Благодаря творчеству русских художников ХIХ века, неравнодушных к культуре простого русского народа, мы сегодня имеем удивительную галерею портретов старообрядцев, лицезреем архетипы старозаветного великорусского народа. Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают Михаила Нестерова. Однако, кроме него, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Одним из таких был муромский художник Иван Куликов.
Узнав о том, что готовится интервью с Николаем Григорьевичем Денисовым, читатели нашего сайта прислали множество вопросов. Темой сегодняшней беседы будет пение «по напевке», соотношение современной старообрядческой и древнерусской певческой традиций, появление печатных певческих книг Л.Ф.Калашникова и т. д.
Как известно, Великий пост — время молитв, покаяния и воздержания. В том числе и воздержания в трапезе. «Во дни печальные Великого поста» православные люди не едят ничего мясного, рыбного и даже молочного. Тем не менее неправильно думать, что это время скудной, невкусной пищи, когда русские люди либо голодают, либо питаются кое-как. Многие кушанья, приготовленные из овощей, фруктов и грибов не только питательны, но и изысканны. И в этой статье мы вам это покажем.
Знаменное пение было в Древней Руси элитарной культурой. Профессиональных певцов было очень мало. Царский певец назывался дьяком, что эквивалентно современному званию «сотрудник министерства». После раскола Русской православной церкви высокая, профессиональная культура перешла к старообрядцам — людям, не приемлющим нового партесного пения, нотной системы записи. Сторонники древних обрядов были преимущественно из представителей социальных слоев общества. О том, как развивалось и изменялось богослужебное старообрядческое пение, о том, как его открыли светские ученые-музыковеды, о единственном в советские годы выступлении церковного певческого коллектива — Стрельниковского хора перед научной общественностью мы беседуем с известным исследователем знаменного пения, доктором искусствоведения Николаем Григорьевичем Денисовым.
Рождество Христово является одним из великих праздников христианства и относится к двунадесятым. Рождественский служебный устав окончательно сформировался в IV веке. На Руси праздновать Рождение Христа начали ещё в X веке.
Когда говорят о церковном расколе, то обычно вспоминают личности патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Однако не случайно в сочинениях старообрядческих начетчиков церковная реформа нередко называется «никоно-петровской». О разрушительной роли личности Петра I в духовной жизни русского общества размышляет настоятель храма Николы на Берсеневке игумен Кирилл Сахаров.
19 ноября/2 декабря Церковь вспоминает святых Варлаама и Иоасафа. Их история нашла своеобразное преломление в русских духовных стихах. Рассказ о юном царевиче, принявшем христианство и отрекшемся от земных радостей, отказавшемся от царства и ушедшем жить в пустыню, был одним из самых любимых христианских произведений средних веков. Возникшая в VII-VIII столетиях, эта повесть была переведена более чем на тридцать языков и в XIV веке достигла Руси.
Доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Л. В. Столярова рассказывает об истории происхождения древнерусских кодексов, о положении кодикологии в России в XX веке и в настоящее время. Также автор приводит интереснейшую историю переписчика книг попа Саввы, которая может стать основой бытописательного рассказа.
Книга — это универсальное хранилище всего того, что составляет нашу культуру и самую жизнь. Как говорил академик Д. С. Лихачев, даже если все на Земле погибнет, но останутся библиотеки и книги, останется и надежда на вечность, потому что книги сохранят жизнь. История изготовления книг сложна и извилиста. О том, как создавались книги, стили рукописания, шрифты, виды пергамента и бумаги на страницах сайта «Русская вера» рассказывает доктор исторических наук Л. В. Столярова.
До изобретения книгопечатания богослужебные книги, творения святых отцов, житийная, богословская и иная духовная литература ценились на вес золота. Вклад книги в монастырь или храм нередко приравнивался к стоимости земельного надела. Высокое мастерство древней рукописи, необычно уважительное отношение к книге в народе делали ее изготовление крайне почетным занятием. Перепиской книг стремились заниматься даже князья. Доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Л. В. Столярова рассказывает о роли Церкви и княжеской власти в организации древнерусского книгописания.