Не так давно на Рогожском состоялась встреча московских старообрядцев белокриницкого согласия, на которой обсуждались актуальные вопросы и проблемы современного старообрядчества. Сегодня на страницах нашего сайта об этих проблемах размышляет заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств России Олег Молчанов.
***
Старообрядцы варятся сами в себе и никого не пускают
Сегодня нет старообрядчества как мощного и широкого общественно-духовного явления. Да, оно было до революции, но сегодня уже не существует. Искусственно взять и воссоздать волну старообрядческого движения тоже не получится. Но все же немало можно сделать даже в нынешних условиях. Посмотрите, насколько заполнены храмы? Они почти пустые. Это одна из главных проблем, которую надо решать — привлекать новых людей, в том числе возвращать и потомков староверов к вере их отцов. Как иногда старообрядцы относятся к неофитам, иноверцам? Их же с порога прогоняют. Ходит даже такая поговорка:
Хочешь отвратить человека от старообрядчества — пригласи его на Рогожское.
Я сам не раз приводил людей и видел подобное поведение прихожан, когда приходящих пытались выгнать. Есть у них какая-то злоба, гордыня:
Мы тут-де давно стоим.
Получается, люди не к Богу пришли, а пришли постоять, занять особое место. У таковых возникает некое горделивое ощущение, что они занимают в храме место, будто им по праву принадлежащее. Забывают, что на земле все мы временно. Получается, эти временщики командуют, претендуют на то, что создано не ими и далеко не только для них. Думаю, главная причина этого — отсутствие любви. Христос с блудниками, грешниками и мытарями вечерял, никого не гнушался, потому что он сказал:
Я пришел не к здоровым, а к больным.
Больные нуждаются в помощи. Те, которые стоят внутри храма, слава Богу, уже пришли. Так позовите тех, кто еще не пришел в храм. Тех, кто блуждает, наркоманит, пьянствует, предается разврату и совершает прочие постыдные деяния. Но часто ли мы видим реальное старообрядческое миссионерство? Нет, чаще видим некое самодовольство:
Вот мы такие хорошие, а остальные все плохие.
Так нельзя даже думать, потому что сказано, что и последний может восстать, и первый может пасть. Я встречал множество людей, которые получили отрицательное впечатление от посещения старообрядческого храма. Они говорят:
Там прогоняют, не любят, не понимают.
С этим я сам столкнулся, когда приводил людей, а их пытались выгнать. Я думаю, нет греха, если человек первый раз зайдет и будет теряться, как себя вести, что сказать, где встать. Наоборот, нужно ему оказать наибольшее внимание, помочь, он же пришел не к вам в гости, а к Богу и по его воле.
Сегодня много людей, ищущих подлинную духовность, а не церковный официоз. Кто-то уходит в безверие, в секты, кто-то уходит в катакомбную церковь, но мало кто спешит в старообрядчество, потому что старообрядчество — это как скорлупа грецкого ореха, сами в себе варятся и не пускают никого. К сожалению, сейчас старообрядчество не вовлечено в общественную жизнь. Исповедание старой веры сегодня является личным делом каждого конкретного человека. И часто оно ограничивается стенами храма. Кончилась служба, вышли из храма — и разошлись, потому что у каждого свои дела, женщины поснимали платочки, ребята — поясочки.
Вы посмотрите на Рогожское, Стрельниково. В Стрельниково всего четыре человека с бородой, на Рогожском больше половины не носят бороду, их от этого не отваживают. Я не говорю только о внешнем. Но это тоже серьезный показатель. На Руси мужчину без бороды не отпевали. Считалось, что если он без бороды, то или еретик, или протестант. И что мы будем с кого-то требовать, если мы сами недостойны во многих делах и поступках.
Надо больше популяризировать старообрядчество, общаться с людьми, не только со своими, а со всеми, как Христос общался, идти в народ. Но идти не просто со словами, а с конкретными поступками. Люди, общество должно видеть, что старообрядцы — надежные, честные, порядочные люди.
Русские ценности попраны
Проблема в том, что сегодня власть абсолютно безбожна, она не духовна. Она имитирует заботу о духовном, знает, что сказать в нужный момент на тему духовности и патриотизма, но она не имеет духовных задач, не имеет больших глобальных целей. Общество же не может жить без идеи, которая должна объединять: либо это идея «Москва-Третий Рим», либо это идея коммунизма, которая людей на 70 лет объединяла. Сейчас же проповедуется «материальный комфорт», общество манят европейскими ценностями, притом что современное «европейское» понятие свободы — это свобода греха. На самом деле у человека нет абсолютной свободы, свободу дарует Господь, но не освобождает от закона. Благодать дается тому, кто соблюдает законы.
