23-24 июня в Московском Доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». В ней приняли участие представители основных старообрядческих согласий из России, ближнего и дальнего зарубежья. Во время работы конференции наш сайт вел онлайн— трансляцию. Сегодня вниманию читателей предлагаем подробный фоторепортаж с первого дня конференции.
Первая сессия открылась приветственными выступлениями. Предстоятель Русской Древлеправославной Церкви патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин) в кратком выступлении напомнил собравшимся о круглом столе, проходившем в этих же стенах 3 марта 2016 года. Патриарх Александр сказал, что межстарообрядческое сотрудничество нужно для совместного отстаивания общих интересов. Он напомнил о тех угрозах, с которыми столкнулись старообрядцы в настоящее время: всенарастающее обмирщение, создание современного общества, утрата многими старообрядцами своих исторических корней, духовно-нравственных ориентиров и ценностей. «Никакие гонения за всю историю старообрядчества не отрывали от него столько сыновей и дочерей, сколько собрал и продолжает собирать мир безверия, современное глобальное общество потребления. Наша задача — совместными усилиями противостать этим вызовам современности, развивая и расширяя просветительскую деятельность, чтобы не только сохранить старообрядчество, но и преумножить его», — добавил владыка Александр.
Приветствуя участников конференции, предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) поздравил собравшихся с попразднеством Пятидесятницы и началом первой в истории старообрядчества международной конференции, которая собрала хранителей дораскольного благочестия и древнерусской культуры из разных стран мира. За 350 лет с начала церковного раскола старообрядцы рассеялись по дальним уголкам отечества и за его пределы. Трудность общения старообрядцев не позволяла им одинаково оценить последствия реформы, что привело к печальному разделению прежде единого сообщества на различные толки и согласия. Но несмотря на это «между нами остается много общего: это приверженность историческим корням древлего православия и бережное отношение к истории двуперстной Святой Руси, сохранение обычаев древнерусской культуры и бытовых традиций народа и любовь к своему Отечеству. Все это было основой попыток сотрудничества до революции 1917 года, когда старообрядцы участвовали в социальном служении обществу и благотворительности, в издательской деятельности, в деле образования русского народа и воспитании детей в христианском духе, в экономической деятельности, в укреплении семьи и брака, в школьном обучении и других сферах жизни общества. И сегодняшняя конференция, надеюсь, наметит новые совместные проекты, поставит задачи, которые мы при поддержке государства могли бы решить на пользу нашему сегодняшнему старообрядческому сообществу и дорогому Отечеству».
С приветственными обращениями выступили представители органов государственной власти. Начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Еремин Евгений Владимирович зачитал обращение руководителя Администрации Президента РФ, председателя Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ Иванова Сергея Борисовича: «Наше государство с уважением относится к старообрядчеству, как к традиционной древлеправославной религии, которая на протяжении многих веков играла особую роль в истории России». Е. В. Еремин также сообщил, что инициатива организации празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, высказанная на Круглом столе, получила поддержку на самом высоком уровне: Президент России рассмотрел обращение митрополита Корнилия и дал поручение Правительству РФ выбрать формы и объемы помощи для проведения праздничных мероприятий.
Начальник отдела Департамента культуры Правительства РФ Болгарина Ирина Вадимовна зачитала приветствие заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Приходько Сергея Эдуардовича: «Уверен, что нынешняя встреча будет интересной и плодотворной, позволит изучить положение современного старообрядчества и его взаимодействие с обществом, а инициативы участников конференции будут востребованы».
Затем ведущий конференции, доктор философских наук, профессор Михаил Олегович Шахов зачитал приветствие Председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Евгеньевича Нилова.
Председатель Единого Совета ДПЦ, объединяющего все поместные объединения поморцев, Председатель Российского Совета Древлеправославной поморской церкви о. Олег Иванович Розанов по причине болезни не смог прибыть на конференцию. От имени Единого Совета ДПЦ приветственное слово сказал заместитель Председателя Единого совета ДПЦ, Председатель Центрального Совета ДПЦ Латвии о. Алексей Николаевич Жилко: «Желаю, чтобы по милости Божией наша конференция прошла успешно, плодотворно, и чтобы изданы были ее труды».
