История и традиции
Cтарообрядческие традиции: семья, профессии, личное благочестие, одежда, еда, быт и другое.
Духовное значение знамен: Знамя Крюк
Предлагаем вашему вниманию очередную статью теоретика знаменного пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева, составленную на основании конспекта лекции от 20 марта 2016 года в Нижегородской Воскресной школе им. Преподобного Сергия Радонежского. Автор продолжает свое исследование о древнерусской музыке. На этот раз речь пойдет о знамени, по имени которого часто называют старообрядческое пение крюковым, т.е. о «Крюке». Интересна подача автором духовного понимания этого знака. Исследование будет интересно как знатокам, так и всем любителям древнерусского знаменного пения.
Искусство «последнего времени»: лицевые Апокалипсисы XVIII–XX веков
Вопрос о Конце света и Страшном суде волновал христианское сознание испокон веков, отражаясь в литературе и изобразительном искусстве. В России наибольшей остроты апокалипсический дискурс достигает в середине — второй половине XVII столетия, когда «святая простота» Средневековья сменялась утилитарным рационализмом Нового времени. Начавшаяся в 1653 г. книжная справа уже наложилась на крайне напряжённую атмосферу тех дней, буквально пропитанную эсхатологическими ожиданиями.
Русская баня: корни и традиции
Традиционная русская баня – это не просто заведение, где можно вымыться. Баня – это состояние души, разума и тела, их единство. И так повелось еще со времен Древней Руси. Тот, кто не любит баню, просто ни разу в ней не был.
За вениками! Березки — моложе, веточки — тоньше, а зелень — нежнее
От пятидесяти до ста рублей просят торговцы банными вениками, если остановиться на любой загородной автомобильной трассе. Их «витрины» выглядят оригинально: березовые и еловые веники развешены на длинной жерди, покачивающейся от проходящих машин или налетевшего ветра. Однако куда приятнее заготовлять их самому, переживая то, что понятно будет лишь тем, кто сохранил в себе бесценный русский дух. В зависимости от региона березовые веники запасают с середины июня до середины июля, чаще в период между Троицей и «Петровками» — днем святых апостолов Петра и Павла.
О знамени «параклит»
Предлагаем Вашему вниманию вводную статью теоретика знаменного древнерусского пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева. Автор начинает свое исследование с объяснения древнерусского музыкального знака «параклита» и пытается понять причину его выделения в богослужебной практике. Напомним, что с этого знамени начинается большинство церковных песнопений. Интересна подача автором духовного понимания «параклита». Знамя параклит истолковывается как «послание Святаго Духа на апостолов в день пятьдесятницы» и имеет благословляющее значение для всей знаменной нотации.
Историк И. Е. Забелин. О царской бане
Сегодня не так часто пишут о бытовых традициях древней Руси — историки изучают главным образом политическую историю. Однако в русской историографии есть имена исследователей, которые уделяли внимание жизни русского народа не меньше времени, нежели завоевательным походам, сражениям и экономическим реформам. Среди таковых исследователей — замечательный русский историк-археолог Иван Егорович Забелин. Публикуем главу из его книги «Домашний быт русских царей», посвященную царской бане.
История и традиции русской бани: краткий очерк
Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят: «Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу».
Кириллицы простая красота
Сегодня мы пишем от руки уже не столь часто и при этом редко когда обращаем внимание на тот эстетический потенциал, который заложен в кириллическом письме. У наших предков дело обстояло иначе: бытие, его осмысление, равно как и личность, были необычайно целостны, а потому эстетика была разлита повсюду, в том числе и на страницах рукописей. Ко дню памяти Мефодия, епископа Моравского, и брата его Кирилла, учителей словенских, предлагаем статью, в которой автор расследует эволюцию кириллического шрифта.