Старообрядческие форумы проходят уже более 5 лет. Мнения о них высказывают самые разные — от восторженных до критических. 1-2 октября 2018 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошел Первый международный старообрядческий форум. На нем присутствовали Русская Православная старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь и Древлеправославная Поморская Церковь. Как пишут эксперты:
«Этот форум оказался первым и последним, проведенным в церковно-общественном формате, когда на нем присутствовало большое число представителей старообрядческой и околостарообрядческой общественности… На последующих форумах львиную долю участников составляли клирики согласий и официально утвержденные делегаты. Уже второй форум, посвященный 400-летию протопопа Аввакума, прошел без участия представителей Русской Древлеправославной Церкви, в усеченном формате. Снизился и интерес к мероприятию в общественном пространстве».
Сегодня о сложившейся ситуации и возможных путях развития этой общественной инициативы размышляет публицист Глеб Чистяков:
Что касается старообрядческого форума, то ожидалось, что он расширит и преумножит старообрядческие «ноу-хау», обкатанные не только на «Осиповских чтениях», но во время всей истории староверия. Предполагалось, что подобные мероприятия должны дать толчок как старообрядческой, так и в целом русской мысли. При тех утечках умных голов, которые происходили в нашей стране после 1917 года, жизненно необходимы новые идеи и новые люди — образованные, талантливые и пассионарные.
К сожалению, старообрядческий форум стал скорее официозным и формализованным мероприятием. Достаточно отметить, что дискуссии и обсуждения в ходе форума проходят не в зале заседаний, а в буфете на первом этаже дома Пашкова.
Отсутствуют тематические секции, на которых можно было бы проработать профильные темы.
Например, провести образовательную секцию. На ней обсудить и сравнить программы учебных заведений старообрядческих согласий, поделиться опытом по работе воскресных школ, разработать предложения по внесения дополнений в учебники истории для средней школы и ВУЗов Российской Федерации.
Отдельное тематическое собрание можно провести среди попечителей и меценатов, обсудить социальную роль предпринимательства, конкретные благотворительные и просветительские начинания.
В этом году в России, по указу президента в Российской Федерации, проводится Год семьи. Есть множество вопросов, на которые стоит дать ответы. Я бы предложил обсудить такие: «Патриархальная семья на Руси: что было на самом деле», «Современные социальные роли в семье (трудовая занятость, заработок, статус супругов, обсудить и осудить домашнее насилие)», «Роль женщины в старообрядчестве», «Гражданский (государственный) брак и его признание в старообрядческих согласиях», «Проблема смешанных браков — опыт старообрядческих согласий».
Отдельный круглый стол можно было бы провести по юридическим вопросам регистрации общин, епархий, благотворительных, просветительских и прочих общественных организаций. Внимания также заслуживает опыт взаимодействия с местными и региональным властями.
Несомненно, должны быть возрождены канувшие в лету встречи редакторов, издателей и журналистов, трудящихся на поприще старообрядчества.
На отдельной площадке могут встретиться бизнесмены-староверы. Там они смогли бы рассказать о своей предпринимательской деятельности самых разных уровней — от управления крупными компаниями, агропромышленными хозяйствами до функционирования ремесленных мастерских. Кстати, опыт подобных собраний существовал в староверии до 1917 года.
Таким образом, можно обсуждать, каким образом вернуть доверие староверов к форуму, как демократизировать его формат, как пригласить на площадку представителей всех без исключения согласий и так далее.
Однако стоит подумать и о том, не слишком ли громоздким является формат нынешнего общестарообрядческого форума? На его проведение выделяется несколько миллионов рублей, а коэффициент полезного действия остается низким. На те же средства можно провести 3-5 более профильных конференций по вышеуказанным темам, на которые гораздо легче будет пригласить конкретных докладчиков и специалистов. Туда же можно будет пригласить светских экспертов и чиновников. Легче будет выработать общую позицию по конкретным вопросам, сформулировать решения.
Настоящим старообрядцам помощи нет, хотя белокриницкие с фонда получают основную долю, ну пусть тогда переименуют, не фонд помощи старообрядчеству, а фонд белокриницких и все ясно будет, но и на Маас не могли выделить вовремя. А поморцы то что замолчали?
Мы хоть и поповцы, но возмущает конечно происходящее почему на Маас с деньгами протянули,не нашлось..в кафе д Пашкова поговаривали, что г Белыку в 23 году 5 мл отвалили и на приезд Сергия с более чем странной делегацией еше 5 м, это что за присутствие Сергия заплатили? В программе было выступление Белыка, а выступал безбородый в красной косоворотке. Как он хоть выглядит этот таинственный старовер Белык? Которому находятся миллионы а простым старообрядцам до Фонда не достучаться? Фонду значит раскол тоже выгоден? Единственная церковь зарегистрированная которая была в противовес сдала окончательно. И присутствие 3-5 человек будут выглядеть жалко. Лучше пусть уж одни представители РПСЦ будут. А с Фонда нужно попросить отчет, с чеками, в газете и на сайтах , кому и на что выдаются деньги. И если выясниться, что деньги идут на нецелевые расходы, собраться и подать на Фонд в суд, за использование термита старообрядчество в корыстных целях.
С автором можно здесь согласиться! Что интерес общественности к старообрядчеству угас из и форумы не приносят реальной пользы настоящему старообрядчеству. А нынешний Томский маас этому подтверждение. Клирики самих церквей и раскололи и их помошники. Маас все таки состоится, но посмотрите кто там будет и будет все ясно. Во первых много отказавшихся, это связано с длительной неопределенностью по проведению и финансированию, кто уж там виноват непонятно, то ли фонд правда русская, который создан для якобы поддержки старообрядцев , только каких не понятно, т к всем извесно что кроме РПСЦ и немного ДПЦ больше ни копейки никто не видел да еще и загадочного Белыха забирающиго миллионные доли. Получается что фонд создан для каких то мутных дел, и по финансированию они и подвели. Либо
помошники Корнилия, значит умышлено, чтобы власти Томска видели только общины РПСЦ. ДПЦ в своем смешном меньшенстве просто окончательно сдали позиции. А фонд это загадочная контора, которая вместо поддержки помогла совместно с РПСЦ окончательно расколоть и так хлипкий мирок между согласиями. А менять форум на какие то площадки и уподобляться рпц и науке это уже другая история.
так и есть, думали многие, что староверие будет поддержано государством, которое как бы должно отдать долг за гонения и разорения, а на деле какие то мутные аферы.
Вот. Настоящая раскольная статья, призывающая окончательно расколоть старообрядческое общество, предлагающая создать отдельные 3-5 конференций вместо форума. Предлагается создать конференции.. от этого слова уже тошнота подкатывает.. поменять форум на кружки по интересам.. замкнуть всех по кабинкам и сидите там, десять предложений по кругу гоняйте. Вместо того что бы провести чистку и убрать с форума ненужных делегатов, которые торгуют фейсами, что бы не тратить деньги и фильтровать нудные без оригинальности доклады.