Протоиерей Андрей Марченко (РДЦ) подготовил доклад «Межстарообрядческое сотрудничество: прошлое, настоящее, перспективы». Подробный доклад на эту тему, с многочисленными примерами сотрудничества старообрядцев разных согласий, о. Андрей делал и на Круглом столе. На сей раз он сосредоточился на том, какие формы межстарообрядческого сотрудничества имели место в прошлом, обозначил причины, по которым его необходимо продолжать и в настоящее время. О. Андрей напомнил, что в 1917 году был учрежден Всероссийский союз старообрядцев всех согласий по государственным и экономическим вопросам. Ментальное единство всех противников Никоновских реформ было предпосылкой для сохранения и развития межстарообрядческих отношений. Несомненно, оно сохраняется и в настоящее время, сохраняются также изначальные предпосылки для совместной деятельности: «Если в так называемый Золотой век старообрядцы стремились к сотрудничеству, создавали совместные союзы и организации, реализовывали различные благотворительные, социальные, культурные и иные проекты, то в нынешнее время, когда старообрядчество сравнительно немногочисленно, необходимость во взаимной поддержке и сотрудничестве еще более ощутима. Не использовать потенциал такого сотрудничества было бы безответственным и даже преступным по отношению к будущим поколениям староверов и да вообще ко всему российскому обществу».
Председатель ЦС ДПЦ Латвии о. Алексей Николаевич Жилко выступил с докладом «Латвийское старообрядчество в современном юридическом поле Латвийской республики». В 1918 году, когда Латвия обрела независимость, на ее территории проживало около 90 тысяч староверов. Количество приходов поморской церкви увеличивалось: в 1929 году было 82 общины, в 1937 году — 87. До середины 1930-х гг. староверы в Латвии жили по законам царского времени. Новый Закон о старообрядческих общинах, принятый 14 февраля 1935 года, ввел в действие новые правила. Общины вели акты гражданского состояния — регистрацию крещения, брака, погребений. Наставники, которые не могли вести записи на латышском языке, должны были иметь секретарей, чтобы вести делопроизводство.
Следствием прихода советской власти и второй мировой войны явилось закрытие большинства приходов. Лишь в 1991 году Духовный совет ДПЦ Латвии был восстановлен в своих правах. В 1995 году в Латвии был принят Закон о Древлеправославной Поморской Церкви. ДПЦ признается государством как самостоятельное юридическое лицо, имеющее права собственности. В настоящее время духовные наставники, совершающие чин бракосочетания, могут выдавать и официальное свидетельство, так что новобрачные могут не обращаться в ЗАГС. С 2007 года Духовное училище Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины также имеет государственную регистрацию.
Председатель Высшего Совета ДПЦ Литвы о. Григорий Алексеевич Бояров выступил с докладом «Современное состояние Древлеправославной Поморской Церкви в Литовской республике». Поморская церковь — третья в Литве по численности после католиков и РПЦ, а по числу приходов — на втором месте. По официальным подсчетам в Литве проживает 27 000 старообрядцев, а по данным поморцев их гораздо больше, 45 000 человек. Период с 1991 по настоящее время — достаточно успешный в жизни литовских старообрядцев, его можно сравнить разве что с «золотым веком» и благополучными 20-30 годами XX века, когда Литва была независимой. В 2007 году был образован Высший совет ДПЦ Литвы, объединяющий 60 общин.
Учредитель Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума Вальтер Вальтерович Фотт выступил с докладом о проектах КПЦ за прошедшие пять лет с момента основания этой общественной организации. На месте мученической кончины протопопа Аввакума в Пустозерске была построена часовня, созданы все условия для приема паломников. Перспективы развития Русского севера: строятся новые часовни, воздвигаются памятные кресты, в местах компактного проживания староверов школьники изучают церковно-славянский язык, ведутся переговоры с управлением образования об издании церковно-славянских прописей. В дальнейшем планируется создание иконописной школы в Усть-Цильме для возрождения традиций иконописания, бытовавших в Великопоженском скиту.
