Знаменное пение было в Древней Руси элитарной культурой. Профессиональных певцов было очень мало. Царский певец назывался дьяком, что эквивалентно современному званию «сотрудник министерства». После раскола Русской православной церкви высокая, профессиональная культура перешла к старообрядцам — людям, не приемлющим нового партесного пения, нотной системы записи. Сторонники древних обрядов были преимущественно из представителей социальных слоев общества. О том, как развивалось и изменялось богослужебное старообрядческое пение, о том, как его открыли светские ученые-музыковеды, о единственном в советские годы выступлении церковного певческого коллектива — Стрельниковского хора перед научной общественностью мы беседуем с известным исследователем знаменного пения, доктором искусствоведения Николаем Григорьевичем Денисовым.
Рождество Христово является одним из великих праздников христианства и относится к двунадесятым. Рождественский служебный устав окончательно сформировался в IV веке. На Руси праздновать Рождение Христа начали ещё в X веке.
Когда говорят о церковном расколе, то обычно вспоминают личности патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Однако не случайно в сочинениях старообрядческих начетчиков церковная реформа нередко называется «никоно-петровской». О разрушительной роли личности Петра I в духовной жизни русского общества размышляет настоятель храма Николы на Берсеневке игумен Кирилл Сахаров.
19 ноября/2 декабря Церковь вспоминает святых Варлаама и Иоасафа. Их история нашла своеобразное преломление в русских духовных стихах. Рассказ о юном царевиче, принявшем христианство и отрекшемся от земных радостей, отказавшемся от царства и ушедшем жить в пустыню, был одним из самых любимых христианских произведений средних веков. Возникшая в VII-VIII столетиях, эта повесть была переведена более чем на тридцать языков и в XIV веке достигла Руси.
Доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Л. В. Столярова рассказывает об истории происхождения древнерусских кодексов, о положении кодикологии в России в XX веке и в настоящее время. Также автор приводит интереснейшую историю переписчика книг попа Саввы, которая может стать основой бытописательного рассказа.
Книга — это универсальное хранилище всего того, что составляет нашу культуру и самую жизнь. Как говорил академик Д. С. Лихачев, даже если все на Земле погибнет, но останутся библиотеки и книги, останется и надежда на вечность, потому что книги сохранят жизнь. История изготовления книг сложна и извилиста. О том, как создавались книги, стили рукописания, шрифты, виды пергамента и бумаги на страницах сайта «Русская вера» рассказывает доктор исторических наук Л. В. Столярова.
До изобретения книгопечатания богослужебные книги, творения святых отцов, житийная, богословская и иная духовная литература ценились на вес золота. Вклад книги в монастырь или храм нередко приравнивался к стоимости земельного надела. Высокое мастерство древней рукописи, необычно уважительное отношение к книге в народе делали ее изготовление крайне почетным занятием. Перепиской книг стремились заниматься даже князья. Доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Л. В. Столярова рассказывает о роли Церкви и княжеской власти в организации древнерусского книгописания.
Одной из основ русского старообрядчества была глобальная книжная культура, созданная на Руси до раскола Русской Церкви. Историк старообрядчества Сенатов отмечает, что проникновение книги в толщу народной массы было уникальным явлением в мировой истории. Благодаря ему старообрядчество и выстояло в годы жесточайших гонений и западных соблазнов. Мы предлагаем нашим читателям серию уникальных очерков по истории русской книжности. Их автор — доктор исторических наук, автор работ по древнерусской письменности Любовь Викторовна Столярова.
Эка невидаль — каша! — вдруг воскликнет какой-нибудь читатель. — Тоже мне, серьёзное блюдо! Наполнение для бедного стола. И будет совершенно не прав. Любой мало-мальски грамотный историк расскажет вам, что испокон веков каша на русском столе была не только любимым, лакомым, но и обрядовым блюдом. Сегодня мы представим вашему вниманию несколько старинных рецептов приготовления различных каш.
Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы.