История старообрядчества от раскола Русской Церкви 1666 года и реформ патриарха Никона до наших дней: гонения, золотой век старообрядчества, современность общин и согласий (РПсЦ, Древлеправославие, безпоповцы).
Представляем нашему читателю уникальные главы из книги «Я — Victor», которая сейчас только готовится к публикации. Это воспоминания В. Н. Милованова (1923 – 2011) — певчего старообрядческого храма Покрова Пресвятыя Богородицы на Рогожском кладбище в Москве. Повествование начинается рассказом о детстве, насквозь пронизанным интеллигентным духом старообрядчества, хотя и отравленным горечью воинствующего атеизма послереволюционных лет. В представленных главах автор рассказывает о строительстве и жизни храма Успения Богородицы на Апухтинке, а также о тяжелых временах гонения на Церковь, которые он застал, будучи подростком. Эта книга — спокойный, слегка ироничный взгляд в прошлое.
Случайно найденный Антоном Афанасьевым керженский синодик подвигнул его к необычному путешествию в край старинных могил. Известный блогер, фотограф и путешественник открывает заново для себя и читателей сайта «Русская вера» места погребения старообрядческих подвижников: иноков, схимников, священноиереев и скитоначальников. Сегодня путешественник рассказывает про могилы иноков-схимников Пафнутия и Льва и инокинь-схимниц Февронии и Феодосии.
В марте 2016 г. в Москве пройдет Круглый стол по вопросу создания общественной организации «Всероссийское старообрядческое общественное движение». По мнению С. П. Петрова, председателя совета РОО, «Общество культуры семейских Республики Бурятия», необходимо на это мероприятие пригласить в первую очередь представителей общественной организации Общины русских-липован Румынии, чтобы они поделились своим опытом. Сегодня один из основателей Общины русских-липован Румынии Феодор Кирилэ вспоминает, как она создавалась.
Не так давно наша читательница Галина Кочеткова от своего деда, Виктора Федоровича Кочеткова, узнала о том, что когда-то и ее предки носили другую фамилию — Шибаевы. Подробностей ее дед, к сожалению, не знал, и Галина буквально по крупицам собирала информацию у ещё живых на тот момент родственников, которые помнили об этом. Многие, наверняка, не раз слышали о таких старообрядцах, как Шибаевы. Среди них были такие известные личности, как первый нефтепромышленник, фабрикант, владелец ткацкой мануфактуры Сидор Мартынович Шибаев и московский купец, попечитель Рогожского кладбища Иван Иванович Шибаев, который, несмотря на полицейские запреты, проводил текущий ремонт его храмов.Но в этой статье речь пойдет о других Шибаевых — Шибаевых из Гуслиц.
В конце 2015 года начался цикл авторских пешеходных экскурсий «Москва старообрядческая». Проводит их Алексей Васильевич Шишкин — аккредитованный московский экскурсовод, старообрядческий общественный деятель. На одной из экскурсий — «Староверы Лефортова» побывал наш постоянный автор — игумен Кирилл (Сахаров), который делится сегодня с читателями увиденным и услышанным.
31 декабря 2015 года исполняется 12 лет со дня упокоения митрополита Алимпия (Гусева), Московского и всея Руси. Представляем воспоминание о нем чтеца Михаила Терентьева, а также приводим обращение владыки к благоревностным чадам Церкви Христовой, как нельзя актуальное в канун светского Нового года. В статье использованы исключительно архивные уникальные фотографии, публикующиеся в интернете впервые.
8 ноября 2015 года в Музее имени Андрея Рублева прошла лекция историка Глеба Станиславовича Чистякова и искусствоведа Татьяны Викторовны Игнатовой под общим названием «Исправленному верить?». Сегодня мы публикуем основную часть лекции, посвященной антистарообрядческим фальсификациям, появлявшимся в отечественной историографии, синодальном богословии и апологетике в XVII-XX веках.
17 декабря Церковь совершает память преподобному Иоанну Дамаскину — великому христианскому святому, гимнографу, богослову, философу. В этот день были именины у Иоанна Павловича Лоскутова, который долгие годы служил в г. Ржеве в сане диакона, а затем уже священником.
Представленные ниже образцы эпистолярного наследия городецкого каллиграфа и художника Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944) и его жены, Веры Павловны (1873–1942), являют собой яркий пример крестьянской переписки рубежа XIX–XX вв. В письмах супругов наглядно отразилась этика традиционной коммуникации с ее ритуализацией, иерархичностью и «цветущей сложностью» внутрисемейных связей.
Мы продолжаем публикацию отрывков из «дневника настоятеля» игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ). Сегодня представляем письмо старообрядческого епископа Леонтия (Кречетова) (Русская Древлеправославная Церковь) от 1988 года.