В Москве завершился международный старообрядческий форум

В столице Российской Федерации, г. Москве, завершился международный старообрядческий форум. В течение двух дней более двухсот его участников обсуждали актуальные проблемы старообрядчества и стратегию его развития. Мероприятие прошло 1-2 октября в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына — уникальном комплексе, состоящем из музея, архива, библиотеки, научно-исследовательского, информационно-издательского и культурно-просветительского центров. Организатором форума выступил Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума. Средства на проведение мероприятия были выделены главным образом благотворительным фондом «Правда Русская».

В зале заседаний форума

Завершая заседание Всемирного старообрядческого форума, его участники в итоговой резолюции отметили, что состоявшаяся встреча стала новым шагом к развитию диалога и взаимопонимания между христианами-староверами, к укреплению соработничества в сфере общественной жизни, в общем деле сохранения культурного наследия, поддержки трудовой этики и традиционных семейных ценностей.

Спикер форума М. О. Шахов отвечает на вопросы представителей российских журналистов

Также было указано, что еще с дораскольных времен, после падения Первого Рима и Второго Рима — Константинополя, Москва почиталась как Третий Рим — всемирный духовный центр православного христианства. Признание России как общей исторической родины, использование русского языка как языка семейного и внутрицерковного общения, общность культурных и бытовых традиций объединяет староверов всех стран и согласий.

Выступает о. Кирил Шахзад (Пакистан)

В итоговом документе говорится:

«Проживая на территории различных государств, староверы являются законопослушными гражданами, лояльными к государственной власти, мирно соседствующими с представителями других вероисповеданий. Они молятся Богу за то, чтобы Россия жила в мире и благоденствии.

Старообрядчество сохранило огромный пласт древнерусской культуры, иконописи, книжности. Целый ряд известных учёных, деятелей в различных областях, как прежде, так и ныне, имеют старообрядческое происхождение. Трудолюбие, трезвость, умеренность, честность староверов способствовали тому, что среди купцов и предпринимателей царской России они составляли значительную часть, для них был характерен патриотизм и широкая благотворительность. Вместе со всем народом старообрядцы защищали родину на полях сражений.

Участники форума — христиане поморского согласия

Древлеправославные христиане всегда высоко ставили заботу о здоровье — духовном и физическом. Труд, молитва и пост — основа духовного здоровья. Категорическое осуждение табакокурения, пьянства, употребления любых наркотиков, умеренность в пище и развлечениях является основой заботы о здоровье тела, которое, по словам апостола, является храмом Духа Святого. Труд — это тот инструмент, который в контексте заботы о ближнем и окружающей среде уподобляет человека Богу. Бог — творец, и человек призван к творческому труду. Именно поэтому труд и дело являются отличительной особенностью образа жизни людей древлего благочестия. Через труд человек воспитывает в себе христианские ценности и изменяет мир, помогая нуждающимся плодами своего труда.

Старообрядчество твёрдо придерживается традиционных представлений о семье, предназначении мужчины и женщины, определяющей роли родителей в воспитании детей. Богоугодным трудом является деторождение и воспитание детей в христианской вере. Святой апостол Павел учит, что женщины спасаются чадородием и благочестивой жизнью. Многодетные семьи и категорическое осуждение абортов являются отличительной чертой приверженцев древлего благочестия.

Старообрядцы настороженно воспринимают информационную глобализацию, источающую пропаганду греха. При этом в бытовой и профессиональной деятельности они используют все имеющиеся технические достижения, повышающие производительность труда.

Будучи хранителями традиционного жизненного уклада, староверы участвуют в общественной жизни, сохраняя высокие моральные устои Святой Руси. Будем же солью земли, призванной к нравственному преображению окружающего мира.

