Храм Преображения Господня. Кострома

Конфессия: Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ)
Адрес: г. Кострома, ул. Волгарей, д. 4
Год постройки: 1685 — 1688
Храмовой день: 19 августа, Преображение Господне
Настоятель: иерей Василий Терентьев
Телефон: +7 (4942) 53-53-31

Яркий пример посадского культового строительства, характеризующий стиль костромской архитектурной школы XVII в. Небольшой кирпичный храм прекрасно сохранил нарядный фасадный декор и первоначальную роспись стен и сводов. Живописный по силуэту, стоящий на высоком месте в окружении малоэтажной жилой застройки бывшей Спасской слободы, он играет важную роль в формировании панорамы правобережной части города.

Храм возведен в 1685-1688 гг., о чем свидетельствовала каменная закладная плита на фасаде северной апсиды. В начале XVIII в. было пристроено крыльцо перед северным входом в церковь. На колокольне храма висело 6 колоколов, один из которых был отлит в 1761 г. на ярославском заводе Ивана Мартынова мастером Иваном Корниловым, другой — на костромском заводе И.Д. Поляковой. В первой четверти XIX в., по-видимому, во время одного из очередных ремонтов, полы на солее храма, а возможно, и во всем храме были выложены чугунными плитами, датированными 1821 г. (ныне ими замощена дорожка перед колокольней. В 1887 г. фасады церкви, первоначально покрытые известковой обмазкой с небольшими живописными вставками в тимпанах кокошников, были расписаны “в шашечку” артелью костромских художников во главе с Василием Кузьминым. В 1937 г. церковь была приспособлена под жилой дом, в связи с чем было уничтожено пятиглавое венчание храма и шатер колокольни, а внутреннее пространство разделено на два этажа. Первоначальные формы памятнику возвращены реставрационными работами, проведенными в 1968-1978 гг. КСНРПМ по проекту архитектора Л. С. Васильева.

К кубообразному двусветному четверику храма, увенчанному пятью маленькими компактно сгруппированными чешуйчатыми главками (центральная световая), примыкают пониженные объемы трехчастного алтаря и трапезной, объединенной с южным приделом, прикрывающим часть фасада основного четверика и отмеченного небольшим шатром. С запада объемную композицию замыкает приземистая колокольня, на четвериковом основании которой покоится восьмерик звона, завершенный шатром со слухами. Декор фасадов типичен для костромского культового зодчества этого времени: здание имеет низкий цоколь, отделенный от стены валиком, углы объемов подчеркнуты огибающими лопатками, над профилированным венчающим карнизом, дополненным полосами консолек-язычков и ширинок с каплевидными углублениями, в своеобразном аттиковом ярусе помещено четыре полуциркульных кокошника в профилированных архивольтах (внешний имеет килевидное подвышение). Небольшие окна с арочными трехцентровыми перемычками, окруженные профилированными прямоугольными рамками, заключены в пышные наличники: опирающиеся на профилированный подоконник полуколонки, наборные на фасадах четверика и гладкие в приделе, поддерживают широкий профилированный карниз, завершенный килевидным фронтоном-кокошником. Входы в храм (южный заложен) украшены перспективными колончатыми порталами с дыньками. Барабаны главок, декорированных аркатурой на полуколонках, перебитых бусинами, опираются на четырехгранные постаменты с килевидными кокошниками, полуциркульные кокошники помещены также и в основании шатра над приделом.

Столь же нарядны и фасады колокольни. Четверик основания разделен карнизом на два яруса. Основным декоративным мотивом в нижнем являются ширинки, помещенные по обе стороны входной арки на западном фасаде и над профилированным цоколем — на боковых. В одной из ширинок на северной грани сохранился рельефный изразец с изображением “Чуда Георгия о змие”. Главным украшением верхнего служат рамочные наличники небольших окон в центре каждой грани, оригинальные по форме — с перехватами по бокам и со ступенчатым завершением. Углы этого яруса закреплены огибающими лопатками, в завершении — карниз с бегунцом. Восьмигранный ярус звона имеет развитую цокольную часть, оформленную горизонтальными тягами и ширинками. Килевидные архивольты, обрамляющие арки звона, опираются на пучки полуколонок с кубоватыми капителями. Ребра шатра подчеркнуты гуртами, над миниатюрными проемами слухов — треугольные фронтончики, поддерживаемые полуколонками.

