Считается, что важнейшей особенностью традиционной русской кухни является использование русской печи — с ее медленным многочасовым томлением пищи, особым температурным режимом и т.п. В принципе, это мнение верно. Действительно, приготовление в печи придает блюдам удивительную индивидуальность, свойственную нашей исторической кулинарии. Но не все так просто. И сводить русскую кухню к русской печи — наивное заблуждение.
О духовных стихах, народной музыкальной культуре и её современной деградации мы продолжаем беседу с одной из выдающихся исполнительниц духовных стихов, специалистом в области народной и старинной церковной музыки Полиной Терентьевой.
Старообрядческие ярмарки в последние годы стали своеобразной формой общения для людей, интересующихся русской традицией и культурой. На них можно встретить не только собственно староверов, но и не менее заинтересованных этой темой людей, не принадлежащих к старообрядческой Церкви. Среди них немало увлеченных разными направлениями народного творчества, промыслами и коллекционированием. Галина Горюнова, архитектор по профессии, уже много лет занимается коллекционированием старинной русской одежды.
Парная баня (мыльня, мовня, мовь, влазня), которую любили и князья, и знатные люди, и простой народ, была известна у славян ещё в V–VI веках. Помимо своего чисто функционального назначения баня играла большую роль в различных обрядах. Например, посещения бани считались необходимыми накануне венчания и на другой день свадьбы и сопровождались особым церемониалом.
Духовные стихи являются одним из мало изученных и даже загадочных видов народного искусства. В старину на Руси духовные стихи играли больше значение в обрядовой, праздничной, музыкальной и поэтической жизни русского народа. По сути, они заполняли культурную нишу, свободную от непосредственно церковной христианской музыки и являлись антиподом протоязыческого, скоморошьего музыкально-танцевального творчества. Сегодня наш сайт публикует беседу с одной из выдающихся исполнительниц духовных стихов, специалистом в области народной и старинной церковной музыки Полиной Терентьевой.
Что такое суп, знают все. По крайней мере, в России без супа невозможен никакой обед. И поэтому недаром суп называют у нас первым блюдом, первым и по порядку, и по смыслу. Обычно супы готовят повара более высокой квалификации, чем те, что готовят вторые блюда, пусть даже и порционные. Выше по кулинарному рангу стоят только творцы соусов.
Не так давно нижегородский педагог Анна Сырцова подготовила и издала учебное пособие для желающих научиться древнерусскому церковному пению. Можно сказать, что это не только личный авторский дебют, но и на самом деле первая попытка создать учебное пособие, повествующее об азах знаменного пения и крюковой нотации. Сегодня на страницах нашего сайта Анна Сырцова размышляет о возможных путях обучения детей певческому церковному искусству.
Едва ли другая книга имела на русского человека такое влияние, как Псалтырь — она употреблялась и как книга богослужебная, и как книга учебная, и как книга назидательная для домашнего чтения, а в некоторых особых случаях и как книга спасительная.
Традиция росписи Пасхальных яиц на Руси имеет древнюю историю. Сегодня мы расскажем о писанках — яйцах, расписанных пчелиным воском и окрашенных в различные цвета всевозможными красителями. Освященными на Пасху писанками украшали дом, вешали их под иконами, ими христосовались и поздравляли родных и близких в День светлого Христова Воскресения!