Духовная музыка
Духовная музыка Древней Руси является бесценным сокровищем нашего народа. Знаменное пение и духовные стихи есть живая проповедь Христа! В них сосредоточены все переживания и духовная сила: и строгое величие, и повествование, и философское размышление, и вера, и покаяние, и любовь! «Пойте Богу нашему, пойте. Пойте Цареви нашему, пойте», — было заповедано апостолом, и это разумно воспринято нашими святыми отцами!
Мелитина Макаровская: Требуется ли церковному певцу академическая школа пения?
Публикации, посвященные знаменному пению и вообще традиционной музыке, стали одними из самых популярных на нашем ресурсе. Особый интерес читателей и даже дискуссию среди специалистов по пению вызвало интервью современного исследователя старообрядческого пения, доктора искусствоведения Н.Г.Денисова. Сегодня мы публикуем отклик на это интервью известного специалиста по древнерусской музыке, кандидата искусствоведения, доцента МГУКИ Мелитины Вадимовны Макаровской.
Н. Г. Денисов: «Уважаемые головщики и певцы, занимаясь богоугодным певческим делом, помните, что целью всего этого должно быть не выступление на концертной эстраде, а идеальное пение за службой»
В настоящее время уже не редкость выступление старообрядческих хоров не только в своей среде, на вечерах духовных песнопений, но и на фестивальных площадках, перед учеными-музыковедами и любителями древнерусской музыки. В мае 2014 года концерт «Распевы Святой Руси», в котором приняли участие семь ведущих хоровых коллективов, проходил в Московском международном Доме музыки. Наш сайт рассказывал и о выступлении Московского хора на фестивале в Гродно. Продолжаем начатую ранее беседу с Николаем Григорьевичем Денисовым. Мы говорим о том, как концертная деятельность отражается на общем уровне пения.
Н.Г.Денисов: «Культура знаменного роспева в Древней Руси была высокой, элитной, профессиональной»
Узнав о том, что готовится интервью с Николаем Григорьевичем Денисовым, читатели нашего сайта прислали множество вопросов. Темой сегодняшней беседы будет пение «по напевке», соотношение современной старообрядческой и древнерусской певческой традиций, появление печатных певческих книг Л.Ф.Калашникова и т. д.
Н.Г.Денисов: «Пребывание Стрельниковского хора в Москве — это историческое событие. Это единственное официальное выступление старообрядческих певцов перед научной общественностью за все годы советской власти»
Знаменное пение было в Древней Руси элитарной культурой. Профессиональных певцов было очень мало. Царский певец назывался дьяком, что эквивалентно современному званию «сотрудник министерства». После раскола Русской православной церкви высокая, профессиональная культура перешла к старообрядцам — людям, не приемлющим нового партесного пения, нотной системы записи. Сторонники древних обрядов были преимущественно из представителей социальных слоев общества. О том, как развивалось и изменялось богослужебное старообрядческое пение, о том, как его открыли светские ученые-музыковеды, о единственном в советские годы выступлении церковного певческого коллектива — Стрельниковского хора перед научной общественностью мы беседуем с известным исследователем знаменного пения, доктором искусствоведения Николаем Григорьевичем Денисовым.
Покаянные стихи — забытый феномен древней Руси
Покаянные стихи — это особый вид древнерусского литературно-певческого творчества, расцвет которого пришелся на XVI-XVII столетия. Этот ныне почти забытый вид духовной музыки некогда олицетворял высшие духовные устремления средневекового человека. Среди исследователей за покаянными стихами закрепилось название «ранняя русская лирика». Узнать об этой старинной традиции, а также послушать подлинные духовные стихи (а не распространенные произведения XX века, выдаваемые ныне за духовные стихи) можно на страницах нашего сайта в статье музыковеда и исполнительницы Полины Терентьевой.
Царевич, отрекшийся от царства ради Христа
19 ноября/2 декабря Церковь вспоминает святых Варлаама и Иоасафа. Их история нашла своеобразное преломление в русских духовных стихах. Рассказ о юном царевиче, принявшем христианство и отрекшемся от земных радостей, отказавшемся от царства и ушедшем жить в пустыню, был одним из самых любимых христианских произведений средних веков. Возникшая в VII-VIII столетиях, эта повесть была переведена более чем на тридцать языков и в XIV веке достигла Руси.
Возрождение древних распевов
Еще совсем недавно знаменное пение считалось практически забытым видом древнерусской церковной музыки. Сегодня оно становится несколько более известным — концерты и вечера духовных песнопений, организованные старообрядцами, делают его доступным большему кругу слушателей. Вместе с тем, в истории мировой культуры имеется ряд примеров полноценного возрождения древних, практически утраченных форм искусства. О некогда забытом, а ныне широко известном григорианском распеве мы беседуем со специалистом в области старинной музыки Даниилом Рябчиковым.