Неделю перед наступлением Великого поста в народе называют масленицей. В церковном же календаре это время названо Сырной седмицей. Для людей верующих сырная неделя, или масленица, является временем подготовки — это переход от обычной жизни к духовным подвигам. Но обычно при слове «масленица» возникают ассоциации с народными гуляньями, чучелом зимы, катанием на санях, взятием снежной крепости и — непременно блинами. Представляем нашему читателю, как праздновали масленицу два столетия назад.
В старообрядчестве с давних пор существует традиция прославления Рождьшагося Христа. В рождественские дни верующие посещают христиан по домам и славят у них Христа, исполняя рождественские песнопения.
Большинство русских мыслителей, среди которых немало писателей, поэтов, государственных деятелей, политиков и полководцев очень любили русскую баню. Неизгладимое впечатление русская баня произвела также и на многочисленных иностранцев, побывавших на Руси. Сайт «Русская вера» публикует наиболее яркие и запоминающиеся высказывания о русской бане.
«Апокалипсические чудовища»… — наиболее яркое эсхатологическое произведение XX века. Не менее яркой, насыщенной и динамичной была и жизнь их автора, владыки Иннокентия, в миру Ивана Григорьевича Усова. Впрочем, обо всем по порядку.
Предлагаем вашему вниманию очередную статью теоретика знаменного пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева, составленную на основании конспекта лекции от 20 марта 2016 года в Нижегородской Воскресной школе им. Преподобного Сергия Радонежского. Автор продолжает свое исследование о древнерусской музыке. На этот раз речь пойдет о знамени, по имени которого часто называют старообрядческое пение крюковым, т.е. о «Крюке». Интересна подача автором духовного понимания этого знака. Исследование будет интересно как знатокам, так и всем любителям древнерусского знаменного пения.
Вопрос о Конце света и Страшном суде волновал христианское сознание испокон веков, отражаясь в литературе и изобразительном искусстве. В России наибольшей остроты апокалипсический дискурс достигает в середине — второй половине XVII столетия, когда «святая простота» Средневековья сменялась утилитарным рационализмом Нового времени. Начавшаяся в 1653 г. книжная справа уже наложилась на крайне напряжённую атмосферу тех дней, буквально пропитанную эсхатологическими ожиданиями.
Традиционная русская баня – это не просто заведение, где можно вымыться. Баня – это состояние души, разума и тела, их единство. И так повелось еще со времен Древней Руси. Тот, кто не любит баню, просто ни разу в ней не был.
От пятидесяти до ста рублей просят торговцы банными вениками, если остановиться на любой загородной автомобильной трассе. Их «витрины» выглядят оригинально: березовые и еловые веники развешены на длинной жерди, покачивающейся от проходящих машин или налетевшего ветра. Однако куда приятнее заготовлять их самому, переживая то, что понятно будет лишь тем, кто сохранил в себе бесценный русский дух. В зависимости от региона березовые веники запасают с середины июня до середины июля, чаще в период между Троицей и «Петровками» — днем святых апостолов Петра и Павла.
Предлагаем Вашему вниманию вводную статью теоретика знаменного древнерусского пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева. Автор начинает свое исследование с объяснения древнерусского музыкального знака «параклита» и пытается понять причину его выделения в богослужебной практике. Напомним, что с этого знамени начинается большинство церковных песнопений. Интересна подача автором духовного понимания «параклита». Знамя параклит истолковывается как «послание Святаго Духа на апостолов в день пятьдесятницы» и имеет благословляющее значение для всей знаменной нотации.
Несмотря на то, что сегодня название «кириллица» носит современная нам южно- и восточнославянская письменность, так было далеко не всегда. Какое же письмо «сотворили» «святые мужи» Кирилл и Мефодий, как оно называлось и какова его историческая судьба?