Председатель КПЦ им. протопопа Аввакума Максим Борисович Пашинин дополнил доклад В. В. Фотта рассказом о деятельности КПЦ в Москве: экскурсии по Преображенскому монастырю и некрополю, проведении конференций и выставок. Одна из них, фотовыставка «Долгий путь к Аввакуму», проходила одновременно с конференцией, так что все участники могли увидеть этапы строительства памятной часовни в Пустозерске и крестного хода от староверческого поморского храма в Нарьян-Маре к пустозерским святыням.
Координатор межстарообрядческой рабочей группы, профессор Михаил Олегович Шахов выступил с докладом «Проблемы и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений». Докладчик отметил, что в последние четверть века старообрядчество в России и в других странах бывшего Советского Союза существует в условиях максимальной религиозной свободы. Хотя во время «золотого века» старообрядчество было многочисленнее и сильнее, но сейчас гораздо более благоприятные условия со стороны государства и общества. Михаил Олегович подчеркнул, что «особо важной задачей для всего мирового старообрядчества является подготовка к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. Конечно, невозможно совместное литургическое прославление его памяти. Но культурно-просветительская программа, обращенная ко всему обществу, может и должна быть совместной, а не подчеркивающей внутренние разделения».
Иерей Андрей Вознюк (РПсЦ) подготовил доклад «Сохранение семейных ценностей и нравственности — вклад старообрядцев». «Законы семьи искони положены Господом», — сказал он. В настоящее время существует разрыв между правами человека и понятиями христианской нравственности. Общество морально деградирует, идет процесс разрушения традиционной семьи, уничтожается понятие «послушание».
Традиционная старообрядческая семья основана на любви, о которой сказал апостол Павел в послании к Коринфяном: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7). Когда в семье царит такая любовь — это отражается и в обществе. «В больших старообрядческих семьях всегда была выстроена иерархия уважения к старшим, воспитывалось братолюбие, никоим образом не мог развиваться эгоизм и себялюбие. Жизнь в большой традиционной семье воспитывает самоограничение». Завершая свое выступление, о. Андрей призвал «не держать под спудом опыт уклада семейной жизни, а являть миру пример, проповедовать те ценности, носителями которых мы являемся».
Председатель старообрядческой общины храма Рожества Христова в Сиднее, атаман Общеказачьей станицы в Австралии Михаил Моисеевич Овчинников рассказал о жизни русских казаков-старообрядцев, их бегстве от советской власти сначала в Китай, а потом и в Австралию: «Мы всегда жили скромно, в политику не вмешивались, но трудились на благо той страны, где жили». Воспитанные в больших традиционных семьях, дети уже с 12 лет трудились наряду со взрослыми. Консолидация для достижения общесемейных целей позволяла старообрядческим переселенцам быстро вставать на ноги. Так, семья Овчинниковых, переехав из Китая в Австралию в 1962 году, уже через год заработала на собственный дом.
Начав заниматься бизнесом в 19 лет, Михаил Моисеевич быстро достиг успеха, его компанию «Kelso Building Trade» знают во всей Австралии. При этом самое важное для предпринимателя — это личная полезность для русских соплеменников. М.М. Овчинников поддерживает старообрядческие общины в Австралии и за ее пределами, его трудами и попечением 7 февраля 2016 года в Сиднее был открыт Русский дом-музей, в котором собраны старые документы и экспонаты, раскрывающие историю русской эмиграции в Австралию.
