В Благовещение церковные Уставы ослабляют пост. Обычно в этот день разрешается масло, вино, рыба и морепродукты. Однако в этом году благовещение попадает на Страстную седмицу, и употребление рыбы, к сожалению, не дозволяется. Многим, однако, хочется отметить сей праздничный день более разнообразной трапезой. Публикуем рецепты постных сладостей.
В настоящее время уже не редкость выступление старообрядческих хоров не только в своей среде, на вечерах духовных песнопений, но и на фестивальных площадках, перед учеными-музыковедами и любителями древнерусской музыки. В мае 2014 года концерт «Распевы Святой Руси», в котором приняли участие семь ведущих хоровых коллективов, проходил в Московском международном Доме музыки. Наш сайт рассказывал и о выступлении Московского хора на фестивале в Гродно. Продолжаем начатую ранее беседу с Николаем Григорьевичем Денисовым. Мы говорим о том, как концертная деятельность отражается на общем уровне пения.
Благодаря творчеству русских художников ХIХ века, неравнодушных к культуре простого русского народа, мы сегодня имеем удивительную галерею портретов старообрядцев, лицезреем архетипы старозаветного великорусского народа. Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают Михаила Нестерова. Однако, кроме него, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Одним из таких был муромский художник Иван Куликов.
Узнав о том, что готовится интервью с Николаем Григорьевичем Денисовым, читатели нашего сайта прислали множество вопросов. Темой сегодняшней беседы будет пение «по напевке», соотношение современной старообрядческой и древнерусской певческой традиций, появление печатных певческих книг Л.Ф.Калашникова и т. д.
Как известно, Великий пост — время молитв, покаяния и воздержания. В том числе и воздержания в трапезе. «Во дни печальные Великого поста» православные люди не едят ничего мясного, рыбного и даже молочного. Тем не менее неправильно думать, что это время скудной, невкусной пищи, когда русские люди либо голодают, либо питаются кое-как. Многие кушанья, приготовленные из овощей, фруктов и грибов не только питательны, но и изысканны. И в этой статье мы вам это покажем.
Знаменное пение было в Древней Руси элитарной культурой. Профессиональных певцов было очень мало. Царский певец назывался дьяком, что эквивалентно современному званию «сотрудник министерства». После раскола Русской православной церкви высокая, профессиональная культура перешла к старообрядцам — людям, не приемлющим нового партесного пения, нотной системы записи. Сторонники древних обрядов были преимущественно из представителей социальных слоев общества. О том, как развивалось и изменялось богослужебное старообрядческое пение, о том, как его открыли светские ученые-музыковеды, о единственном в советские годы выступлении церковного певческого коллектива — Стрельниковского хора перед научной общественностью мы беседуем с известным исследователем знаменного пения, доктором искусствоведения Николаем Григорьевичем Денисовым.
Покаянные стихи — это особый вид древнерусского литературно-певческого творчества, расцвет которого пришелся на XVI-XVII столетия. Этот ныне почти забытый вид духовной музыки некогда олицетворял высшие духовные устремления средневекового человека. Среди исследователей за покаянными стихами закрепилось название «ранняя русская лирика». Узнать об этой старинной традиции, а также послушать подлинные духовные стихи (а не распространенные произведения XX века, выдаваемые ныне за духовные стихи) можно на страницах нашего сайта в статье музыковеда и исполнительницы Полины Терентьевой.
Рождество Христово является одним из великих праздников христианства и относится к двунадесятым. Рождественский служебный устав окончательно сформировался в IV веке. На Руси праздновать Рождение Христа начали ещё в X веке.
Когда говорят о церковном расколе, то обычно вспоминают личности патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Однако не случайно в сочинениях старообрядческих начетчиков церковная реформа нередко называется «никоно-петровской». О разрушительной роли личности Петра I в духовной жизни русского общества размышляет настоятель храма Николы на Берсеневке игумен Кирилл Сахаров.
19 ноября/2 декабря Церковь вспоминает святых Варлаама и Иоасафа. Их история нашла своеобразное преломление в русских духовных стихах. Рассказ о юном царевиче, принявшем христианство и отрекшемся от земных радостей, отказавшемся от царства и ушедшем жить в пустыню, был одним из самых любимых христианских произведений средних веков. Возникшая в VII-VIII столетиях, эта повесть была переведена более чем на тридцать языков и в XIV веке достигла Руси.