История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
В этом году исполняется 160 лет со дня разделения христиан-староверов белокриницкого согласия на окружников и неокружников. В 1862 году было издано так называемое «Окружное послание», которое вызвало сильнейший раздор. Одним из действующих лиц этих событий был предстоятель старообрядческой Церкви архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Кирилл (Тимофеев).
Диспуты, как форма полемики между старообрядцами и новообрядцами, были чрезвычайно популярны в начале XX века. На них обсуждались не только обрядовые и богослужебные отличия, но и богословские, церковно-канонические вопросы. Среди таковых было и распространенное в синодальной церкви учение о гонениях.
Большой резонанс вызвал опубликованный на нашем сайте материал «Беседа о гонениях». В нем было рассказано о беседе старообрядческих начетчиков с синодальными миссионерами на тему: «Рассмотрение упрека современных старообрядцев православной церкви за строгие меры, какие применялись к их церкви в прежние времена». Среди вопросов, присланных читателями, часто встречается такой: «Широко известно о гонениях на христиан-старообрядцев. Сегодня новообрядцы заверяют, что их церковь к гонениям не была причастна, а гонениями занималось исключительно государство. Правда ли это?» Сегодня мы публикуем подборку фактов и документов по этой теме.
90 лет назад, в мае 1932 года, на Дальнем Востоке вспыхнуло крупное вооруженное восстание местных старообрядцев, которое карательные органы сталинского режима не могли усмирить целых четыре месяца. Что так возмутило русских людей, которые до этого в течение полувека сумели обустроить в диком таежном краю Приморья самобытное процветающее сообщество? О причинах и последствиях Улунгинского (Кхуцинского) восстания «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук Вадим Караман, ведущий библиотекарь Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева (Владивосток).
26 августа 1912 года в Никольском единоверческом монастыре в Москве состоялась беседа «Рассмотрение упрека современных старообрядцев православной церкви за строгие меры, какие применялись к их церкви в прежние времена». Со стороны старообрядцев выступил начетчик А. В. Зайцев.
Казаки-некрасовцы хороши были известны во времена Российской империи, знали о них и в СССР, немало рассказывается о них и в современных исследованиях. Однако непосредственных документов по истории некрасовцев опубликовано не так уж много. Сегодня мы публикуем письмо известного атамана Осипа Гончарова, которое можно рассматривать как своеобразный антиниколаевский манифест.
21 декабря 2021 года наш сайт опубликовал информацию о том, что храм святителя Николы Чудотворца на Малой Андроньевской улице Москвы, ныне принадлежащий одной из компаний В. Ф. Вексельберга, планируется вернуть старообрядцам. Всемирный Союз староверов призвал вернуть здание храма подлинным наследникам — Русской Древлеправославной Церкви. Сегодня мы расскажем подробней об истории этого храма.
Существует мнение, что после начала 1940-х Сталин повернулся лицом к Церкви. Но разрешение на веру было даровано только официальной РПЦ и ее пастве. Все же остальные верующие продолжали оставаться под давлением власти. Как один из примеров — разгром МВД старообрядческих скитов в 1951-м в Дубчесе Красноярского края.
В Новоселенском переулке Москвы возвышается неприметное здание с потрескавшейся от сырости штукатуркой. Некогда это здание было самым красивейшим старообрядческим храмом столицы. Эта церковь до сих пор не возвращена верующим.
После издания в 1862 году «Окружного послания» в среде старообрядцев Белокриницкой иерархии возник раздор, в связи с чем некоторые миряне во главе с частью епископата основали неокружническую иерархию. Эта иерархия имела свои приходы и общины. Сегодня речь пойдет о неокружнических общинах Ярославско-Костромских приделов.