История и традиции
Cтарообрядческие традиции: семья, профессии, личное благочестие, одежда, еда, быт и другое.
Пещное действо
Древнерусский богослужебный чин Пещного действа оставил яркий след в истории древнерусского искусства. Однако источника, который бы содержал полный текст Пещного действа, не существует. Пещное действо вновь зазвучало в начале ХХI века в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». В 2008 году П. Терентьева защитила диссертацию «Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина Пещного действа», в которой гимнография действа была представлена в полном виде.
Родословие. Знакомство с вашим прошлым
Великие потрясения XX века сильно подорвали значение семьи: оказались утраченными имена предков, знание истории своего рода. Наши современники в лучшем случае знают имена прадедов, редко кто может проследить историю своей семьи «до седьмого колена». К счастью, увлечение генеалогией получает в наше время все большее распространение. Как начать восстановление своей семейной истории, рассказывает наш новый автор Дмитрий Мелков.
Кустари не одиночки
90 лет назад, в 1925 году, в Клинцах Брянской области было образовано Централизованное кустарное общество, а к осени 1928 года в нем состояла 201 артель. Клинчане издревле славились умелостью в ручном труде и технической сноровкой. Краевед Г. Калашников замечательно описал традиционные промыслы Клинцовского района.
Евгений Жирнов: К истории советского крепостного права
40 лет назад, 1 июля 1975 года, сельским жителям СССР наконец-то решили выдавать паспорта, запретив, правда, принимать их в городах на работу. До этого года не имели права на паспорт 37 процентов граждан Советского союза. Обозреватель газеты «Коммерсант» Евгений Жирнов восстановил историю борьбы советского руководства за сохранение отмененного столетием ранее крепостного права.
Выговский старообрядческий лубок
Настенные картинки, или рисованные лубки — одна из разновидностей народного изобразительного примитива. Своим появлением рисованный лубок обязан Выго-Лексинскому общежительству. Испытывая настоятельную потребность в обосновании истинности своей веры, старообрядцы, наряду с перепиской сочинений своих апологетов, пользовались наглядными способами передачи информации, в том числе рисованием настенных картинок.
Липованский приговор: «Женщинам в корчмах сельских воспрещается сидеть и выпивать»
Старообрядческие села Малороссии представляли собой относительно замкнутые религиозные анклавы: будучи тесно интегрированными в местную экономическую жизнь, они тем не менее старались оградиться от чужого культурного и церковного влияния. Свидетельство этому — своеобразные «конституционные» документы, определявшие нормы нравственности и морали в этих общинах. Эти старинные старообрядческие кодексы удивительно похожи на древнеславянские документы, такие как «Русская правда». Вместе с тем запреты, имеющиеся в них, показывают, насколько распространены были в то время те или иные не вполне благочестивее народные обычаи, традиции и привычки.
Мелитина Макаровская: Требуется ли церковному певцу академическая школа пения?
Публикации, посвященные знаменному пению и вообще традиционной музыке, стали одними из самых популярных на нашем ресурсе. Особый интерес читателей и даже дискуссию среди специалистов по пению вызвало интервью современного исследователя старообрядческого пения, доктора искусствоведения Н.Г.Денисова. Сегодня мы публикуем отклик на это интервью известного специалиста по древнерусской музыке, кандидата искусствоведения, доцента МГУКИ Мелитины Вадимовны Макаровской.