История старообрядчества
История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Осип Гончаров: «Николая помнят, но душу его вечно проклинают»
Казаки-некрасовцы хороши были известны во времена Российской империи, знали о них и в СССР, немало рассказывается о них и в современных исследованиях. Однако непосредственных документов по истории некрасовцев опубликовано не так уж много. Сегодня мы публикуем письмо известного атамана Осипа Гончарова, которое можно рассматривать как своеобразный антиниколаевский манифест.
Свято место все еще пусто…
21 декабря 2021 года наш сайт опубликовал информацию о том, что храм святителя Николы Чудотворца на Малой Андроньевской улице Москвы, ныне принадлежащий одной из компаний В. Ф. Вексельберга, планируется вернуть старообрядцам. Всемирный Союз староверов призвал вернуть здание храма подлинным наследникам — Русской Древлеправославной Церкви. Сегодня мы расскажем подробней об истории этого храма.
Разгром старообрядческих скитов в Дубчесе в 1951 году
Существует мнение, что после начала 1940-х Сталин повернулся лицом к Церкви. Но разрешение на веру было даровано только официальной РПЦ и ее пастве. Все же остальные верующие продолжали оставаться под давлением власти. Как один из примеров — разгром МВД старообрядческих скитов в 1951-м в Дубчесе Красноярского края.
Старообрядческие неокружнические скиты в Ярославско-Костромских приделах
После издания в 1862 году «Окружного послания» в среде старообрядцев Белокриницкой иерархии возник раздор, в связи с чем некоторые миряне во главе с частью епископата основали неокружническую иерархию. Эта иерархия имела свои приходы и общины. Сегодня речь пойдет о неокружнических общинах Ярославско-Костромских приделов.
Старообрядческие общины Новгородской губернии и Преображенский богаделенный дом в Москве в конце XVIII–XIX века
Новгород и Новгородские «пределы» изначально являлись родиной федосеевского согласия. Его основатель Феодосий Васильев происходил из Крестецкого яма и в его окрестностях начинал свою проповедь. Есть основания предполагать, что и его сын Евстрат Федосеев, после многих лет жизни в «Польских пределах», все же возвратился на малую родину и скончался в Старой Руссе в 1768 году. Новгородские федосеевцы разделяли учение Феодосия о староженах и православности «пилатовой титлы» — надписи «IНЦI» на крестах. Эти вопросы были важным камнем преткновения в полемике между федосеевцами и поморцами.
Староверы Дона в конце XVIII века
После неудачных вооруженных выступлений в 90-х годах XVII века, когда донские казаки пытались ратно противостоять Московскому правительству, навязывавшему военной силой церковную реформу патриарха Никона, исповедание старой веры на Дону стало приравниваться к открытому сопротивлению властям. Высочайшие манифесты императрицы Екатерины II во второй половине XVIII века подарили казакам надежду, что гонения на них за хранение древлего благочестия прекратились…