В пространственной композиции интерьера доминирует основной четверик храма, четырехлотковый свод которого прорезан световым кольцом главы. Тремя арочными проемами он соединен с алтарем, жертвенником и ризницей, перекрытыми коробовыми сводами с конхами. В широкой трапезной два низких коробовых свода с распалубками опираются на четырехгранный столб, смещенный к южной стене и отделяющий пространство придела. Пол в храме и трапезной выстлан чугунными плитами с рисунком в виде розеток, перенесенными из другой церкви. В интерьере сохранилось стенное письмо. Есть предположение, что его исполнила артель костромских изографов под руководством ученика Гурия Никитина Василия Козмина. Сохранившиеся без записи фрагменты росписей на сводах подтверждают высокий профессиональный уровень мастерства знаменщика и его “дружины”. Вместе с росписями церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе это последний памятник стенного письма, напрямую продолжающий традиции искусства костромских изографов. Небольшое пространство четверика как бы приближает росписи к зрителю, что определило уменьшение масштаба ярусов, а многолюдье персонажей в композициях привело к миниатюрности в их трактовке. В программе росписи появились новые темы из “Пролога”, получивший развитие в XVIII в. сюжет “Плоды страданий Христовых” (Процветший крест). Уничтожение центральной главы, устройство междуэтажного перекрытия, многократные покраски и вычинки штукатурки в приспособленном под жилье здании нанесли значительный ущерб живописи.

Иконографическая программа начинается со свода, так как центральная глава воссоздана при реставрации. На своде — “Вертоград заключенный” в видении Иоанна Богослова, к его вратам идут апостолы с Петром впереди (сюжет, обычно венчающий развитую композицию иконы “Воскресение Христово”). Верхний ряд росписей под сводом представляют 16 композиций праздничного цикла: на восточной стене — “Троица ветхозаветная”, “Введение во храм”, “Благовещение”, “Рождество Христово”; на южной — “Собор Богородицы”, “Сретение”, “Крещение”, “Вход в Иерусалим”; на западной — “Преображение”, “Сошествие во ад”, “Вознесение Христово”, “Вознесение Богоматери”; на северной — “Успение Богоматери”, “Покров”, “Всех скорбящих радости”, “Преполовение”. Начиная со второго яруса композиции находятся под набелом. Во втором ярусе — сцены из жизни Христа до Страстей; в третьем ярусе — “Страсти Христовы”; в четвертом — “Деяния апостолов”; в нижнем — сцены из “Пролога” (видение Кузьмы Игумена), “Плоды страданий Христовых” и др. В притворе на северной стене и в распалубке свода — “Страшный суд”. В алтарной части: стенопись забелена, хотя еще возможна ее расчистка. Иконостас не сохранился. Существующий устроен в процессе освоения храма старообрядческой общиной и включает разные иконы. Стенопись свода и верхнего ряда реставрирована в 1996 году художником Г. Б. Губочкиным.

 

Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням

начало вечернего богослужения в 14:30

начало утреннего богослужения в 7:00

Упоминание общины на сайте: 

Первое упоминание о деревянных храмах Спасской слободы — Преображенском и Никольском — содержится в костромских писцовых книгах 1628 года. Каменный храм на их месте — пятиглавый, двухстолпный, трехабсидный, с шатровой колокольней и теплым приделом во имя святых бессребреников Козьмы и Дамиана Асийских — был построен в 1685-1688 годах, о чем свидетельствовала каменная плита на фасаде северной абсиды с текстом: «Изволением Господа Нашего Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Зачата строиться сия церковь Божия каменная во имя Преображения Господня с лета 7193 года (1685 г от Рожества Христова) Август в 20 день, а совершена бысть сия церковь Божия в 196 году (1688 г.). А строил сию церковь Божию по своей вере и по обещанию тояж церкви прихожанин (неразборчиво) с приходскими людьми ради своего душевнаго спасения и на вечный поминок». (Храм был построен после раскола и до советских времен принадлежал новообрядцам).