Участники Форума полагают необходимым развивать культурное сотрудничество между старообрядческими религиозными организациями России и других стран, оказывая взаимную помощь в делах сохранения памятников истории и культуры, социального служения. Приближающееся празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума должно и далее готовиться совместными усилиями староверов всего мира.Форум выражает поддержку староверам, которые были вынуждены покинуть Родину после революционных событий ХХ века и ныне предпринимают усилия по возвращению в Россию из стран Южной Америки и других государств, возрождая традиции сельского хозяйства и благочестивого крестьянского уклада жизни.

Духовенство на концерте духовных песнопений

Форум приветствует возрождение традиций старообрядческого предпринимательства. Для старовера-хозяина: землевладельца, промышленника, купца наряду с предприимчивостью, активностью и деловой хваткой неизменно были характерны честность, добросовестность, неукоснительное соблюдение норм деловой этики, попечение о делах благотворительности. В принципиально новых экономических и социальных условиях должны сохраниться лучшие нравственные и деловые нормы старообрядческого хозяйствования.

Поддерживая решение, принятое на международной конференции «Старообрядчество, общество, государство в современном мире» (Москва, июнь 2016 г.), мы одобряем идею создания международной общественной организации староверов для взаимопомощи в общественных делах, для защиты своих гражданских прав, для диалога в интересах старообрядчества с органами власти, с общественными организациями, а также для сотрудничества на международном уровне».

Полный и окончательный текст резолюции будет опубликован на нашем сайте в ближайшие дни.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (28)

  1. Иван Калашников

    Славу Богу, что состоялся Всемирный старообрядческий Форум — это историческое событие. Таких Форумов, когда собирались большим представительством старообрядцы, притом разных направлений наверное не было более 100 лет, а может и больше. Так что если кто-то считает, что на одном Форуме можно решить все вопросы староверия накопившиеся за 100 лет, то это верх полного непонимания современной ситуации. Очень важный момент принятие итоговой Резолюции Форума. Можно сказать, что не смотря на 70-летие воинствующего атеизма и 20-летие контролируемого лже-демократизма Форум показал, что староверы всех направлений духовно едины, у них общая история и общие задачи по сохранению и развитию древлеправославия. Форум показал, что староверы стремятся к единению в экономических, культурных социальных вопросах имеют духовное единство и относятся с уважением к своим братьям, несмотря на то, что имеются свои различные древлеправославные направления. Главное на Форуме был дух единения все общались между собой, все участники поморы, белокриницкие, новозыбковцы, часовенные,… не смотря на то, что многие общины разделяют тысячи км и государственные границы, у всех староверов сохранился своеобразный присущий только им быт, традиции, обычаи, молитва в семье. Все старообрядцы участники Форума остались очень довольны мероприятием.

    • Такие форумы нужно сделать регулярными, и привлекать к ним больше старообрядцев непосредственно из России. Конечно, неплохо увидеть и староверов Боливии, но надо понимать, что сюда они приехали решать проблемы благосостояния своих семей и своего бизнеса. Поэтому и в голову у них одни "гектары и кредиты".

      А форум все таки нужен для решения общестарообрядческих вопросов — образования, развития общинной жизни, работы с молодежью, возвращения храмов и прочего имущества.

    • Кирилл правильно акцентирует внимание на образование. только хотелось бы уточнить — на профессиональное образование старообрядческой молодежи ( с духовным и его проблемами более менее понятно). А вот как дать детям из многодетных старообрядческих семей качественное и востребованное профессиональное образование, включая высшее, вот вопрос. Многим ли семьям позволяют доходы это сделать? Как ситуация складывается в разрезе : крупный город и небольшой райцентр, европейская часть и сибирские просторы. А то частенько стали идеализировать сельский полупатриархальный уклад в отдаленной местности, но подавляющее большинство больших и средних приходов находится в городах. А сейчас еще занятие бизнесом идеализируют (видимо ностальгия по рубежу 19-20 веков), но ситуация ныне совсем иная, да и припозднились, да и далеко не каждому это дано, а уж без достойного образования — тем более. А главное — где деньги, Зин? Среди своих знакомых вижу, что стараются, например, дать профессиональное образование в сфере энергетики или связи ( от электрослесаря до инженера энергетика).

