Капитолина Ивановна Мамаева. У них родились два сына — Дмитрий и Андрей, и две дочери — Анна и Елена. У Евпла была сестра Федосья Елисеевна, старше его на 12 лет.
Если мы обратимся к переписи населения за 1869-1871гг., найдем следующее:
Шибаевы
2 деревянных дома, 1 корова, лошадей и мелкого скота нет
Вдова Мавра Яковлева 52
Ее сын Елисей Архипов 28 ткач занимаются тканьем нанки
Ево жена Аксинья Яковлева 29 ткач занимаются тканьем нанки
Их дети: Федосья 7
Ермил ½
Ее же 2-й сын Терентий Архипов 25 ткач занимаются тканьем нанки
Ево жена Агафья Харитонова 23 ткач занимаются тканьем нанки
Их дочь Марья 3
Николай Архипов 17
Кочетковы
1 деревянный дом, 1 лошадь, 1 корова. Занимаются тканьем нанки.
Леонтий Евстратов 65
Ево жена Ирина Иванова 65
Ево сын Кузма 42 Кузма отпущен по паспорту 1869 года 29 Апреля за № 64 на 1 год в Москве в работниках дворником
Ево жена Наталья Иванова 40
Ево же дочь Екатерина 5
Леонтьев 2-й сын Федор 28
Ево жена Васса Кузмина 30
Федоровы дети: Иван 6
Екатерина 3
Леонтьев 3-й сын Петр 24 Петр отпущен по паспорту 1868 г. 17 февраля за № 29 на 1 год в петербурге в работниках прикащиком в кронштадте
Его жена Ирина Яковлева 33
Петровы дети: Порфирий 5
Петр 1
Евпла здесь нет, он еще не родился. Но здесь мы находим Федосью. Возраст её с возрастом сестры Евпла примерно совпадает. Но не совпадает имя матери — в переписи она Аксинья Яковлевна. Будем считать, что правнучка Евпла подзабыла ее имя. А значит вполне вероятно, что Аксинья и Ирина Яковлевна были родными сестрами.
Дочь Евпла Елена жила в Англии, там же она вышла замуж. Вторая дочь Анна и братья жили в Москве.
Сам Евпл Елисеевич жил на улице Пятницкой, в доме №2. Его фамилию можно найти в телефонном справочнике Москвы за 20-ые годы. Занятно, что выше адреса и телефона Евпла Елисеевича — сын Дмитрий, архитектор-художник, проживал в Кабанихинском переулке. Сейчас этого переулка не существует. В 1951 году он был включен в Зоологическую улицу.
Наступает 1917 год. Как пишет сам Евпл Елисеевич:
Февральскую революцию я встретил сочувственно. Октябрьскую революцию я встретил неуверенно. Так как не надеялся, что рабочий класс справится с такой гигантской работой, но когда увидел, что в этой работе принимают участие технические силы и когда я был союзом введен в комитет Стекло-фарфоровой промышленности, я голосовал за быстрейшую национализацию фабрик.
В 1919 году ВСНХ и Союз стекольщиков и фарфористов ввел Евпла Елисеевича в Правительственное Правление фабрик Товарищества М.С. Кузнецова с подчинением Главстекло. В 1920 году Правлению предложили принять под управление Гжельские фабрики, Новгородские фабрики товарищества М.С. Кузнецова.
В конце 1920 года за несдачу золота, принятого от Товарищества Кузнецова, все Правление было арестовано, судилось трибуналом, но все были оправданы. В 1922 году Евпла Елисеевича посылают работать в Новгородский трест, где им были восстановлены все три фабрики, и с 1 января 1924 года ВСНХ он переводится в Правление Центрального фарфорового треста, где работал до марта 1925 года. За время пребывания членом Правления в Центральном тресте был восстановлен и пущен в работу третий горн на Дмитровской фабрике, на Дулевской фабрике восстановлены два горна, а третий горн уничтожен и сделана мастерская для оформления товара.
Евпл Елисеевич пишет:
Уход мой из Правления Центрального фарфорового треста был вследствие того, что там же членом Правления был мой племянник Андреев, а по тому времени родственники в одном учреждении не допускались. С 1 марта 1925 года я перешел работать в производственный отдел Продасиликата, а затем в техническую контору того же Продасиликата.
В 1926 году Председателем Продасиликата он переведен в Коммерческий отдел, где ведал группой фарфора и фаянса до 1930 года. Когда Правление Союзстеклофарфор (Бывший Продасиликат) переводят в Ленинград, Евпл остается в Московском отделении ответственным исполнителем по группе Ширпотреба.
31 мая 1930 года оно было закрыто, и он перешел работать в Цетрсоюз, где работал по 30 января 1931 года. С 1 декабря 1931 года работает в Росфарфоре, занимается делами по сбыту продукции, а также является заместителем управляющего московским магазином и представителем в учреждениях Московской и Ивановской области. В этой должности он работал до 31 октября 1932 года. За время работы он был премирован. Работа прекратилась вследствие ликвидации представительств. С 1 ноября 1932 года он перешел работать в Союзстеклофарфорснабсбыт в качестве руководителя группы Ширпотреба.
В феврале 1933 года Евпла Елисеевича арестовывают по обвинению во вредительской деятельности.
Арестовывают также и Кочеткова Зиновия Перфильевича. Но об этом в следующей части моего повествования.
Отличная статья! Возвращение истории, родственные связи — очень интересно и познавательно.
Отрадно, что Галина с единомышленниками восстанавливают по крупицам историю семьи, рода и Родины.
Как все изменилось… Населенные пункты были меньше, а верующих — больше. В селе Дулево храм на полторы тысячи человек! Шесть тысяч во время установки крестов! Все ушло… И храма нет, и людей нет. В одном из Подмосковных приходов человек 70-80 придет на службу — это очень хорошо!
Анастасия, большое спасибо! Надеюсь, в скором времени созрею на продолжение. А поп поводу храма, да…впечатляет, размеры и количество прихожан. Очень жаль, что его нет. Вот бы восстановить!
Будем ждать продолжения!
Маму Евпла Елисеевича звали. скорее всего Аксинья. Ее правнучка Люся, дочь Петра Максимовича Андреева, в разговоре со мной называла ее Ксенией.
Наталья, да! Я тоже пришла к выводу, что она Ксения, а не Пелагея. А теперь после Вашего комментария, мои логические построения подтверждены. Я несколько лет не могла понять, каким образом Шибаевы и Кочетковы родственники. И однажды меня осенило, что они могут быть родственниками по женской линии, Ксения Яковлевна и Ирина Яковлевна — сестры. Я об этом пишу во второй части этого материала, поизучайте, я на почту напишу Вам все подробно.