Так вот, русские ценности попраны, пропаганду русского образа жизни сегодня называют национализмом, и 282 УК статья принята для того, чтобы гасить все мысли о своей самоидентификации, чтобы люди забыли свои корни, традиции. А люди не чествуют себя хозяевами, а чувствуют рабами, с нищенскими зарплатами, с убогими дорогами, с упадком сельского хозяйства, когда богатая аграрная страна завозит продукты из заграницы. Богатейший экономический и культурный уклад русского народа был в свое время сломан, как позвоночник. И вот сегодня этого калеку-больного на куски начинают дербанить, красть недра, природные ресурсы и прочее. Власть разбазаривает недра, не обеспечив даже на 50% своих граждан газом и нефтью, как такое может быть? Мы не должны об этом молчать. К сожалению, и господствующее исповедание, и старообрядческая церковь об этом молчат. Мы должны жестко обличать, как святой Иоанн Предотеча не боялся обличать царя Ирода, так и мы должны верить, что наши архипастыри и пастыри тоже не будут молчать против злодеяний, которые происходят в обществе.
Лучше быть исповедником, чем вступить в сговор с пагубой мира сего. Но сегодня исповедничества как раз не хватает. Все хотят благополучно жить, с комфортом, с удовольствием, у всех есть телефоны, машины, все нормально: вы нас не трогайте, мы вас не трогаем, вот такой пакт о ненападении. Мне стало это понятно по событиям, произошедшим после революции 1917 года. Сперва большевики пытались уничтожить церковь, в какой-то момент они поняли, что церковь уходит в подполье, и почувствовали опасность, что церковь станет неформальной, с ней сложно будет бороться. Тогда они решили применить абсолютно другой метод: открыть все храмы, разрешить молиться, все позолотить, прикормить священство, соблазнить его материальными благами, и тогда оно разложится само и истинно верующие люди отвернутся от таких пастырей, приходов.
Через искусство и культуру многие могут прийти к Богу
Могу ответить за себя. Сейчас я строю в Костроме просветительский центр, пока строю на свои деньги, работы на стадии котлована. Я призываю всех христиан региона и всех желающих помочь в этом деле. Об этом проекте знает и митрополит Корнилий, и епископ Костромской и Ярославский Викентий. Предполагается, что это будет большой историко-культурный центр, включающий исторические и археологические экспозиции, выставку картин (порядка 300 моих картин могу разместить). Также там будет зал для проведения различных мероприятий, концертов, как светских, так и церковных, домовой старообрядческий храм, я полагаю, в честь Рожества Христова, трапезная, небольшая гостиница.
Я уверен, что через искусство, культуру многие придут к Богу, потому что это первая ступенька для неверующих людей. Для верующих этого мало, им нужна молитва, какие-то духовные подвиги, но для неофитов созидательное искусство очень полезно, оно способно приблизить человека к Богу. Вот это реальное и полезное дело, завершение которого мы можем приурочить к юбилейному году памяти протопопа Аввакума, его 400-летию. До 2020 года эту задачу еще можно успеть реализовать, но опять же на свои средства я немало сделал, но еще больше предстоит.
Также большим делом я считаю планы по созданию памятной сени с бронзовой иконой святых мучеников и исповедников, пострадавших за древлее благочестие — протопопа Аввакума, боярыни Морозовой и других. Предполагается возвести эту сень около храма Преображения Господня в Костроме. Дай Бог, чтобы каждый крестный ход с Владимирской иконой начинался с этой памятной сени.
"Сейчас я строю в Костроме просветительский центр, пока строю на свои деньги, работы на стадии котлована. Я призываю всех христиан региона и всех желающих помочь в этом деле. Об этом проекте знает и митрополит Корнилий, и епископ Костромской и Ярославский Викентий. Предполагается, что это будет большой историко-культурный центр, включающий исторические и археологические экспозиции, выставку картин (порядка 300 моих картин могу разместить). Также там будет зал для проведения различных мероприятий, концертов, как светских, так и церковных, домовой старообрядческий храм, я полагаю, в честь Рожества Христова, трапезная, небольшая гостиница"
Костромичи этот котлован не первый год наблюдают. Раньше была горка, с которой зимой катались дети, теперь Добрый Художник ее разрыл "до основанья, а затем" остановился.
