История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
15 ноября (2 ноября по старому стилю) — день памяти одной из самых известных и замечательных женщин на Руси — святой преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой, принявшей мученический венец за верность древлеправославному благочестию. Ее духовный подвиг на протяжении столетий являлся высоким примером и светильником для всех желающих следовать узким и тернистым путем исповедания веры и истины.
15 ноября 1675 года (по новому стилю) скончалась Феодосия Морозова. Она ревновала о старой вере отцов, душа ее отторгала нововведения Никоновской реформы. Не боялась боярыня Морозова быть гонимой, не страшилась физической расправы. Непоколебимая вера дала ей силу и мужество.
Фрагмент заамвонной молитвы на Литургии «сходяи от Тебе Отца светов» неоднозначно воспринимается в старообрядческой среде. В частности, священники РПсЦ разделились во мнениях: некоторые читают «светом», а некоторые — «светов». Об одном изменении богослужебного текста периода литургической реформы патриарха Никона рассуждает профессор Томского государственного педагогического университета Н.И. Сазонова.
В дореволюционной России Уральские казаки-староверы были весьма заметным явлением — это были крупные промышленники, торговцы, меценаты — те слои, которые большевики физически уничтожили. Несмотря на гонения и наказания, казаки оставались верны дониконовским обрядам православной церкви, стойко защищая свою веру, обычаи и традиции предков.
На сайте «Русская вера» в разделе «Библиотека» размещена электронная копия архива старообрядческой Архиепископии, находящегося в фонде № 1475 Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА). Так, сразу в нескольких делах заключены повороты судьбы старообрядческого святителя Арсения, епископа Уральского. Будучи епископом Уральско-Оренбургским, Арсений был избран временным управляющим Московским Архиепископским престолом. Многие христиане хотели его видеть Архиепископом Московским и всея Руси, называя его «великим светильником», «учителем православия». Но вследствие клеветнических измышлений недоброжелателей Освященный Собор решил иначе. Богословские труды владыки Арсения вызывали неоднозначную реакцию среди старообрядцев, неоднократно в письменную полемику с ним вступал священник Василий Механиков.
23 сентября Русская Православная старообрядческая Церковь чтит память святителя Арсения, епископа Уральского. Данная публикация посвящена судьбе и делам святителя Арсения. Впервые в истории публикуются деяния Соборов, посвященные внутристарообрядческой полемике об исправлении Богослужебных книг и приоткрываются тайны некоторых чинов и последований, используемых сегодня в старообрядчестве.
Архивно-следственные дела являются порой единственным источником изучения судеб репрессированных. 24 сентября 1937 года постановлением Тройки УНКВД Запсибкрая был расстрелян старообрядческий священник Плотников Петр Иванович. Но спустя годы машина репрессий заработала и против тех, кто на нее упорно «трудился».
Уральские казаки служили престолу Российской Империи, поставляя сотни воинов для охраны границ и участия в военных походах. Особенной является роль казаков и в устройстве государства, в сохранении Отечества. Казаки оставались верны дониконовским обрядам православной церкви, а военный уклад жизни способствовал защите своих религиозных убеждений.
Современному читателю хорошо известны такие старообрядческие центры, как Рогожское и Преображенское кладбища в Москве, Рижская Гребенщиковская община в Риге. В исторической памяти еще сохраняются образы северной старообрядческой «фиваиды» Выга, поволжских Керженца и Иргиза. Однако крайне мало известно и почти ничего не пишется о центрах старообрядчества, появившихся в XX веке. Сегодня мы предлагаем рассказ об истории старообрядчества в Грузии, основных его лицах, событиях и духовных центрах. Официальная история Грузинской Древлеправославной Церкви публикуется на нашем сайте в сокращении.
16 августа 2016 года исполняется 40-й день по упокоении архипастыря Киевской и всея Украины епархии Русской Православной старообрядческой Церкви архиепископа Саватия (Козка). Сегодня во многих храмах РПсЦ Украины, России, а также в Беларуси совершается заупокойная Божественная Литургия по архиепископу Саватию. Мы приводим текст прощального слова, сказанного в день погребения настоятелем Одесской старообрядческой общины протоиереем Ильей Косыревым, а также несколько воспоминаний о владыке, присланных на почту редакции.