Постятся люди по-разному и с разной целью. Весной, когда наступает Великий пост, с каждым годом все большему количеству людей хочется «попробовать на вкус» эту старинную православную традицию: ныряют же многие в крещенскую прорубь и ничего — и азартно, и свежо, и дух захватывает! Нечто похожее испытывают и те, кто решает для себя: всё, буду поститься! И окунаются с головой в новый мир.
В традиционной культуре рукописная книга не просто «пишется», но «строится», подобно добротному дому. Писец-каллиграф копирует набело текст, зограф-живописец рисует «лица», златописец украшает манускрипт драгоценным письмом. Готовая рукопись сшивается и «одевается» переплетчиком. О материалах и технике книжного «строения» в Древней Руси, Византии и в старообрядчестве расскажет наша сегодняшняя статья.
Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». О том, как праздновали Масленицу наши предки, читайте в этом материале.
Труд каллиграфа-переписчика являлся одним из краеугольных камней средневековой культуры. Таким же оставался он и среди старообрядцев. Благодаря христианству на исходе Античности буквы обрели не только символический, но также самостоятельный эстетический вес; и вплоть до последнего времени связь рукописного, красивого и божественного еще прослеживалась в сознании отдельных представителей старшего поколения крестьян, переписывавших синодики и молитвы.
В истории литургического творчества прп. Роман Сладкопевец (кон. V в. — ок. 556) известен как один из первых великих гимнографов и непревзойденный мастер кондакарного жанра. Наша статья посвящена изобразительной традиции и символической интерпретации центрального эпизода «Жития» св. Романа — эпизода, благодаря которому «дурноголосый» и неграмотный пономарь Роман стал «сладкоголосым» гимнографом и автором главного рождественского песнопения, за что был прославлен Церковью в лике святых под именем Сладкопевца.
Святитель Никола Мирликийский, память которому Церковь празднует 19 декабря и 22 мая, занимает особое место в религиозном сознании русских. Он является наиболее почитаемым святым после Богородицы и Исуса Христа. Добрый, защищающий «земной» Никола Угодник противопоставляется карающему с небес Илье пророку и в народе считается «мужицким заступником».
Всякому человеку, искренне пожелавшему вести христианский образ жизни, соблюдать законы и обычаи благочестия, становится понятно, что в таковом деле не существует мелочей и вещей наносных, внешних. Господь говорит нам в святом Евангелии, что если мы будем верны в малом, то и над многим нас поставит. Одной из таковых вещей должно считать отношение к христианской одежде и внешнему виду.
Повойник — головной убор замужней женщины восточнославянских народов. Обряд надевания повойника был одним из центральных моментов свадьбы. О функциях повойника, его значении и назначении наша статья.
Культурный уровень народа и язык, на котором этот народ разговаривает, взаимосвязаны. Наша речь отражает нашу культурную составляющую. Как вернуть русские термины в «великий и могучий» русский язык? Как избегать иностранных заимствований? Об этом наша статья.