Вообще, старообрядцев не смущает, что место под "историко-культурный центр" с концертным залом и домовым храмом выбрано Добрым Художником крайне неудачно? В двух шагах — кукольный театр, напротив — шумный городской рынок, рядом лестница, по которой студенты в университет довольно громко бегают.
Впрочем, котлован всё осыпается и осыпается…
1)"Исповедание старой веры сегодня является личным делом каждого конкретного человека."
Строго говоря, исповедание ЛЮБОЙ веры — личное дело конкретного человека.
2) "На Руси мужчину без бороды не отпевали."
Приведите источник, пожалуйста!!!! О какой любви к ближнему может идти речь, если всё сразу в бороду упирается? Какие нужны наркоманы, блудники и пьяницы, если обычный человек без растительности на лице хуже беса!
3) "Русские ценности попраны…." и далее по тексту
М-а-а-сковское интеллигентское нытьё: мир лежит во зле, но я спасу его демонстрацией своих 300 картин, сиречь, построю новую индейскую резервацию, для развлечения проезжающих танцами с бубном.
Страна наша умирает от отсутствия товаропроизводства, а не от недостатка балета. И подобные центры только скрасят агонию, чтобы помиралось одухотвореннее. Лучше бы литейный заводик (близко по профилю) или мануфактуру какую-ни-то….
P.S. Прошу брата Олега простить меня, если обидел!
Во многом согласен с автором! Особо с первой частью. Общаюсь на сайтах со старообрядцами и невольно прихожу к мысли, что многих староверов объединяет не христианство, а неприязнь к РПЦ. Убери эту связующую их, староверов, причину, старообрядчество рассыпется. Не сможет существовать без основы :).
Согласен почти во всем с Вами, Но все-таки не всех объединяет неприязнь к РПЦ, а просто определенное количество старообрядцев, такое, увы, есть. Нет любви к ближним, а где нет любви, там есть зависть, взаимная травля и тд. Но наверное, это касается не только старообрядцев.
Не следует судить о всём старообрядчестве по переписке в интернете с некоторыми его (мягко скажем, далекими) представителями или по храме на Рогожском. Это будет неверно в корне. Они, скорее, отвращают людей от истинной веры, как уже и написано выше. Нужно же понимать, что истинный старовер, скорее всего, даже не зайдет на сайт и плохо пользуется интернетом, не говоря о том, чтобы писать и спорить здесь.
Поезжайте в глубинку, на окраины, в храмы на Украине или Молдавии, в Сибирь. Посмотрите на тех людей, которые ответственно и добросовестно служат и живут в наших Общинах. Они и знать не знают, что происходит в центрах и так далеки от этой мирской светской суеты. Духовенство тоже, живут очень скромно. Порой даже стыдно сказать, но покойный Владыка Савватий Киевский очень часто ездил по епархии сам, на поезде или автобусе с чемоданом облачения, будучи уже болен, не имея никак дач или резиденций, а часто даже не имел и где главы подклонити. Так это сам Владыка Киевский и Всея Украины!
Может, не все так категорично, нам бывает, кажется, что нас не любят, но хватает ли любви у нас самих? На сегодняшний день есть одна, на мой взгляд, достаточно точная поговорка: "если ты приходишь в Церковь затем, чтобы найти там одних святых людей — ты ошибаешься, но если ты идешь туда, чтобы искать Бога — ты на верном пути". Наше спасение зависит от нас самих, от нашей веры. Не следует слишком огорчаться, если с кем-то не поучается сразу "найти общий язык": благодать спасительных таинств от этого не умалится. Одной из самых главных проблем, лично я считаю нехватку духовной литературы, которая бы воспитывала душу. Св. отцы много пишут, что без чтения книг, человек не сможет понять, где истина и как спасаться. Хотелось бы, конечно, чтобы обращались люди в старообрядчество, хотя среди любителей денег, развлечений и наркотиков едва ли найдутся желающие: у них другие ценности. А вот из РПЦ приходят в старообрядчество те, которые ищут более строгой духовной жизни.
" А вот из РПЦ приходят в старообрядчество те, которые ищут более строгой духовной жизни." — думаю, все-таки приходят в поисках Истинной Христовой веры, а строгая духовная жизнь бывает и у никонианина, и у человека любой другой конфессии.
Ну с перввм аспектом тяжело согласиться , а все остальное — верно.
не так уж редко наши братия и сестры распространяют на всё старообрядчество то, что видят в своем ближайшем окружении. А это неверно