Для современного человека кажутся несколько необычными «ломти киселей», так вкусно описанные И. Шмелевым в романе «Лето Господне». А ведь действительно, в старину кисель готовили на заквашенных отварах злаков и зерновых — гороховый, овсяный, ржаной, гречневый, пшеничный. Способ приготовления и дал название «кисель» — кислый. Получался в результате густой студень, который можно было резать ножом. Именно в Великий пост кисель был частым гостем за семейным столом и одним из самых излюбленных десертов. Сегодня редакция нашего сайта предлагает вам один из рецептов приготовления очень полезного блюда, так несправедливо забытого — овсяного киселя.
19 марта (по новому стилю) Церковью празднуется явление иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец». Но все ли мы знаем об этой иконе? И почему существует две разные иконографии с одним и тем же названием? Наш автор Юлия Маслова поможет нам разобраться, в чем же тут дело.
«Широкая Масленица» испокон веков была любима в русском народе. Праздник Масленицы с её обильными блинами, пирогами, кулебяками, расстегаями и ватрушками заканчивается Прощёным воскресеньем, предваряя строгий Великий пост.
Неделю перед наступлением Великого поста в народе называют масленицей. В церковном же календаре это время названо Сырной седмицей. Для людей верующих сырная неделя, или масленица, является временем подготовки — это переход от обычной жизни к духовным подвигам. Но обычно при слове «масленица» возникают ассоциации с народными гуляньями, чучелом зимы, катанием на санях, взятием снежной крепости и — непременно блинами. Представляем нашему читателю, как праздновали масленицу два столетия назад.
В старообрядчестве с давних пор существует традиция прославления Рождьшагося Христа. В рождественские дни верующие посещают христиан по домам и славят у них Христа, исполняя рождественские песнопения.
Большинство русских мыслителей, среди которых немало писателей, поэтов, государственных деятелей, политиков и полководцев очень любили русскую баню. Неизгладимое впечатление русская баня произвела также и на многочисленных иностранцев, побывавших на Руси. Сайт «Русская вера» публикует наиболее яркие и запоминающиеся высказывания о русской бане.
«Апокалипсические чудовища»… — наиболее яркое эсхатологическое произведение XX века. Не менее яркой, насыщенной и динамичной была и жизнь их автора, владыки Иннокентия, в миру Ивана Григорьевича Усова. Впрочем, обо всем по порядку.
Предлагаем вашему вниманию очередную статью теоретика знаменного пения, участника хоровой группы «ЛИКЪ» Павла Катаева, составленную на основании конспекта лекции от 20 марта 2016 года в Нижегородской Воскресной школе им. Преподобного Сергия Радонежского. Автор продолжает свое исследование о древнерусской музыке. На этот раз речь пойдет о знамени, по имени которого часто называют старообрядческое пение крюковым, т.е. о «Крюке». Интересна подача автором духовного понимания этого знака. Исследование будет интересно как знатокам, так и всем любителям древнерусского знаменного пения.
Вопрос о Конце света и Страшном суде волновал христианское сознание испокон веков, отражаясь в литературе и изобразительном искусстве. В России наибольшей остроты апокалипсический дискурс достигает в середине — второй половине XVII столетия, когда «святая простота» Средневековья сменялась утилитарным рационализмом Нового времени. Начавшаяся в 1653 г. книжная справа уже наложилась на крайне напряжённую атмосферу тех дней, буквально пропитанную эсхатологическими ожиданиями.
Традиционная русская баня – это не просто заведение, где можно вымыться. Баня – это состояние души, разума и тела, их единство. И так повелось еще со времен Древней Руси. Тот, кто не любит баню, просто ни разу в ней не был.