    • Сергий 985

      Что-то вы заговорили про Боливию и образование. И вспомнил этих староверов из Южной Америки, интервью с ними, репортажи. И стало интересно — а им вообще нужно это образование? Ну вот так поставить им вопрос: "нужно ли открывать школы, училища духовные, семинарии и духовные академии, готовить богословов, теологов, устраивать теологические диспуты с никонианами, разбирать современные ереси и готовить ответы на них и аргументы" и все такое вот.
      Я что-то представил этого условного терентия мурачёва который всё это слушает и у него на лице недоумение такое проявляется всё четче. Потому что у него лично и его семьи никаких таких вопросов нет, весь другой мир духовно погиб еще 300 лет назад, да и вообще как бы трактор починять, да горох сажать уже скоро…

      Я думаю запрос на диспуты и образование это удел староверов которые совсем не похожи на тех иконографических староверов в лаптях с сохой. Это такие староверы которые выглядят почти как не староверы, их бороды и усы аккуратно подстрижены, они одеры в современые европейские костюмы, читают с планшета или амазон киндл, "Спаси Христос, бро" на праздник пишут через Telegram, установленный на iPhone X… В общем не всем понравится образ старовения, имеющего запрос на мозговую активность.

    • Кирилл, "проблемы благосостояния своих семей и своего бизнеса" — лишь достаточное условие переезда, а необходимое у них — сохранить Веру, не растворится в мiру, окружающем нас.

  2. Константин Краснов

    Не порадовал вот этот пассаж:"Проживая на территории различных государств, староверы являются законопослушными гражданами, лояльными к государственной власти, мирно соседствующими с представителями других вероисповеданий. Они молятся Богу за то, чтобы Россия жила в мире и благоденствии."

    Т.е. не "о мире всего мира" (пардон за непереключение регистров на "И"), а исключительно о России…. И пакистанцы, и угандийцы…. Т.е. староверие — диаспора, а не христианство, в котором каждый "…ни иудей, ни эллин…"

    Видать Севастьянов "зажёг" конкретно!

    • Сергий 985

      Слова "Нет во Христе ни эллина ни иудея" хорошо бы сделать чем-то более значимым и часто вспоминаемым, чем сейчас. Практическим шагом для этого было бы исключение этнической принадлежности из названий поместных церквей. Преднамеренное отчуждение в названиях от конкретных наций и культур.
      "Православная церковь России", "Православная церков Украины", "Древлеправославная церковь Уганды", "Истинно-древлеправославная церковь Пакистана" и т.п.
      Чтобы на первом месте в названия было то, что это церковь и православная, а её территориальная принадлежность на последнем месте, и как можно более отчуждена от культуры в сторону фомрального государства. Иначе всё очень быстро превращается в этнические группировки, где главенство Христа и Креста быстро упраздняется в пользу конкретного языка, наречия, узора, мест проживания, стиля иконописи и т.п.

  3. Из впечатлений участников мероприятия:
    Всемирный форум представляет собой причудливый симбиоз съезда КПСС, научной конференции и заседания «священного синода». А именно:

    1. Традиции съездов КПСС выразились в пустопорожних докладах и выступлениях переполненных самовосхвалениями и перечислением давно известных заслуг старообрядчества. Некоторые из подобных докладов беспрерывно повторяются и отнимают время на разных мероприятиях все последние годы. (Например, доклад о лагере РПСЦ «Ржевская обитель»)

    2. Особенности научной конференции проявляются в содержательной части выступлений, которая носит чисто информационный характер и в большинстве случаев не предполагает дискуссии (председательствующий на собрании неоднократно заявлял, что обсуждение докладов не входит в формат мероприятия) Вместо обсуждения актуальных тем был предложен концерт духовных песнопений.

