Одним из острых вопросов прошедшего в октябре 2017 года Освященного Собора РПсЦ стал вопрос посещения нестарообрядцами старообрядческих храмов. С основательным докладом по этому вопросу выступил иерей Иоанн Севастьянов. Он поведал собравшимся о смысловом решении этого вопроса в канонических правилах и о прецедентах, случавшихся в истории христианской Церкви и старообрядчества. Возникшая после обсуждения доклада дискуссия показала, что соборяне осознают важность этой темы. Так, например, выяснилось, что во многих приходах Русской Православной старообрядческой Церкви настоятели активно налаживают работу с вновь приходящими.
Однако есть и негативные примеры. В этой связи была упомянута ситуация, сложившаяся в Покровском кафедральном соборе, что на Рогожском. В этом месте в течение последних десяти-пятнадцати лет сформировалась прослойка «ревнителей», пытающихся установить свои порядки в храме, грубо и бесцеремонно общаясь с приходящими на Рогожское. В результате их деятельности случаются конфликты не только с посторонними посетителями духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви, но и даже со старообрядцами, незнакомыми новоявленным «ревнителям» в лицо.
В этой связи был поднят вопрос места нахождения нестарообрядцев в Покровском кафедральном соборе во время богослужения. Протодиакон Виктор Савельев сообщил, что исторически сложилось, что нестарообрядцы могут находиться в западной части храма, до колонн. Это подтверждается высказываниями и первосвятителей старообрядческой Церкви, например, митрополитом Алимпием (Гусевым). В последние годы отдельные прихожане рогожского пытаются оспорить эту традицию, предлагая нестарообрядцам стоять не в храме, а на улице, на территории остекленной паперти. Выступившие соборяне отметили, что в этом месте не видно и не слышно богослужение, а в холодную пору там вообще невозможно находиться сколь-нибудь продолжительное время.
В ходе обсуждения темы присутствия нестарообрядцев в старообрядческих храмах прозвучало выступление и представителей Древлеправославной Архиепископии. Протоиерей Георгий Ефимов рассказал о своем опыте работы в этом направлении.
***
Всё, что здесь говорилось участниками Собора относительно посещения нестарообрядцами наших храмов, совершенно правильно, и тема обсуждения сформулирована правильно. Я бы даже больше сказал: мы ломимся в открытые двери, обсуждаем то, что нам всем понятно. Правильно, что предлагается сделать брошюру для нестарообрядцев о правилах поведения в старообрядческом храме. Мы бы такую брошюру у себя размножили. Однако, основываясь на практике наших приходов, я бы сместил акцент. Я бы порекомендовал написать и другую памятку для тех, кто давно ходит в церковь.
—————-
Потому что самая большая беда у нас не от «приходящих», а от закоренелых истинных старообрядцев. Этот новый приходящий человек, впервые зашедший в храм, и не дойдет до священника!
—————-
Когда я в алтаре, то только по шуму могу догадаться, что в храме что-то случилось. Потом, когда служба закончится, я спрашиваю: «Что тут происходило?». Отвечают: «Да пришла тут такая!». Я говорю: «И что?». Мне отвечают: «Я ей сказала, чтобы уходила отсюда!». У кого такой ситуации не было? — Вот это наша беда!
—————-
С одной стороны, вроде наш постоянный прихожанин хочет добра, чтобы строгость была, а с другой стороны, доходит до того, что представляет, что он проповедник, который всё правильно говорит и проповедует. Тешит себя надменными мыслями, что имеет право судить и рядить, хотя никто его не уполномочил на это.
—————-
Стараешься перед праздниками таких, ретиво знающих, предупредить:
Я тебя прошу, если не выдержишь, уйди оттуда совсем, чтобы ты не видела, кто приходит в церковь.
Говорю такой: «Ирина, твое дело свечи продать». Она: «Да-да, батюшка, я поняла. Но если кто-то что-то спросит, я им отвечу». Но приходится иногда запрещать и отвечать, потому что больше запутает человека. У меня была одна прихожанка, журналист, коренная староверка, всё собиралась в церковь прийти: «Батюшка, я готова, я хочу покаяться». Договорились, а она не пришла. Потом как-то вижу ее на службе. После службы вышел, смотрю, ее уже нет, спрашиваю, где она?! А мне говорят: «Постояла и ушла». Встречаюсь с ней через некоторое время, спрашиваю: «Что же ты ушла?». «Больше и не приду», — отвечает она. «Что так?», — спрашиваю. «Я так долго собиралась, и за пять минут меня отшили». «А почему ты так долго собиралась?».
