Духовная музыка Древней Руси является бесценным сокровищем нашего народа. Знаменное пение и духовные стихи есть живая проповедь Христа! В них сосредоточены все переживания и духовная сила: и строгое величие, и повествование, и философское размышление, и вера, и покаяние, и любовь! «Пойте Богу нашему, пойте. Пойте Цареви нашему, пойте», — было заповедано апостолом, и это разумно воспринято нашими святыми отцами!
Публикации, посвященные знаменному пению и вообще традиционной музыке, стали одними из самых популярных на нашем ресурсе. Особый интерес читателей и даже дискуссию среди специалистов по пению вызвало интервью современного исследователя старообрядческого пения, доктора искусствоведения Н.Г.Денисова. Сегодня мы публикуем отклик на это интервью известного специалиста по древнерусской музыке, кандидата искусствоведения, доцента МГУКИ Мелитины Вадимовны Макаровской.
В настоящее время уже не редкость выступление старообрядческих хоров не только в своей среде, на вечерах духовных песнопений, но и на фестивальных площадках, перед учеными-музыковедами и любителями древнерусской музыки. В мае 2014 года концерт «Распевы Святой Руси», в котором приняли участие семь ведущих хоровых коллективов, проходил в Московском международном Доме музыки. Наш сайт рассказывал и о выступлении Московского хора на фестивале в Гродно. Продолжаем начатую ранее беседу с Николаем Григорьевичем Денисовым. Мы говорим о том, как концертная деятельность отражается на общем уровне пения.
Узнав о том, что готовится интервью с Николаем Григорьевичем Денисовым, читатели нашего сайта прислали множество вопросов. Темой сегодняшней беседы будет пение «по напевке», соотношение современной старообрядческой и древнерусской певческой традиций, появление печатных певческих книг Л.Ф.Калашникова и т. д.
Знаменное пение было в Древней Руси элитарной культурой. Профессиональных певцов было очень мало. Царский певец назывался дьяком, что эквивалентно современному званию «сотрудник министерства». После раскола Русской православной церкви высокая, профессиональная культура перешла к старообрядцам — людям, не приемлющим нового партесного пения, нотной системы записи. Сторонники древних обрядов были преимущественно из представителей социальных слоев общества. О том, как развивалось и изменялось богослужебное старообрядческое пение, о том, как его открыли светские ученые-музыковеды, о единственном в советские годы выступлении церковного певческого коллектива — Стрельниковского хора перед научной общественностью мы беседуем с известным исследователем знаменного пения, доктором искусствоведения Николаем Григорьевичем Денисовым.
Покаянные стихи — это особый вид древнерусского литературно-певческого творчества, расцвет которого пришелся на XVI-XVII столетия. Этот ныне почти забытый вид духовной музыки некогда олицетворял высшие духовные устремления средневекового человека. Среди исследователей за покаянными стихами закрепилось название «ранняя русская лирика». Узнать об этой старинной традиции, а также послушать подлинные духовные стихи (а не распространенные произведения XX века, выдаваемые ныне за духовные стихи) можно на страницах нашего сайта в статье музыковеда и исполнительницы Полины Терентьевой.
19 ноября/2 декабря Церковь вспоминает святых Варлаама и Иоасафа. Их история нашла своеобразное преломление в русских духовных стихах. Рассказ о юном царевиче, принявшем христианство и отрекшемся от земных радостей, отказавшемся от царства и ушедшем жить в пустыню, был одним из самых любимых христианских произведений средних веков. Возникшая в VII-VIII столетиях, эта повесть была переведена более чем на тридцать языков и в XIV веке достигла Руси.
Еще совсем недавно знаменное пение считалось практически забытым видом древнерусской церковной музыки. Сегодня оно становится несколько более известным — концерты и вечера духовных песнопений, организованные старообрядцами, делают его доступным большему кругу слушателей. Вместе с тем, в истории мировой культуры имеется ряд примеров полноценного возрождения древних, практически утраченных форм искусства. О некогда забытом, а ныне широко известном григорианском распеве мы беседуем со специалистом в области старинной музыки Даниилом Рябчиковым.
В середине февраля Московский старообрядческий хор Рогожской общины выступил на фестивале православных песнопений в Гродно. Сегодня наш сайт публикует впечатления одного из участников коллектива об этой поездке и рассказывает о том, как все это было, глазами очевидца.
Почему на «загнивающем» западе растет интерес к старинной музыке, а в России о знаменном пении знают только старообрядцы и специалисты? Есть ли выход из этой ситуации? Мы продолжаем беседу с исполнительницей духовных стихов, музыковедом Полиной Терентьевой.
Сегодня мы продолжаем разговор о непростой судьбе христианских духовных стихов и публикуем статью авторитетного в этой области специалиста Александра Емельянова.