В древности алкоголь хотя и употреблялся славянами, но пьянство не являлось печальным социальным явлением. Спаивание народа по большому счету началось лишь в эпоху Романовых, когда сперва частным лицам было запрещено изготавливать спиртное для личного употребления, а затем и государство стало напрямую поощрять, развивать и контролировать питейные заведения. О том, как проходил процесс распространения пьянства на Руси при Романовых, Иван Прыжов рассказал в своей книге «Очерки по истории кабачества». Публикуем исследование Прыжова, посвященное так называемым «кабацким откупам».
Церковь живет по своему русскому календарю. А как же еще бы мы знали, что 14 июня — это все-таки 1 число первого летнего месяца на Руси?! 1/14 июня — начало лета. В древнерусском быту июнь месяц называли розанцветом: шиповник-розан зацветал… А еще июнь называют разноцветом потому, что с наступлением лета начинают цвести разные цветы.
В предыдущих материалах мы уже рассказывали о жизни и творческом наследии Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944), чьи работы в области каллиграфии и книжной живописи явились связующим звеном между искусством русского ретроспективизма и бытовавшей в среде старообрядческих ремесленников изобразительной традицией Средних веков. Сегодня рассмотрим его оригинальные сочинения.
Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Кружева касались не только рук царственных особ, кружево было и остается культурой, доступной людям всех социальных сословий. Безусловно, кружево — выдающееся явление народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности. Наша статья расскажет вам об истории возникновения кружева, о техниках создания кружевных изделий, о различных кружевных символах и многом другом.
Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. На предстоящей в честь торжеств в Неделю Жен-Мироносиц Рогожской ярмарке будут представлены к продаже раличные виды русской народной игрушки.
О России столетиями намеренно создавалось искажённое представление как о самой пьющей стране, а о русских — как о пьяницах. Только раскрываемые факты доказывают обратное: в Древней Руси пьянства не было никогда, а хмельные напитки были противны русскому духу, так как православная вера требовала умеренности. Пьяная тематика не отразилась ни в изобразительном искусстве, ни в песнях, ни в сказках, ни в богатырских былинах. О там, как и когда проходил процесс распространения пьянства на Руси, читайте в статье.
В древних церковных уставах указаниe «ясти икру» было достаточно распространенным. Однако в употребляемом ныне Типиконе в годовом богослужебном круге остался только один день, в который на трапезу из скоромных блюд дозволено поставлять икру. Это Лазарева суббота. В прочие дни года икру разрешается есть только вне поста и в рыбные дни. Сегодня речь пойдет о блюде, употреблять которое можно именно в Лазареву субботу. Это печеный картофель с лососевой икрой.
Мы продолжаем рассказывать о приготовлении блюд русской кухни. Сегодня речь пойдет о ястве, употреблять которое можно в дни Великого поста, когда, как известно, действуют правила устава Иерусалимского монастыря — самые строгие из прочих. На этот раз речь пойдет о старинном русском овоще — репе и одном из способов его приготовления.
Постятся люди по-разному и с разной целью. Весной, когда наступает Великий пост, с каждым годом все большему количеству людей хочется «попробовать на вкус» эту старинную православную традицию: ныряют же многие в крещенскую прорубь и ничего — и азартно, и свежо, и дух захватывает! Нечто похожее испытывают и те, кто решает для себя: всё, буду поститься! И окунаются с головой в новый мир.
В традиционной культуре рукописная книга не просто «пишется», но «строится», подобно добротному дому. Писец-каллиграф копирует набело текст, зограф-живописец рисует «лица», златописец украшает манускрипт драгоценным письмом. Готовая рукопись сшивается и «одевается» переплетчиком. О материалах и технике книжного «строения» в Древней Руси, Византии и в старообрядчестве расскажет наша сегодняшняя статья.