История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
В следующем, 2025 году, исполняется 350 лет со дня преставления преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой. Старообрядческие согласия собираются торжественно отметить эту дату. О судьбе боярыни, обретении ее мощей, опере «Боярыня Морозова», ее персонаже в фильме «Раскол» — читайте в нашем материале.
Во второй половине XVII века многие исторические процессы в России были связаны с последовавшим за никоновской реформой церковным расколом. Территория нынешнего Вытегорского района, а именно Курженская пустынь, стала центром этого раскола.
История двухэтажного деревянного дома ямщика Василия Ширяева в Москве тесно связана со старообрядчеством, в частности с местной беглопоповской общиной (Русская Древлеправославная Церковь).В 2019 году здание признали выявленным объектом культурного наследия.
На раннем этапе развития Екатеринбурга бизнес-элиту города составляли старообрядцы, ссориться с которыми не хотели даже отцы-основатели города. Об уникальном историческом явлении рассказал Сергей Белобородов, старший научный сотрудник лаборатории археологических исследований УрФУ.
Образ мрачного, угрюмого, ветшающего, вызывающего оторопь здания, известного как «Дом малютки», что на Рогожском кладбище, похоже канул в лету. Эта дореволюционная храмина, годами наводящая страх на случайных прохожих, наконец, преобразилась. И это сделано полностью в согласии с проектом, утвержденным сердобольными московскими властями.
Дореволюционная Россия знает множество примеров крестьян, которые вырвались из тогдашних рамок и стали предпринимателями, купцами и так далее. Одним из таких примеров, является Савва Васильевич Морозов. Он был обычным крестьянином, но спустя годы люди будут знать его как предпринимателя, имеющего множество мастерских и мануфактур, фабрик по текстильному делу.
В первой части материала «История николаевских гонений» историк Глеб Чистяков рассказал о том, как и под чьим влиянием император Николай I возобновил жестокие гонения на староверие. Сегодня публикуем продолжение этого материала, посвященного ситуации, которая сложилась в середине XIX века вокруг одного из духовных центров поповского старообрядчества — Рогожского кладбища.
Как мы уже писали, в 1822 году правительство Российской империи положило начало ряду запретительных мер в отношении старообрядчества, впоследствии ставших известными как «николаевские гонения». Сегодня мы публикуем подробный материал на эту тему.
Амбурский старообрядческий скит находился в Архангельской области. Он был основан во второй половине XVIII века (до 1730 г.) семейством Хвиюзовых. Вначале были основаны мужской и женский скиты, а уже в ХIХ веке Амбурский скит стал преимущественно женским.