Сергей Петрович Петров рассказал о деятельности регионально-общественной организации «Общество культуры семейских Республики Бурятия». Старообрядцев в Забайкалье называют семейскими, поскольку они во второй половине XVIII века поселились здесь семьями, после того, как их выслали из западных районов современной Белоруссии и Украины. В настоящее время семейские составляют около 20% населения Бурятии. «Общество культуры семейских Республики Бурятия» было организовано в 2007 году и объединило представителей трех крупнейших согласий. Силами этой общественной организации были собраны значительные средства на строительство храма РДЦ во имя Рожества Христова в Улан-Удэ, торжественное открытие которого проходило в августе 2015 года, во время торжеств, посвященных 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию и встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума». В 2015 году власти Улан-Удэ выделили место для строительства памятной часовни во имя протопопа Аввакума, уже готова проектно-сметная документация и можно начинать строительство. Общество культуры семейских выпускает учебники по истории и культуре семейских, обменивается опытом со старообрядческими общественными организациями России и зарубежья с целью возрождения древлеправославия и развития исконной культуры семейских.
Иосиф Васильевич Реутов рассказал о трудностях, с которыми столкнулись староверы часовенного согласия, переселившиеся из Боливии в Приморский край. Они не могут ни получить в пользование, ни купить землю. Давно уже приобретена техника, но она простаивает, нет возможности работать. При этом, по словам Вячеслава Владимировича Михалева, председателя общины РПсЦ во Владивостоке, китайцы легко получают в Приморье тысячи гектар земли. Они используют такое количество удобрений, что на этой земле после них 7-9 лет ничего не растет, а выращенные овощи опасно употреблять в пищу.
В Латинской Америке осталось еще около 500 семей, которые хотели бы вернуться на историческую родину. Участники конференции с большим сочувствием отнеслись к тяжелому положению переселенцев, призвав оргкомитет обратиться к органам государственной власти с просьбой решить эту проблему.
Профессор Бухарестского университета Феодор Иванович Кирилэ поделился 26-летним опытом работы Общины русских-липован Румынии. «Я уже давно не использую термин «старообрядцы», поскольку он был присвоен нам, староверам, никонианской церковью», — начал он свой доклад. Липоване — единственная этническая группа в Румынии, имеющая учебники национального языка, хотя при советской власти возможности изучать родной язык у них не было, в отличие, например, от немцев или венгров. В настоящее время русский язык изучают более 2000 детей. Обучение в школах ведется на румынском языке, при этом 4 часа в неделю отводится на изучение родного языка и культуры.
Старообрядческая церковь признана румынским правительством. Липоване имеют своих представителей во всех органах местного самоуправления, а также депутата в Парламенте — Мирона Демьяновича Игната. Предполагалось, что он также выступит на конференции, но ввиду большой занятости он не смог приехать.
В заключение первой сессии конференции с напутственным словом к собравшимся обратился патриарх Александр. Отбывая с архипастырским визитом, он не мог более участвовать в работе форума. «Очень мало на конференции говорится о молодежи, а молодежная политика должна быть во главе угла старообрядческих согласий, ибо за ней будущее», — сказал он.
После перерыва диакон Виктор Кузнецов (РДЦ) выступил с докладом «Межстарообрядческое сотрудничество сегодня. Позиция Русской Древлеправославной Церкви». Он отметил, что есть проблемы в работе межстарообрядческой рабочей группы. Главная из них — то, что официальными полномочиями обладает лишь делегация РДЦ. Делегации РПсЦ и безпоповцев не имеют официального статуса в своих церквях. По вопросу о создании общестарообрядческой общественной организации он указал на разницу целей и задач религиозной и общественной организации.
Ларкина Людмила Леонидовна выступила с докладом «Первый русский музей в Австралии и сохранение старообрядческих традиций на пятом континенте». Более 90 лет назад кровавые события в России послужили причиной исхода казаков во главе с атаманом Владимиром Сергеевичем Толстовым. Они прошли 1100 километров по пустыням Средней Азии, страдая от голода, болезней, жары и морозов. Из 4000 человек до австралийского порта Бризбен добрались только 66. Они не знали языка, их брали только на самые тяжелые работы, но вера в Бога и неимоверная сила духа помогли стать на ноги. Много старообрядцев переселилось в Австралию из Китая в 1960-е годы.
В 2013 году появилась идея о создании Русского музея. Попечением Михаила Моисеевича Овчинникова 7 февраля 2016 года в Сиднее был открыт Русский дом-музей. Работа в нем ведется в трех направлениях: научно-исследовательская, научно-просветительская и фондовая. «Где есть русский человек — есть Россия, — так закончила Людмила Леонидовна свое выступление. — Наша Русь теперь такая большая!»
