Предлагаем Вашему вниманию вводную статью теоретика знаменного древнерусского пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева. Автор начинает свое исследование с объяснения древнерусского музыкального знака «параклита» и пытается понять причину его выделения в богослужебной практике. Напомним, что с этого знамени начинается большинство церковных песнопений. Интересна подача автором духовного понимания «параклита». Знамя параклит истолковывается как «послание Святаго Духа на апостолов в день пятьдесятницы» и имеет благословляющее значение для всей знаменной нотации.
Несмотря на то, что сегодня название «кириллица» носит современная нам южно- и восточнославянская письменность, так было далеко не всегда. Какое же письмо «сотворили» «святые мужи» Кирилл и Мефодий, как оно называлось и какова его историческая судьба?
Сегодня не так часто пишут о бытовых традициях древней Руси — историки изучают главным образом политическую историю. Однако в русской историографии есть имена исследователей, которые уделяли внимание жизни русского народа не меньше времени, нежели завоевательным походам, сражениям и экономическим реформам. Среди таковых исследователей — замечательный русский историк-археолог Иван Егорович Забелин. Публикуем главу из его книги «Домашний быт русских царей», посвященную царской бане.
Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят: «Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу».
Сегодня мы пишем от руки уже не столь часто и при этом редко когда обращаем внимание на тот эстетический потенциал, который заложен в кириллическом письме. У наших предков дело обстояло иначе: бытие, его осмысление, равно как и личность, были необычайно целостны, а потому эстетика была разлита повсюду, в том числе и на страницах рукописей. Ко дню памяти Мефодия, епископа Моравского, и брата его Кирилла, учителей словенских, предлагаем статью, в которой автор расследует эволюцию кириллического шрифта.
В каждом доме существует свой набор блюд для праздничного стола, но начинаться пасхальная трапеза обязательно должна с освящённых в церкви кулича, пасхи и окрашенных яиц. Печь куличи, красить яйца и готовить творожные пасхи принято за три дня до наступления праздника — в чистый четверг.
«Побоище ледовое» — под таким названием вошло в историю сражение, которое состоялось 5 апреля 1242 года (18 апреля по новому стилю). В этот день святой благоверный Великий Князь Александр Ярославич Невский разгромил войско немецких рыцарей на льду Чудского озера. Сражение состоялось в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Победа Александра Невского навсегда спасла северные исконные русские области от вторжения католицизма. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.Читать в подлиннике на страницах Лицевого свода →
Наш сайт продолжает начатую ранее тему древнерусского пения. Сегодня известный старообрядческий головщик, руководитель «Хора певчих старообрядческих приходов Сибири» Александр Николаевич Емельянов расскажет о том, как он буквально по крупицам восстанавливает традиции знаменного пения на примере первых записей Морозовского хора.
В дни Великого поста в старообрядческой Церкви большинство христиан приступают к таинству покаяния, а по его совершении, по благословению духовного отца, приобщаются Святых Христовых Тайн. Сегодня мы публикуем статьи, посвященные как подготовке к причастию, так и пониманию смысла самого Таинства Евхаристии — старообрядческой Литургии.
Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).