История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
В дореволюционной России Уральские казаки-староверы были весьма заметным явлением — это были крупные промышленники, торговцы, меценаты — те слои, которые большевики физически уничтожили. Несмотря на гонения и наказания, казаки оставались верны дониконовским обрядам православной церкви, стойко защищая свою веру, обычаи и традиции предков.
На сайте «Русская вера» в разделе «Библиотека» размещена электронная копия архива старообрядческой Архиепископии, находящегося в фонде № 1475 Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА). Так, сразу в нескольких делах заключены повороты судьбы старообрядческого святителя Арсения, епископа Уральского. Будучи епископом Уральско-Оренбургским, Арсений был избран временным управляющим Московским Архиепископским престолом. Многие христиане хотели его видеть Архиепископом Московским и всея Руси, называя его «великим светильником», «учителем православия». Но вследствие клеветнических измышлений недоброжелателей Освященный Собор решил иначе. Богословские труды владыки Арсения вызывали неоднозначную реакцию среди старообрядцев, неоднократно в письменную полемику с ним вступал священник Василий Механиков.
23 сентября Русская Православная старообрядческая Церковь чтит память святителя Арсения, епископа Уральского. Данная публикация посвящена судьбе и делам святителя Арсения. Впервые в истории публикуются деяния Соборов, посвященные внутристарообрядческой полемике об исправлении Богослужебных книг и приоткрываются тайны некоторых чинов и последований, используемых сегодня в старообрядчестве.
Архивно-следственные дела являются порой единственным источником изучения судеб репрессированных. 24 сентября 1937 года постановлением Тройки УНКВД Запсибкрая был расстрелян старообрядческий священник Плотников Петр Иванович. Но спустя годы машина репрессий заработала и против тех, кто на нее упорно «трудился».
Уральские казаки служили престолу Российской Империи, поставляя сотни воинов для охраны границ и участия в военных походах. Особенной является роль казаков и в устройстве государства, в сохранении Отечества. Казаки оставались верны дониконовским обрядам православной церкви, а военный уклад жизни способствовал защите своих религиозных убеждений.
Современному читателю хорошо известны такие старообрядческие центры, как Рогожское и Преображенское кладбища в Москве, Рижская Гребенщиковская община в Риге. В исторической памяти еще сохраняются образы северной старообрядческой «фиваиды» Выга, поволжских Керженца и Иргиза. Однако крайне мало известно и почти ничего не пишется о центрах старообрядчества, появившихся в XX веке. Сегодня мы предлагаем рассказ об истории старообрядчества в Грузии, основных его лицах, событиях и духовных центрах. Официальная история Грузинской Древлеправославной Церкви публикуется на нашем сайте в сокращении.
16 августа 2016 года исполняется 40-й день по упокоении архипастыря Киевской и всея Украины епархии Русской Православной старообрядческой Церкви архиепископа Саватия (Козка). Сегодня во многих храмах РПсЦ Украины, России, а также в Беларуси совершается заупокойная Божественная Литургия по архиепископу Саватию. Мы приводим текст прощального слова, сказанного в день погребения настоятелем Одесской старообрядческой общины протоиереем Ильей Косыревым, а также несколько воспоминаний о владыке, присланных на почту редакции.
Крестные ходы возникли в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Прошло много веков, но крестные ходы повсеместно совершаются как необходимая данность, как единение в вере. 30 июня 2016 г. прошёл Крестный ход с Губинской иконой Пресвятой Богородицы в п. Шувое Московской области. Об история как самого Губинского образа Богородицы, так и связанной с ним традиции крестного хода, читайте в статье.
В первой части публикации нашего постоянного автора, историка и публициста Глеба Чистякова, было рассказано об антистарообрядческих фальсификациях, сделанных в ходе церковных реформ патриарха Никона и императора Петра Первого. На этой неделе, в рамках Образовательных чтений 2016 года в лагере «Ржевская обитель», прозвучало продолжение этого интересного исследования. В нем было рассказано об исторических фальсификациях в отечественной историографии XIX века, сознательном дополнении жития новообрядческих святых антистарообрядческими фактами и современными подлогами. Публикуем текстовую версию выступления (в сокращении).
В 2016 году отмечает свое 800-летие один из древних городов России, город воинской славы Ржев. Во Ржеве жили древнерусские святые князь Владимир и княгиня Агриппина, родился великий подвижник, защитник Троице-Сергиевой лавры в Смутное время — преподобный Дионисий Радонежский. Город в свое время дал Российскому государству немало имен ученых, изобретателей, представителей купечества. Ржев справедливо будет называть центром старообрядчества Тверского края. В конце XIX — начале XX вв. в городе большую часть населения составляли старообрядцы, и насчитывалось не менее пяти старообрядческих храмов.