История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Образ мрачного, угрюмого, ветшающего, вызывающего оторопь здания, известного как «Дом малютки», что на Рогожском кладбище, похоже канул в лету. Эта дореволюционная храмина, годами наводящая страх на случайных прохожих, наконец, преобразилась. И это сделано полностью в согласии с проектом, утвержденным сердобольными московскими властями.
Дореволюционная Россия знает множество примеров крестьян, которые вырвались из тогдашних рамок и стали предпринимателями, купцами и так далее. Одним из таких примеров, является Савва Васильевич Морозов. Он был обычным крестьянином, но спустя годы люди будут знать его как предпринимателя, имеющего множество мастерских и мануфактур, фабрик по текстильному делу.
В первой части материала «История николаевских гонений» историк Глеб Чистяков рассказал о том, как и под чьим влиянием император Николай I возобновил жестокие гонения на староверие. Сегодня публикуем продолжение этого материала, посвященного ситуации, которая сложилась в середине XIX века вокруг одного из духовных центров поповского старообрядчества — Рогожского кладбища.
Как мы уже писали, в 1822 году правительство Российской империи положило начало ряду запретительных мер в отношении старообрядчества, впоследствии ставших известными как «николаевские гонения». Сегодня мы публикуем подробный материал на эту тему.
Амбурский старообрядческий скит находился в Архангельской области. Он был основан во второй половине XVIII века (до 1730 г.) семейством Хвиюзовых. Вначале были основаны мужской и женский скиты, а уже в ХIХ веке Амбурский скит стал преимущественно женским.
28 июля в Архиве Российской академии наук (г. Москва) прошел международный круглый стол «Неокружническое движение в истории старообрядческой Белокриницкой иерархии: к 160-летию издания „Окружного послания“». Для сборника материалов круглого стола свою статью «„Всеобщий Собор“ 1868 года в Белой Кринице в мотивы действий его участников» предоставил к.ф.н., зав. архивом Московской Митрополии РПСЦ В. В. Боченков.
Деревянный терем в Володарске — настоящее произведение искусства. Выстроенный в русском стиле, он поражает красотой и обилием резьбы. Принадлежал двухэтажный купеческий особняк купцу-старообрядцу, хлебопромышленнику, финансисту, меценату Николаю Александровичу Бугрову. А в народе этот дом часто называют Бугровская дача.
28 июля в Архиве Российской академии наук (г. Москва) прошел международный круглый стол «Неокружническое движение в истории старообрядческой Белокриницкой иерархии: к 160-летию издания „Окружного послания“». Сегодня мы публикуем доклад историка, члена Союза журналистов РФ Г. С. Чистякова «Богословие неокружнического движения на примере сборника „Чиноприем коим руководствуются раздорники“», представленный на круглом столе.
В глубине сибирской тайги живут староверы разных согласий, среди которых есть небольшое согласие «титовцев». Иногда их путают с часовенными или даже странниками, однако это самостоятельное согласие со своей историей и учением. Сегодня мы публикуем статью А. А. Безгодова, посвященную этому малоизвестному направлению в староверии.