Соборность, подлинное участие мирян в жизни церкви стало неотъемлемой чертой старообрядчества с самого начала церковного раскола XVII века. По мнению историка церкви, начетчика Ф. Е. Мельникова, соборность, пронизывающая Церковь снизу доверху, являет собой «схему общинно-иерархического строя Церкви, установленного с апостольского времени». Даже оппоненты древлеправославия соглашались с этим. Так, известный гонитель староверов московский митрополит Филарет (Дроздов) указывал, что жизнь староверческих общин построена на «демократических», «соборно-народных» началах. Однако в последние десятилетия количество мирян на соборах и их активное участие стало сокращаться с каждым годом. Видится важная необходимость повышения роли мирян в работе соборов.
Прежде всего должны быть устранены ограничительные меры, установленные на соборах последних лет. Например, нужно восстановить число мирян, участвовавших в соборах в качестве делегатов от больших общин, таких как Рогожская (5 человек) или Нижегородская (2 человека). Сопоставимое количество мирян должно представлять и другие общины, которые в последние годы стали большими, такими как община Ростова-на-Дону. Это и логично. Если общины многочисленные, авторитетные, исправно вносят десятину, занимаются активной просветительской деятельностью, то их представительство на соборе должно соответствовать их вкладу в церковную жизнь.
Должно быть отменено возрастное ограничение в 25 лет. Это незаконное решение было связано с выступлением мирянина Михаила Терентьева, который выступил с предложением снять лампаду РПСЦ у так называемых судных врат в Иерусалиме.
Любой делегат собора, клирик или мирянин должен иметь право поставить на Соборе любой вопрос, а соборяне уже должны решить вносить ли его в повестку дня или нет.
Но некоторые вопросы должны вноситься на обсуждение собора без всякого голосования. Такие вопросы могут подаваться на собор не только Московской Митрополией, но архиерейским собором и даже епархиями, которые сейчас лишены этого права. Несколько лет назад две епархии РПСЦ подали на Собор вопрос об этой злосчастной лампаде у так называемых судных врат в Иерусалиме. Однако, эта тема, путем нехитрых демагогических манипуляций, была снята с обсуждения, а мнение целых двух епархий было попрано.
Безусловно, должно быть подтверждено право на участие в Соборах женщин. Недавно была сделана бесцеремонная попытка лишить их такого права, граничащая с ересью что «женщина не человек», которая в свое время была распространена отлученным от РПСЦ Артемием Артемьевым. Женщины должны иметь равный голос на Соборе, поскольку женщины были одной из опор старообрядчества, начиная с приснопамятной преподобномученицы Феодоры (боярыни Феодосии Морозовой). Это давняя и укоренившаяся традиция, когда женщины могут быть председателями общин, казначеями, уставщицами. Не даром на Руси говорили: «Раскол бабами держится». В среде староверов России в целом доля женщин была гораздо больше: на 100 мужчин приходилось 116 — 117 женщин. Это существенно превышает демографическую норму для закрытого общества Российской Империи: в нем на 100 мужчин приходилось от 100 до 110 женщин.
В незамедлительном порядке должны быть приняты Положения о проведении Освященных соборов и епархиальных съездов. Соборные решения РПСЦ призывали к этому с конца 90-х годов, однако до сих пор стались невоплощенными. Трудно представить, что старообрядчество, имеющее многовековую историю соборности, не смогло разработать и кодифицировать эти важнейшие документы, основу основ церковно-канонической жизни. По некоторым оценкам, это может стать причинной делегитимизации соборных деяний, поскольку нет точного понимания, как на самом деле происходят выборы делегатов на Собор. Неизвестно, как составляются соборные решения в отсутствии избранной же Собором Протокольной комиссии. Среди участников Соборов ходят слухи, что издаваемые решения отличаются от тех, за которые реально поднимались делегатские мандаты.
Важно также, чтобы в соборах принимали участие психически здоровые люди. Если государство требует тщательной проверки граждан перед приобретением ими автотранспорта или оружия, то насколько серьезней этот вопрос при избрании делегатов Собора.
И последняя, не менее главная задача, — это установление каноничного, легитимного, юридически обоснованного церковного суда. Сегодня процедура судов закрытая, большинство их вердиктов (даже общественно значимых, не касающихся частных, скажем так интимных прегрешений) не публикуются. Неизвестна процедура этих судов. Соответствует ли она основам канонического права, таким как участие обвинителя, свидетелей, защиты и так далее? Получают ли наказание клеветники? Какое влияние на принятие решений имеют личностные настроения судей? Не играют ли значимую роль предвзятость, кумовство или банальное невежество во время судебных процессов? По этой причине сохраняется глубокое недоверие к судебным решениям, граничащее с полным их игнорированием.
Все эти вышеперечисленные вопросы должны быть обсуждены и, наконец, решены на грядущем и ближайших Соборах РПСЦ.
Всемирный Союз Староверов
Редкий случай когда ВСС выдает достойный и системный документ!
Вот только будут ли делегаты выполнять этот наказ или займутся опять спорами среди попов и прочей бытовой чепухой?
Есть фактура , вопросы насущные , так ддержать!