История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
В глубине сибирской тайги живут староверы разных согласий, среди которых есть небольшое согласие «титовцев». Иногда их путают с часовенными или даже странниками, однако это самостоятельное согласие со своей историей и учением. Сегодня мы публикуем статью А. А. Безгодова, посвященную этому малоизвестному направлению в староверии.
Городец — самый древний город Нижегородской области. В 2022 году он отмечает 870-летие с момента основания. Городец знаменит и крупными собраниями икон, рукописных и старопечатных книг, созданными купцами-старообрядцами.
29 августа 2022 года в Абрамцево — на даче, приобретенной меценатом Саввой Мамонтовым в 1870 году и благоустроенной трудами великих художников рубежа веков, в очередной раз собрались потомки знаменитого старообрядческого рода.
Сайт «Русская вера» продолжает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Предлагаем вниманию читателей продолжение репортажа из старинного Суздаля.
Любому старообрядцу известен указ «Об укреплении начал веротерпимости», изданный 17 апреля 1905 года, который даровал религиозные свободы староверам и другим подданным Российской империи. Однако мало кто помнит, что первые послабления старообрядцам были разработаны во второй половине XIX века. 3 мая 1883 г., накануне своей коронации, Александр III подписал указ «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб».
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения известного старообрядческого предпринимателя, создателя первого российского автомобильного завода и мецената Сергея Павловича Рябушинского.
Предлагаем вниманию читателей статью исследователя И. С. Наградова, посвященную взаимоотношениям купцов-старообрядцев Выжиловых и власти в XIX — начале XX века.
В этом году исполняется 160 лет со дня разделения христиан-староверов белокриницкого согласия на окружников и неокружников. В 1862 году было издано так называемое «Окружное послание», которое вызвало сильнейший раздор. Одним из действующих лиц этих событий был предстоятель старообрядческой Церкви архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Кирилл (Тимофеев).
Диспуты, как форма полемики между старообрядцами и новообрядцами, были чрезвычайно популярны в начале XX века. На них обсуждались не только обрядовые и богослужебные отличия, но и богословские, церковно-канонические вопросы. Среди таковых было и распространенное в синодальной церкви учение о гонениях.
Большой резонанс вызвал опубликованный на нашем сайте материал «Беседа о гонениях». В нем было рассказано о беседе старообрядческих начетчиков с синодальными миссионерами на тему: «Рассмотрение упрека современных старообрядцев православной церкви за строгие меры, какие применялись к их церкви в прежние времена». Среди вопросов, присланных читателями, часто встречается такой: «Широко известно о гонениях на христиан-старообрядцев. Сегодня новообрядцы заверяют, что их церковь к гонениям не была причастна, а гонениями занималось исключительно государство. Правда ли это?» Сегодня мы публикуем подборку фактов и документов по этой теме.