Александр Анатольевич Пригарин, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и этнологии Украины Одесского национального университета им. И.И. Мечникова выступил с докладом «Старообрядцы Украины перед актуальными вызовами времени». А. А. Пригарин давно занимается историей старообрядчества, его усилиями было организовано много научных конференций. В своем докладе он проанализировал сегодняшнюю ситуацию для старообрядцев Украины не в публицистическом, не в идеологическом масштабе, а в масштабах исторической перспективы, и попытался ответить на вопрос: что может способствовать объединению людей?
В конце XIX — начале XX века старообрядцы составляли настолько серьезную конкуренцию традиционным одесским купцам — армянам, грекам и другим, что в результате был написан донос: «Старообрядцы такие честные, что не дают нам нечестно торговать!». Этот документ сохранился в архивах. В ходе разбирательства власти вышли на старосту белокриницкой общины Владимира Антоновича Дубинина. Он был не только потомственным церковным старостой, но и владельцем крупнейшего гастронома на Дерибасовской. Его спросили: «Почему все платят извозчикам по 3 рубля, а вы — по 5?» — «А вы посмотрите, кому я плачу? Наставнику безпоповской общины филипповского согласия».— «Вы же разных церквей?» — «Но мы одной веры!»
И в настоящее время старообрядцы всего мира имеют ряд вызовов, но имеют и ответы на них, считает исследователь.
Антон Павлович Мельников (ДПЦ, зам. председателя КПЦ им. протопопа Аввакума) выступил с докладом «Социальное значение развития поморской общины в с. Усть-Цильма (Республика Коми)». Село Усть-Цильма основано в 1542 году. К XVIII веку стала центром Печорского края. Поморская община Усть-Цильмы несет не только религиозную, но и социальную функцию. В селе проводятся научные конференции, большое внимание уделяется работе с молодежью. Школьники изучают церковно-славянский язык, пение, историю. Для этого созданы учебные пособия и рабочие тетради. Проводятся конкурсы чтецов.
Васильева Светлана Владимировна, доктор исторических наук, доцент кафедры истории Отечества и директор научной библиотеки Бурятского Государственного Университета выступила с докладом «Забайкальское древлеправославие в условиях многоконфессионального региона». В своем докладе она отметила ряд проблем и трудностей, возникающих у преподавателей, рассказывающих о древлеправославии в школах и вузах. Трудно найти специалистов, которые адекватно освещают эти темы. Нужно объединение научных кадров, привлечение университетского сообщества, проведение научных конференций.
Протоиерей Евгений Чунин (РПсЦ, г. Ржев) выступил с докладом «Молодежно-паломнические смены детского лагеря «Ржевская Обитель» как практический урок истории старообрядчества и метод воспитания христианского патриотизма».
О. Евгений поделился воспоминаниями, как 15-летним подростком вместе со своим крестным посетил место разоренного женского монастыря на Псковщине: «Именно тогда я в первый раз ощутил трудновыразимый букет эмоциональных переживаний, вызванных впечатлениями духовных подвигов, о которых я, собственно, услышал от своего крестного. Мне показалось, что в те дни я узнал о жизни нечто такое, чего не осознавал ранее».
«Ржевская обитель» принимает молодых старообрядцев более 20 лет. Большое внимание в работе молодежного лагеря уделяется паломничеству. Первые поездки совершали в кузове грузовика, потом появился старенький автобус. Постепенно появлялся транспорт, маршруты удлинялись, поездки занимали уже несколько дней, и появилась идея организации паломнических смен.
Отец Евгений считает, что возможно организовывать совместное посещение исторических мест старообрядчества представителями разных согласий. Нужно поддерживать контакты на экскурсионном уровне. Не может быть совместной молитвы, но общение необходимо: «Не надо строить границы, надо учиться доверять друг другу».