Первоначально храм был украшен полихромной росписью деталей внешнего убранства и зелеными поливными изразцами. В начале XVIII века церковь расписали фресковой живописью, сохранявшейся до ее закрытия. В начале XVIII столетия к храму пристроено крыльцо перед северным входом. В первой четверти XIX века полы на солее храма (возможно, и по всей церкви) выложили чугунными плитами, датированными 1821 годом. В 1887 году фасады храма, первоначально покрытые известковой обмазкой с небольшими живописными вставками, расписаны «в шашечку» артелью костромских художников во главе с Василием Кузьминым; примерно тогда же церковь и находившееся рядом кладбище были обнесены оградой из красного кирпича.

В Преображенской церкви хранились иконы древнего письма и старинные предметы церковной утвари, а также обложенный чеканным серебром кипарисовый напрестольный крест с частицами святых мощей (в том числе — благоверной великой княгини Анны Кашинской). На колокольне имелись 6 колоколов, один из которых (весом 840 кг) был отлит в  1761 году на ярославском заводе Ивана Мартынова мастером Иваном Корниловым «тщанием доброхотнодателя оной церкви священника Дмитрия Сергеева».

Церковь была закрыта в 1934 году и позднее приспособлена под общежитие  завода «Рабочий металлист» — вследствие чего подверглись разрушению главы храма, верхняя часть колокольни и церковная ограда, а внутреннее пространство церковного здания было разделено на два этажа. Реставрационные работы, проводившиеся в 1968-1978 годах (автор проекта — Архитектор Л.С. Васильев), вернули Преображенской церкви ее первоначальный внешний облик.

Последние годы своего существования Советская власть уже не так боролась с верующими, как раньше. Поэтому с начала 80-х гг. двадцатого столетия руководитель знаменитого стрельниковского хора Иоанн Алексеевич Сергеев начал ходить по кабинетам соответствующих органов, с целью добиться разрешения организовать в г. Костроме старообрядческую общину. В конце концов, ему был предложен на выбор один из двух полуразрушенных храмов в заволжской части города: один, Ильинский, стоит на возвышенном холме и, что примечательно, на землях, которые в XVII веке принадлежали мужу боярыни Морозовой, ставшей впоследствии святой мученицей и исповедницей. Но выбрали другой храм, который по размерам оказался гораздо обширнее.

Но только в 1987 году Иоанн Алексеевич добился своего: по воспоминаниям участников тех событий, в одно из воскресений апреля группе христиан-старообрядцев во главе с Иоанном Алексеевичем вручили ключи от Спасо-Преображенского храма за рекой Волгой.

С этого момента начались реставрационные работы по восстановлению данного архитектурного памятника. В первую очередь подготавливали помещение для совершения богослужений, и уже спустя 2 года, летом 1989 г., епископ Киевский и всея Украины Иоанн (ныне архиепископ Костромской и Ярославский) освятил придел Спасо-Преображенского собора во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

После освящения Иоанно-Богословского придела продолжались работы по благоустройству внутреннего интерьера храма. Но у Ивана Алексеевича были уже не те силы, он все чаще болел, а 27 октября 1990 года покинул здешний мир. Забота о приходе легла на плечи трех его дочерей, которые с самого начала помогали отцу. В то время литургию в храме только изредка служили сначала о. Анатолий Носочков (настоятель храма в с. Павлеиха Ярославской обл.), потом о. Василий Плевин (с. Глухово Ярославской обл.), а после его смерти — о. Владимир Кузнецов (с. Стрельниково Костромской обл.). Но все понимали, что без постоянного священника приход не может развиваться. И посему прихожане долго искали подходящего кандидата, в конце концов остановившись на стихарном стрельниковского храма Василии Терентьеве. 26 июня 1994 года митр. Алимпий рукополагает чтеца Василия в сан диакона, а 23 октября того же года — во иерея ко Спасо-Преображенскому храму г. Костромы.

Весной 1997 года основной храм был готов к освящению. 27 марта на праздник Феодоровской-Костромской иконы Божией Матери о. Василий устанавливает походный престол. С тех пор службы совершаются в основном храме. А 7 августа того же года митр. Алимпий в сослужении с епископом Иоанном Костромским и Ярославским при большом стечении молящихся освятил престол и храм во имя Преображения Господня.

С 1998 года Спасо-Преображенский храм является кафедральным собором Костромской и Ярославской епархии.

9 октября 2005 года на престольный праздник Иоанна Богослова архиепископ Иоанн за труды по восстановлению храма наградил настоятеля иерея Василия Терентьева наперсным крестом.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля