История старообрядчества
История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Старообрядческие неокружнические скиты в Ярославско-Костромских приделах
После издания в 1862 году «Окружного послания» в среде старообрядцев Белокриницкой иерархии возник раздор, в связи с чем некоторые миряне во главе с частью епископата основали неокружническую иерархию. Эта иерархия имела свои приходы и общины. Сегодня речь пойдет о неокружнических общинах Ярославско-Костромских приделов.
Старообрядческие общины Новгородской губернии и Преображенский богаделенный дом в Москве в конце XVIII–XIX века
Новгород и Новгородские «пределы» изначально являлись родиной федосеевского согласия. Его основатель Феодосий Васильев происходил из Крестецкого яма и в его окрестностях начинал свою проповедь. Есть основания предполагать, что и его сын Евстрат Федосеев, после многих лет жизни в «Польских пределах», все же возвратился на малую родину и скончался в Старой Руссе в 1768 году. Новгородские федосеевцы разделяли учение Феодосия о староженах и православности «пилатовой титлы» — надписи «IНЦI» на крестах. Эти вопросы были важным камнем преткновения в полемике между федосеевцами и поморцами.
Староверы Дона в конце XVIII века
После неудачных вооруженных выступлений в 90-х годах XVII века, когда донские казаки пытались ратно противостоять Московскому правительству, навязывавшему военной силой церковную реформу патриарха Никона, исповедание старой веры на Дону стало приравниваться к открытому сопротивлению властям. Высочайшие манифесты императрицы Екатерины II во второй половине XVIII века подарили казакам надежду, что гонения на них за хранение древлего благочестия прекратились…
Храмы забытого согласия
Несмотря на то, что изучением истории старообрядчества сегодня занимаются большое количество исследователей, полноценной истории старообрядчества так и не издано. Более того, остается немало белых пятен, одним их которых является история неокружничества — крупнейшего духовного движения христиан, приемлющих Белокриницкую иерархию. Сегодня мы публикуем статью, посвященную неокружническому согласию и его храмам.
История тульского старообрядчества
Старообрядчество известно в Туле с XVIII века в связи с официальной регистрацией так называемых «записных раскольников». Они составляли не очень большую часть от общего числа горожан, но среди них были известные оружейники, выборные старосты, купцы и промышленники. Предлагаем вниманию читателей статью, посвященную тульскому старообрядчеству.
Судьба Каринкинской общины
В Москве есть здание с двойным адресом — ул. Таганская, д. 15а и Большой Факельный переулок, дом 18, строение 2. Ныне в нем находится Московский детский «Сказочный театр», но до конца 30-х годов XX века здесь существовала Покровская старообрядческая община. Ее истории и судьбе посвящен этот материал.