Батюшка, честно тебе скажу, у меня юбки подходящей не было. Вот штанов сколько угодно, а подходящей для такого случая юбки нет. Я попросила у подруги, но и та юбка оказалась с большим разрезом. Я в ней пришла. Как увидели этот разрез ваши прихожанки, так сразу выгнали меня. И мое объяснение, что мои бабушка и мама ходили в храм, не спасли. Выгнали!
И мне, священнику, потребовалось очень много времени, гораздо больше, чем пришлось выделить на исповедь, чтобы убедить ее не прекращать ходить в церковь. Так вот, эти слова прихожанок ни к чему не привели, в конечном итоге она ушла в другой приход. Там, где ее не одергивали, по крайней мере, нетактично. Вот это самая большая наша проблема.
—————-
Я думаю, нам нужно вести работу с теми, кто стоит при входе в храм. У входа в храм фактически первый окоп, первое заграждение, через который каждому приходится пройти. Но оказывается, не все могут прорваться сквозь заграждения, которые устроили «ревнители» не по разуму.
—————-
Справка от редакции «Русская вера»:
Большие, объемные, специально выстроенные притворы имеются в храмах Греции. Подавляющее большинство храмов древней Руси не имело отдельных притворов. Например, в Успенском соборе в Кремле нет ни трапезной, ни притвора, вы входите прямо в храм. Эта традиция долго существовала в монастырских соборах: монастырский храм, в отличие от приходского, лишен социальной и хозяйственной функции. Нет притвора и в известном храме Покрова на Нерли. Лишь в XVI веке в храмах начинают появляться небольшие притворы. Фактически в древнерусских и многих современных храмах притвор выделяется условно, он входит в общее пространство храма.
Обнаружить наличие такого притвора (даже при отсутствии отдельно выстроенного) легко. По церковному уставу и традициям, целый ряд богослужебных действий проходит в притворе. Так, хоры (клир) сходятся на определенные песнопения в притвор храма. Это происходит вечером:
- на литии и стихере Евангельской (литии бывают каждую субботу, в дни полиелиосных святых, на бдении);
- на погребение и в поминальные дни;
- по уставу первый час читается в притворе;
- в притворах проходят панихиды и совершается отпевание умерших.
Следовательно, притвором является место, куда сходятся хоры в эти моменты службы. В Покровском кафедральном соборе певчие сходятся немного впереди колонн, а стало быть, за колоннами, в задней части храма, уже точно есть притвор! Тут же ставят и гробы с покойниками.
Я хоть и крещеный в старообрядчестве, но можно сказать не воцерковленный, живу далеко в области.Я приходил в храм на Рогожском.Службы не было в этот час, в храме три женщины,очень меня приветливо встретили.Мы поговорили,я деньги в коробочку положил, собственно за тем и приходил.Меня вежливо проводили, и приглашали на службу прийти.
На Рогожке "привратницы" были, ещё те. Одна всю службу бегала по храму из угла в угол, при этом учиняя всем входящим допрос с пристрастием "кто? откуда? зачем пришел?" и т. д. и т. п. Другая, вроде "инокиня", пугала всех входящих своим грязным подолом и какой-то половой тряпкой на голове вместо платка.
Сейчас ситуация изменилась? Удалось митрополии провести либерализацию общины?
> Притвор в Покровском кафедральном соборе РПсЦ, что на Рогожском
Помню, Олег Хохлов меня уверял, что притвор кафедрального собора на Рогожском заканчивается у дверей в храм. Когда я привёл ему несколько опровергающих фактов, он сказал мне, что это они (типа община) решают где границы чего храма, и мнения митрополита или кого-то ещё из митрополии в этом вопросе вторичны. А ещё предлагал прийти на кладбище, чтоб мне без свидетелей с казаками объяснить, что притвор именно такой.
К счастью, священоначалие РПсЦ не болеет радикализмом и делает правильные шаги для того, чтобы люди извне могли приходить. Главное, чтоб слова не расходились с делом. Прессовать ревнителей это одна из самых важных задач и в РПсЦ, и в РПЦ.
Комичная ситуация скаладывается. В том же Покровском соборе в субботний вечер, когда каждый старообрядец /не какой-то там никонианин, а старообрядец!/ должен быть на службе, в храме пусто. А пришедших, но не прошедших дресс-код, выгоняют! Потому и пусто, потому что выгоняют :). Господь видит!
Зато у ревнителей всё по букве. Ведь в книжках у них понаписаны правила, вот и исполняют.