    3. Характерные «синодальные» черты проявляются в отборе участников форума, подавляющее большинство которых является клириками (что поповскими, что безпоповскими). Конкретные кандидатуры участников утверждены в руководящих органах религиозных объединений. По этой причине «общественным собранием» это мероприятие назвать нельзя.

    • Сергий 985

      > подавляющее большинство которых является клириками

      Клирики люди зависимые и поэтому управляемо-предсказуемые. Представьте, если выпустить на сцену мирян, переполненных мыслями и энергией, в разной степени без тормозов, жизнь и достаток которых никак не зависят от церковной иерархии. Они там про духовный сифилис и канонизацию Сталина напорят, а иерархам потом расхлёбывай когда дело дойдёт до получения грантов, возврата спортзалов в собственность церковной организации и выделение средств на реставрацию культурных центров.

      А других источников для стройки храмов у церквей в России скорее всего нет, т.к. не в меру активные миряне и ревнители, обложив всех проклятиями и призвав к молебнам в гаражах, стоя на коленях на раскроешнных подшипниках, — не дадут на стройку и реставрацию никакой денежки. Такое уже было, и ни раз.

      А ещё за мероприятием внимательно наблюдают никониане, атеисты и прочие невзоровы, которые любой призыв к бунту, наезды и тем более внутренние склоки-диспуты между ревнителями различных согласий трактуют как неспособность старообрядчества быть неким согласным единством и опорой для чего-либо вообще.

      Поэтому участников отобрали сугубо (или даже троегубо) предсказуемых и надежных.

  4. С протоколом у организаторов проблемы — на концерте первый ряд занят епископами РПсЦ, а древлеправославный Патриарх во втором ряду, не тактично весьма.

    • Сергий 985

      С христианской точки зрения организаторы явно подыгрывали РДЦ.

      "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (от Марка 9:35 – Мк 9:35)

  5. Vasily Stupin

    Двести человек разных согласов и толков говорили от всего старообрядчества (судя по чиновным лицам в зале, даже меньше двухсот). Мне представлялось, что подобное мероприятие будет масштабнее. Итоговый же документ ничего конкретного не говорит, лишь какие-то общие слова и заверения в поддержке слов, сказанных на пленуме-форуме-конференции двухлетней давности.
    Грустно на белом свете, господа…

    • Елена Демидова

      это потому, что сама идея такого форума никудышная. Ни о чем и ни к чему

    • Vasily Stupin

      Что-то всё "межстарообрядное" в последнее время напоминает какие-то ниочемные разговоры. Спасаются по своим кельям-затворам, выберутся на минутку, перебросятся какими-то общими фразами и обратно в затвор. Христос говорит "вы есте свет мiра: не может грaд укрытися верху горы стоя. ниже вжигaют светильника, и поставляют его под спyдом, но на свещнице, и светит всем, иже в хрaмине сyть". А вот этого сияния "всем в храмине" и не видно, к сожалению.
      Говорю за свой город, где старообрядцев видно лишь в швейной мастерской "господствующей" церкви.

    • Сергий 985

      А как вы себе подобные мероприятия представляете? Чтоб собрались и повторили заезженные проклятия в адрес патриарха Никона и сегодняшней РПЦ, чтобы потребовали от Путина вернуть двоеперстие и обложить бритвенные принадлежности сугубым налогом?
      А потом выпустили бы на сцену какого-нибудь древлефилософа Лоскутова который бы зачитал доклад про очередной духовный сифилис и взаимосвязь троеперстия с отсутствием в Перми метро, а после представил бы общественности икону прп.Иосифа (Сталина) из своего гаражного иконостаса?…

      Всё прошло в приемлемом формате, чтоб никто не передрался и никого не обидел. Что бывает когда таких преград нет можно убедиться на каких-нибудь старообрядческих форумах или в камментах, где сами старообрядцы пакуют друг друга и лупцуют.

    • Vasily Stupin

      Не, хорошо, что мирно посидели. Но этим всё и кончилось. Мирными посиделками.