Иерей Александр Панкратов (РПсЦ) подготовил доклад о перспективах создания старообрядческого паломнического центра в Великом Новгороде. В настоящее время новгородская община РПсЦ молится в храме Иоанна Богослова на Витке, построенном еще при жизни преподобного Сергия Радонежского. Это небольшой храм, бывший некогда монастырским, он становится тесным для растущей общины. В настоящее время новгородским старообрядцам передан второй храм Ильи Пророка на Славне, построенный 500 лет назад. Храм намного просторнее, имеет большой подклет, где раньше жили клирики. В настоящее время началась реставрация, расчищена и огорожена территория, воздвигнут крест на куполе храма. Ведется разработка реставрационной документации. В будущем у новгородской общины появится возможность создания паломнического центра, в котором будут принимать старообрядцев всех согласий.
Бурцева Ольга Владимировна (РДЦ), старший преподаватель кафедры мировой литературы и культуры МГИМО УМИД РФ, прочитала доклад «Старообрядчество как основа культурно-нравственного воспитания молодежи». Воспитание нравственности среди молодежи должно стать нашей главной задачей. Воздействие западной, чуждой нам культуры после падения «железного занавеса» привело к смещению приоритетов в русском обществе. Нам навязывают чуждые идеалы и ценности. При этом молодежь плохо знает историю и культуру своей Родины. Так, социологический опрос среди студентов о том, знают ли они, кто такие старообрядцы, показал следующие результаты:
10% ответили, что старообрядцы — это язычники;
15 % считают, что старообрядчество — секта;
60% ничего не знают;
15% имеют весьма смутные представления о старообрядчестве.
Нужно заниматься издательской, просветительской деятельностью, заниматься организацией паломнических поездок, — делает вывод Ольга Владимировна: «Мы должны не просто сохранять, а распространять исконно русскую культуру, связанную с древлеправославием, и передавать накопленный опыт подрастающему поколению».
О. Никола Викторович Бабичев (председатель ЦС ДПЦ Украины) в докладе «Формы, методы и пути развития межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством» представил исторический обзор поморского согласия на Украине. В настоящее время существует 20 общин, самые многочисленные — в Харькове и Житомире. В 2003 году был организован Центральный совет Древлеправославной поморской Церкви Украины, но его регистрация до сих пор не завершена по ряду причин. «В настоящее время среди староверов происходит процесс обмирщения, который ведет к нарушению церковности, нарушению церковных и святоотеческих правил. Когда были притеснения и гонения на нашу веру, когда молились Богу тайно, тогда это было подвигом нашей веры. А сейчас, когда нам дана полная свобода вероисповедания, мы просто обязаны молиться и исполнять необходимые правила нашей веры».
Настоятель общины ДПЦ в Ульяновске о. Павел Васильевич Аринин подготовил доклад «Культурно-просветительская деятельность Ульяновской поморской общины». Активно сотрудничая с музеями города, община почти ежегодно проводит интересные выставки: «Культура старообрядцев» в 2011 году, «Тайны сызранских икон» в 2013 году, «Начало книгоиздания на Руси» в 2014 году. Силами общины была размещена фотовыставка «Долгий путь к Аввакуму» в Ульяновске и близлежащих городах, а в начале 2016 года выставка икон «Образ святителя Николы». Посетители выставок оставляют множество благодарных отзывов.
В сотрудничестве с КПЦ им. протопопа Аввакума община организует также паломнические поездки в Москву. Разрабатываются и другие маршруты. Община занимается и социальной работой, организует праздники для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями, проводит тематические концерты и мастер-классы, приуроченные к великим праздникам.
В конце первого дня конференции прошла дискуссия о создании всестарообрядческой общественной организации и ее целях. По этим вопросам высказались М. О. Шахов, Ф. И. Кирилэ, о. Леонтий Пименов, о. Алексей Николаевич Жилко, А. А. Безгодов, о. Евгений Чунин, С. П. Петров, митрополит Корнилий.
О втором дне работы конференции будет рассказано в продолжении репортажа.
Фото Глеба Чистякова
Купол у Ильинского храма пока не восстановлен, крест стоит просто на крыше …