В нашей публикации «Был ли современный Киев столицей Руси и существовала ли Киевская Русь?» мы рассказали, что термин «Киевская Русь» не употреблялся в древнерусской литературе и в широком употреблении появился лишь в XX веке. Затем был опубликован материал-расследование о том, откуда на рубеже XVIII века появилась так называемая «Повесть временных лет», и почему так важен скрываемый веками «Русский Летописец». Сегодня начинаем сравнивать картину истории Руси, которую дают на первых страницах «Русский Летописец» и ПВЛ.
Величайший из христианских праздников, Святая Пасха, являлся вместе с тем и любимейшим народным праздником на Руси. Этнограф-беллетрист ХIХ века С.В. Максимов в результате ряда этнографических экспедиций по российским губерниям записал множество народных обычаев и верований, приуроченных к пасхальным дням. Необходимо отметить, что автор наблюдал и записывал обычаи верований как крестьян-старообрядцев, так и приверженцев господствующего вероисповедания — РПЦ.
В 1898 г. между Москвой и Казанью началось регулярное железнодорожное сообщение. Новая железная дорога была построена в короткие сроки и дала мощный толчок индустриализации в Российской империи. Сегодня мы смотрим на это строительство глазами одного из инженеров проекта.
В нашей публикации «Был ли современный Киев столицей Руси и существовала ли Киевская Русь?» мы рассказали, что термин «Киевская Русь» не употреблялся в древнерусской литературе и в широком употреблении появился лишь в XX веке. Затем был опубликован материал-расследование о том, откуда взялась «Повесть временных лет» и почему известно об этом историческом источнике стало лишь в начале XVIII века. Сегодня мы расскажем о летописи, хорошо известной жителям древней Руси, но с некоторых пор находящейся в тени научных интересов официальных историков — «Русском Летописце».
В дни постов одним из самых традиционных для Руси блюд является капуста. Ее употребляли в свежем, тушеном и квашеном виде. В зимнее время, особенно во время Великого поста, квашеная капуста пользовалась особым уважением в семьях не только простых, но и зажиточных жителей страны.
В Москве, в Третьяковской галерее на Крымском Валу, открылась выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», рассказывающая об известных и вовсе не известных святынях, реликвиях и артефактах этого региона России.
В прошлой нашей публикации мы рассказали, что термин «Киевская Русь» не употреблялся в древнерусской литературе. О том, что Киев был столицей Руси, не слышали ни в славянском мире, ни в странах Востока или Запада. Сегодня мы разбираем вопрос, какие документы могли ввести эти понятия в широкий общественно-исторический обиход, и являются ли эти источники подлинными.
«Обыкновенная пища русских — это рыба и соленая рыбья икра, красная и черная», — рассказывал герцогу Тосканскому дипломат Якоб Рейтенфельс в 1679 году. «С хлебом они обыкновенно едят свежую и соленую рыбу…», — доносил в Лондон из столицы России посланник английского короля граф Чарльз Карлейль. Рыба и рыбные продукты составляют наряду с драгоценными мехами и безбрежными пространствами едва ли не главный лейтмотив всех рассказов иностранцев о Московии допетровской эпохи.
Утварь для кипячения воды и заваривания чая — отнюдь не редкость, но в России она стала символом семейного уюта, пишет Хуаньцю шибао. По мнению автора, роль традиционного самовара в культуре страны удивительна — это отражено даже в ее классической литературе.
В современной популярной историографии Киев принято называть «матерью городов русских», а самые разные авторы называют Киевскую Русь колыбелью русской государственности. Однако стоит копнуть эту тему, выясняется, что термин «Киевская Русь» не употреблялся в древнерусской литературе, о нем ничего не слышали ни в славянском мире, ни в странах Запада. Сам же Киев, назначенный столицей древней Руси, находился вне системы экономической и военной логистики.