      Но можно озаботиться ситуацией на Украине, в Сирии, например. "Выразить озабоченность" о гибели там христиан. Или никонияне-нехристи пусть помирают пачками под обстрелами, а мы в своем оазисе переждем?
      Разрушение села тоже не волнует? Падение нравственности в стране? Уровня образования?
      Раньше начетчики с лекциями-беседами-диспутами открыто выступали. Сейчас и не увидишь такого, в свободной России. Все переговоры в тупике.
      Зато мирно посидели.

    • Сергий 985

      > Раньше начетчики с лекциями-беседами-диспутами открыто выступали

      А много ли вообще начетчиков так называемых сейчас в староверии? И много ли они вообще выступают, в "обычное" время? Когда был последний диспут с никонианами? Здесь неоднократно уже говорилось о том, что современное старообярдчество не спешит взращивать интеллектуалов-мыслителей, отдавая предпочтение рядовым исполнителям богослужебных процедур.

      И все же прошедшее мероприятие не явяется диспутом, а выступления начетчиков со стороны сильно разных старообрядческих согласий либо спровоцируют внеплановый спор, либо лишнюю напряженность. Я думаю вокруг мероприятия и так было немало скептических и настороженных взглядов со стороны самих старообрядцев не является ли это "екуменизьмом". И выступления начетчиков надолго бы свели на нет возможность следующих подобных встреч. Так что собрались, поговорили о чем-то нетоксичном, и тихо-мирно разшлись.

      Что касается озабоченности о вымирании села и обстрелах Сирии… А может и хорошо, что старообядцы обошли стороной политоту. Все же религия и обрядчество оно о чем-то другом, тоже важном. Да и как-то тошно это бывает когда "с амвона" вдруг начинается филиал первого канала.

    • Vasily Stupin

      А не надо филиалом первого канала быть.
      Призывы к прекращению войны сейчас по телевидению не услышишь.

    • Сергий 985

      Всё же это не та тематика которую надо обсуждать в редкие мероприятия староверов такого масштаба. Проку от этих призывов будет мало, а политический окрас мероприятия добра не сделает точно.

    • Владимир*

      Одно то, что все вместе собрались, уже хорошо! С чего-то начинать нужно! Жаль, что и в Церкви собрания проходят как в миру. Те же доклады можно заранее разослать каждому участнику, а собравшись, высказаться о прочитанном. А то столько сил потрачено чтобы сидеть и слушать друг-друга, это тяжело :).

    • Сергий 985

      > Жаль, что и в Церкви собрания проходят как в миру

      Люди одни и те же везде: что в миру, что в церкви.
      И старообрядцы сегодня мало чем в целом отличны от обычных людей, живущих вокруг. Об это расшибаются неофиты, которые наслушаются про земных небожителей бородато-сарафановых, приходят, а оказыается такие же люди.

      > А то столько сил потрачено чтобы сидеть и слушать друг-друга, это тяжело :).

      Это была моя первая мысль когда прочитал программу докладов. Что невозможно послушать столько докладов подряд хотя бы более-менее внимательно. Физически.

    • Игорь Львович

      Вы как то серьезно к этому относитесь. На самом деле все проще. Государство выделило деньги и кто то заработал на этом, кто то потусил, кто то задаром слетал в первопрестольную. Все довольны.
      А дела? Так главное и дальше проводить такие пустые форумы, а Пашининым и Шаховым продолжать пилить гранты.

    • Татьяна Стренадько

      Статья не про форум, а про то, какие старообрядцы хорошие люди.

    • Артем Корольков

      Мне думается сама идея форума не предполагает ничего, кроме пустопорожнего трепа, хотя и правильного по сути.

    • Алексей

      Одна из главных задач форума, это даже не то что на нем говорилось, а то что он вообще состоялся. И что о нем было сказано по ЦТВ, что вообще не часто у нас случается. можно это расценивать как некий прорыв информационной блокады.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля